МЕЖДУНАРОДНАЯ
   АКАДЕМИЯ
      ТРЕЗВОСТИ
Аббас – арабский халиф, дядя Мухаммеда Абдул-Баха (1844-1921) – глава бахаев Аввакум Петрович (1620/21-1682) – протопоп, глава старообрядчества Али Нури Мирза Хусейн (Баха-Улла) (1817-1892) – основатель бахаизма Амосов Николай Михайлович (1913-2002) – хирург, академик, член ЦС ВДОБТ Анслингер Гарри (1893-1975) – один из лидеров мирового прогибиционистского движения Асбери Фрэнсис (1745-1816) – первый методистский епископ Белов Василий Иванович (р. 1932) – русский писатель Бенсон Эзра Тафт (1899-1994) – духовный лидер адвентистов седьмого дня Бирюков Павел Иванович (1860-1931) – российский издатель, общественный деятель Бодхихарма (?-528/536) – основатель чань-буддизма Братанов Димитр Цочев (1909-?) – общественный и государственный деятель Болгарии Будда (Сиддхартхе Гаутаме) (623-544 до н.э.) – основатель буддизма Бунге Густав (1844-?) – профессор физиологии, доктор медицины, доктор химии Бутс Уильям (1829-1912) – основатель Армии спасения Вагнссон Рубен (1891-1978) – шведский государственный деятель, президент IOGТ Весли (Уэсли) Джон (1703-1791) – основатель методизма Весли (Уэсли) Чарльз (1708-1788) – основатель методизма Гагарин Станислав Семенович – русский писатель Ганди Мохандас Карамчанг (1869-1948) – индийский религиозный деятель, моралист Георгий Победоносец (?-303) – святой великомученик Гладков Борис Ильич (1847-?) – председатель Всероссийского Трудового Союза Христиан-Трезвенников Горбунов-Посадов Иван Иванович (1864-1940) – русский педагог, писатель, издатель Гхош Ауробиндо (1872-1850) – индийский религиозный философ Дейчман Эммануил Исаакович (1889-1968) – ответственный секретарь Всесоюзного совета противоалкоголных обществ в СССР Дернов Александр Александрович (1851-1923) – председатель Иоанно-Предтеченского Братства трезвости в России Домбровский Август (XIX-XX вв.) – меценат, основатель трезвеннического общества «Северное сияние» в Латвии Достоевский Федор Михайлович – русский писатель Дудочкин Петр Петрович (1916 – 2003) – русский писатель Жданов Степан Иванович (1926-1996) – основатель Международной Славянской Академии Заратуштра (Заратустра) Зороастр (между 10 и 6 вв. до н.э.) – пророк и реформатор древне-иранской религии Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) – врач, энциклопедист Иванов Порфирий Корнеевич – основатель учения о здоровом образе жизни Иисус Христос – Богочеловек, Сын человеческий Иоанн (Снычев Иван Матвеевич) (1927-1995) – митрополит С.-Петербургский и Ладожский Русской православной церкви Иоанн Златоуст (347-407) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – предшественник Иисуса Христа Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич) (1829-1908) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Лествичник (до 579-ок. 649) – византийский религиозный писатель Караваев Виталий Васильевич (1913-1985) – основатель караваевского движения в России Карлсон Свен-Олоф – президент IOGT Катанов Николай Федорович (1862-1922) – профессор, лидер трезвеннического движения в России Кёртис Натаниэль (1801-1863) – лидер международного трезвеннического движения Ковен (Кальвин) Жан (1509-1564) – основатель Кальвинизма Кокушкин Яков Карпович (1892-1984) – зачинатель V этапа трезвеннического движения в СССР Колстад Хельге (р. 1944) – деятель мировою трезвеннического движения Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) – основатель конфуцианства Красноносов Игорь Александрович (1923-1999) – русский социолог, основатель 5 этапа трезвеннического движения в России Крепелин Эмиль (1856-1926) – немецкий психиатр, основатель научной школы Кун Леврет – основатель Международной организации обществ трезвости (IOGT) Лао-цзы (VII в. до н.э.) – основатель философского даосизма в Китае Ларин Юрий (Ларин Михаил Александрович, Лурье Михаил Зальманович) (1882-1932) – председатель Всесоюзного совета противоалкогольных обществ в СССР Левский Васил (1837-1873) – прародитель трезвеннического движения в Болгарии Линкольн Авраам (1809-1865) – 16-й президент США, сторонник сухого закона Мальцев Терентий Семенович (1895-1994) – русский полевод, народный академик Маркуссон Аке – президент IOGТ Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, Болдиску) (1910-1997) – лауреат Нобелевской премии Матью Теобальд (1790-1856) – капуцинский монах в Ирландии Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1888) – русский этнограф Миллер Уильям (1782-1849) – основатель адвентизма Мухаммад Абд аль-Ваххаб (1703/04-1792) – основатель ваххабизма Мухаммед (Магомет, Магомед) (570-632) – основатель ислама, пророк Носов Николай Николаевич (1908-1976) – русский писатель Орне Джонатан (1825-1890) – руководитель Международной организации добрых храмовников Павлов Иван Петрович (1849-1936) – советский академик, физиолог Пророк Даниил – праведник, мудрец Рабиндранат Тагор (1861-1941) – индийский писатель и общественный деятель Рамакришна Шри (Гададхар Чаттерджи) (1836-1886) – индийский мыслитель Рачинский Сергей Александрович (1843-1902) – народный учитель в России Раш Бенджамин – проповедник трезвости в США Свами Прабхупада (1896-1977) – основатель Международного общества сознания Кришны Святослав – князь Киевской Руси Серафим Саровский – святой Русской Православной Церкви Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314/1319-1392) – святой Русской Православной Церкви Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – создатель русской физиологической школы Сикорский Иван Алексеевич (1842-1919) – русский психиатр, публицист Смит Джозеф младший (1805-1844) – основатель Церкви Иисуса Христа святых последних дней в США Смит Мервин (XIX в.) – лидер международного трезвеннического движения Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ Соловьев Александр Титович (1853-1919) – председатель Казанского общества трезвости Тенев Иван (1913-1976) – председатель Национального комитета трезвенности Болгарии Тёрнбул Уильям (1842-1925) – руководитель Международной организации добрых храмовник Тициан – итальянский живописец Толстой Лев Николаевич (1829-1910) – русский писатель Углов Федор Григорьевич (1904-2008) – русский хирург, академик Финч Джон (1852-1887) – деятель международного трезвеннического движения Фишер Анна Клара (1921-1967) – президент Немецкого союза женщин-трезвенниц Фокс Джордж (1624-1691) – основатель квакеров Фокс Чарлз (1873-1929) – основатель пятидесятничества Форель Август (Огюст) (1848-1931) – швейцарский невропатолог, президент Нейтрального IOGT Форсайт Джесси (1847-1937) – деятель международного трезвеннического движения Франклин Бенджамин (Вениамин) (1706-1790) – американский государственный деятель Худолин Владимир (XIX-XX вв.) – профессор, основатель Международного движения семейных клубов трезвости Чамберс Гарри (1803-1896) – лидер международного трезвеннического движения Чейз Симеон (?-1909) – лидер международного трезвеннического движения Челышов (Челышев) Михаил Дмитриевич (1866-1915) – депутат Государственной Думы России Чуриков Иван (XIX-XX вв.) – лидер движения чуриковцев в России (духовных христиан-трезвенников) Шичко Геннадий Андреевич (1922-1986) – лидер трезвеннического движения в СССР, создатель метода избавления от зависимостей Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950) – индийский философ, мыслитель Штубер Вилли (1928-1996) – президент Интернационального союза безнаркотического воспитания

Основные термины и понятия, применяемые в антинаркотической воспитательно-профилактической работе с подростками и молодежью

Т


Табак – табачное сено с наполнителями, специально приготовленное для отравления человеческого организма. Кроме табачного сена в табачный яд входят разные другие наполнители: ментол, селитра и другие компоненты, вплоть до «кумарина» (крысиного яда). В некоторых публикациях указывается, что в состав табачных ядов может входить до 600 компонентов. При этом у каждой фирмы свои «Ноу-Хау». (по А.А. Звереву)


Табачно-алкогольно-наркотическая зависимость – комплекс, состоящий из: табачно-алкогольно-наркотической запрограммированности (программы) и физиологических механизмов, заставляющий человека отравляться табачно-алкогольно-наркотическими ядами. Главным в комплексе является программа. (по А.А. Звереву)


Табачно-алкогольно-наркотические абсурдизмы – набор абсурдов, так или иначе связанных с отравлением табачно-алкогольно-наркотическими ядами.


Табачно-алкогольно-наркотические абсурдисты – люди, носители и распространители табачно-алкогольно-наркотических абсурдизмов.


Табачно-алкогольно-наркотические программисты – люди, способстующие появлению у других людей табачно-алкогольно-наркотической запрограммированности.


Табачный отравленник – «курильщик» - человек, сознательно отравляющий себя табачными ядами.


Табачный отравляющий снаряд – сигарета, папироса, сигара, сигарелла и т.д.


Танатология (греч. tanatos – смерть и logos – учение) – учение о смерти, т.е. наука, изучающая процесс умирания, причины и проявления смерти. Т. подразделяется на общую и частную. Общая Т. изучает общие закономерности процесса умирания, трупные изменения и их зависимость от состояния внешней среды, особенности исследования трупа для определения причины смерти и т.д. Частная Т. рассматривает особенности танатогенеза при различных заболеваниях, повреждениях, отравлениях и других причинах смерти. Судебная Т. – раздел Т., входящий в компетенцию судебных врачей, изучает все виды насильственной смерти и скоропостижную смерть.


Теория «культурного пития». В этой теории заключена самая прямая ложь об ал-ле. Пьянство, пусть даже «умеренное», - это порок. Порок же не может быть чуть-чуть. Нет в пороке и никакой культуры. Мы же не говорим о «культуре» воровства! Употребление алкоголя в любых дозах и по любому поводу – это один из опаснейших видов наркомании. А, следовательно, любое «чуть-чуть» - это начало конца. Т.к.п. - одновременно инструмент и идеология внедрения в человека, в семью, в общество в целом табачно-алкогольно-наркотической запрограммированности, то есть всех составляющих программы заставляющей человека самоотравляться. Сверхзадача Т.к.п. состоит в том, чтобы поставить человека, семью, общество в целом перед ложным выбором: «Учись травиться, и травись красиво, умеренно и культурно, а иначе станешь пьяницей, алкоголиком». (по Г.А.Шичко и А.А.Звереву)


Теория алкогольного скепсиса. Она отрицает возможность вытеснения из нашей жизни спиртного, признавая сложившуюся ситуацию роковой, безнадежной. Представители этой теории, в принципе, допускают возможность отрезвления народа, но не верят, что от этого будет какая-то польза. Они считают, что запрет на ал-ль приведет к наркомании, токсикомании, употреблению различных суррогатов. Но подобные пророчества явл. клеветой на род человеческий. Они равносильны воспитанию всех нас потенциальными преступниками, чьи уголовные наклонности рано или поздно проявятся, в той или иной форме, как только представится к этому случай. Термин Т.а.с. впервые предложен Г.А. Шичко.


Теория заполнения алкогольного вакуума. Суть сводится к утверждению, что нельзя вытеснять из жизни алкогольные изделия, поскольку образовавшийся вакуум сразу же будет заполнен самогоном и суррогатами. На самом деле распространению самогона и суррогатов способствует как раз государственная продажа спиртных изделий. Всего лишь один пример доказывает это. Так, после отмены в 1925 году ограничительного закона, когда в торговую сеть хлынул поток сорокаградусной, резко повысилось и производство самогона: к 1929 году по сравнению с 1925-м его количество возросло в 1,7 раз. Термин Т.з.а.в. впервые предложил Г.А. Шичко.


Теория массового алкоголизма – создана русским статистиком С.А. Первушиным в конце XIX в. Т.м.а. систематизировала общественные причины ал-зма, выясняла последствия употребления ал-ля и намечала способы борьбы с этим злом. С.А. Первушин выделил три вида ал-зма: столовый; порождаемый неудовлетворенностью и бытовой или обрядовой.


Теория трезвости – комплекс теоретических и практических сведений, позволяющих утверждать и сохранять трезвость человеку, семье, обществу в целом. Т.т. существует как противовес «теории культурного-умеренного пития». (по А.А. Звереву)


Терапия – (греч. therapeia - уход, лечение) – лечение больного.


Территория трезвости – так называют место, где люди, осознав непоправимый вред алкоголя, добровольно отказались от его употребления; территория, на которой объявлен «сухой закон» - прекращена продажа алкогольных изделий, закрыты подобные магазины. Обычно это происходило по требованию жителей нас. пункта или территории на сходе. Так называет себя и трудовой коллектив, объявивший пьянству решительный бой. Иногда их называли территорией или коллективом высокой культуры и трезвого быта. Наибольшее распространение это движение получило во второй половине 80-х годов XX века. В 1987 г. в этом движении в стране участвовало 10,5 тыс. населенных пунктов. Активно проходила такая работа в Татарстане, Липецкой, Калининской, Воронежской и ряде других областей и краев России, в Белоруссии.

В 1885 г. с введения Т.т. в России начался II этап трезвеннического движения.


Тестирование антиалкогольное (англ. testиспытание, проверка) – частный метод эмпирического социологического исследования, состоящий в применении систем специально отобранных социологическими методами высказывания – тестов, предъявляемых респондентам с целью получения надежной и валидной информации об интересующих признаках. Тест состоит из двух частей: а) предваряющего материала (выдачи, инструкции или вопроса) и б) указаний относительно регистрации получаемых ответов. Типичная для тестов стандартизация ситуации обеспечивает им в отличие от «свободного» наблюдения поведения большую сравнимость и, как следствие, большую объективность результатов.


Техника в трезвенническом воспитании – совокупность устройств, приспособлений, приборов, аппаратов, с помощью которых реализуются средства трезвеннического воспитания. Сюда прежде всего относятся оптико-механическая аппаратура (опнопроекторы, диапроекторы), радиотехническая, телевизионная, магнитофонная аппаратура, компьютеры, а также простые механические приспособления для демонстрации аппликаций и т.д. Технические устройства используются в трезвенническом воспитании, как для обучения (самообучения) населения, так и для контроля усвоения знаний.


Типы зависимости. Наркомания – это общий термин, применяемый ко всем видам зависимости от разных наркотиков. Однако в профессиональной терминологии должно быть точное разделение, здесь различают несколько типов зависимости: Алкогольный тип: все алкогольные изделия; Амфетаминовый тип: амфетамин, дексамфетамин, метамфетамин, метил-фенидан и фенаетразин; Барбитуровый тип: барбитураты преимущественно короткого действия и некоторые успокаивающие средства, например, хлоралгидрат, диазепам, мепробамат, метаквалон; Каннабиноловый тип: препараты индийской конопли, марихуана (бханг, дагга, киф, маконга) и гашиш (ганджа, чарас); Кокаиновый тип: кокаин и листья коки; Галлюциногеный тип: ЛСД, ДМТ, мескалин, псилоцибин, СТП; Тип Кату: препараты растения; Опиумный тип: опиум, морфин, героин, кодеин, синтетические наркотики, по свойствам близкие к морфину, например, метадон (гептадон) и петидин; Тип растворителей: ацетон, бензин, четыреххлористый углерод и др.


Токсикология судебная (от греч. toxikonяд,logosслово, учение), отрасль судебной медицины и общей токсикологии, изучающая свойства ядов, механизм их действия, признаки отравления в целях убийства, самоубийства, при несчастных случаях на производстве, в быту, при применении лекарств. веществ.


Токсикомания – (греч. toxikon - яд + греч. mania - безумие, страсть) – общее название болезней, проявляющихся влечением к постоянному приему некоторых веществ и развитием в связи с этим хронической интоксикации. Т. – потребление наркотических веществ, не взятых под контроль и не отнесенных юридически к наркотическим, но вызывающих привыкание и болезненное пристрастие (например курение).


Токсины – ядовитые вещества, продукты жизнедеятельности микроорганизмов.


Толерантность или повышенная толерантность; необходимость увеличенных доз ал-ля для получения желаемого эффекта или же четко выраженное уменьшенное кол-во его. Вместе с симптомами отвращения повышенная Т. может быть критерием алкогольной зависимости.


Тост (Тосты) – короткие «застольные» высказывания в среде собравшихся для наркотического самоотравления, облегчающие процесс самоотравления и способствующие ускоренной выработке условного рефлекса на самоотравление наркотиком (чаще всего алкоголем) и содержащие «ключевые (командные) слова», на которые собственно и вырабатывается рефлекс на самоотравление.

Слова в Тосте делятся на командные и обрамляющие. Например, слово ЗА является основным командным словом практически любого тоста. Все остальные слова в тосте (их «занимательность» и «витиеватость») служат только для обрамления «командных» слов тоста. Именно командные слова тоста и запускают программу самоотравления. Наряду с командным словом ЗА есть и другие «Ну будем…», «Давайте вздрогнем…» и т.д. (по А.А. Звереву)


Травиться табачным ядом – в программе, заставляющей человека отравляться маскируется словом «курить». «Курить» значит отравляться табачным ядом.


Традиции А.А. – традиции общества Анонимных алкоголиков. «12 Традиций А.А.» представлены в так называемой «краткой форме», в форме, в которой они в настоящее время обычно используются. Это сжатый вариант Традиций А.А., первоначально изложенных в 1946 г. в «развернутой форме».

1. Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства А.А.

2. В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет – любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители всего лишь облаченные доверием исполнители, они не приказывают.

3. Единственное условие для того, чтобы стать членом А.А. – желание бросить пить.

4. Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или А.А. в целом.

5. У каждой группы есть лишь одна главная цель – донести наши идеи до тех алкоголиков, которые все еще страдают.

6. Группе А.А. никогда не следует поддерживать, финансировать или представлять имя А.А. для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали нас от нашей главной цели.

7. Каждой группе А.А. следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне.

8. Сообщество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной квалификацией.

9. Сообществу А.А. никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления; однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают.

10.Сообщество Анонимных Алкоголиков не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя А.А. не следует вовлекать в какие либо общественные дискуссии.

11. Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и кино.

12. Анонимность – духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности.


Транквилизаторы – (от лат. tranquillo - успокаивать; син.: анксиолитики, атарактики) – лекарственные средства, подавляющие патологические страхи, напряжение, беспокойство; применяются главным образом при невротических расстройствах.


Транквилизаторы (от лат. tranquillo – успокаиваю) – психотропные средства, уменьшающие чувство напряжения, тревоги, страха.


Транс – (франц.transe) – кратковременное (1-2 мин.) состояние амбулаторного автоматизма (помрачнение сознания без бреда и галлюцинаций), при котором больной куда-то бежит, раздевается и совершает другие импульсивные действия с последующей амнезией; наблюдается при эпилепсии.


Транс – состояние отстраненности от бесконечного потока событий, текущего из прошлого в будущее. Это состояние наступает при полной концентрации внимания на каком-либо внутреннем или внешнем объекте или происшествии.

Каждый человек в своей жизни многократно сталкивается с такими состояниями. Мы испытываем Т., когда: погружаемся в собственную мысль и становимся рассеянными; делаем гимнастику; водим машину; смотрим кино, которым увлечены; читаем.

Во всех этих состояниях мы погружены в некоторые свои действия или внешние зрелища, которые происходят вне потока «прошлое-будущее». Мы становимся наблюдательными по отношению к самому потоку. Такая внутренняя позиция расслабляет, приносит облегчение и радость.


Тревожность – психическое явление, имеющее три формы: кратковременная эмоциональная реакция слабо выраженного неадекватного страха, влияющая на суждения и решения; аналогичное психическое состояние; свойство личности, предрасполагающее к частным проявлениям реакций и состояний Т.


Трезвая жизнь – жизнь в свободе от отравления наркотическими ядами естественное, и единственно разумное состояние человека, семьи, общества. Поэтому общество всегда стремится к своему естественному состоянию. В этом движении различается несколько уровней, которые разделяются на два крупных:

- стихийное движение народа к трезвости и

- организованное движение народа к трезвости. (по А.А. Звереву)


Трезвение является синонимом слова «бодрствование», которое имеет значение «бдительность, неусыпность, неустрашимость, храбрость, здравомыслие». Христианский писатель Исихия (V в.) понимает под трезвением глагол «хранение» и считает, что «трезвение – это навык добродетели» (с. 157). Епископ Игнатий (Брянчанинов) также понимает трезвение как «тщательное соблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими», а также «постоянное бодрствование над собой».

М.В. Осорина раскрывает «трезвение», как отстранение от ситуации, которое позволяет отличить мир реальный, от мира фантазий, что возможно при сформированных механизмах самопознания и зрелой психической саморегуляции.

Г. Дьяченко под Т. понимает такое состояние духа, когда тот недоступен увлечениям, пристрастию и прочим склонностям, и когда, напротив, руководствуется в суждениях и действиях здравым смыслом, правильными понятиями и взглядами на вещи. Он указывает, что такое состояние приобретается опытом и продолжительной жизнью, считая, что оно есть наилучшее украшение старости, а так как пожилые люди находятся в трезвенном состоянии, то сберегается все хорошее во всех отношениях, охраняются все благие порядки в жизни. Как видим, слову Т. придается более возвышенный смысл. Одновременно с тем, под Т. понимается «разумная, сознательная жизнь без мифов и иллюзий, жизнь духовно-нравственная, здравая, правильная, в которой отвергается всякое употребление опьяняющих веществ».

Под термином Т. М.В. Осорина понимает как отстранение от ситуации, которое позволяет отличить мир реальный, от мира фантазий, что возможно, как она считает при сформированных механизмах самопознания и зрелой психической саморегуляции. Религиозные писатели, также понимали под этим термином «бодрствование». К примеру, христианский писатель Исихия (V в.) употребляет слово Т., под которым понимает хранение «чистоты сердца», «чистоты ума» от «страстных помыслов и слов, и худых дел» и предлагает для «правой и богоугодной жизни» наблюдать за мечтаниями и помыслами, не пускать их до себя, помнить о неизбежной смерти и беспрестанно молиться. Он считает, что Т. – это навык добродетели. (по С.С. Аникину)


Трезвеннеческая деятельность – форма трезвого бытия и трезвенный способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира в аспектах формирования культуры здоровья.


Трезвенник – человек, не имеющий питейной запрограммированности и не употребляющий спиртное.


Трезвенник естественный – человек, физически свободный от отравления табачно-алкогольно-наркотическими ядами и избежавший табачно-алкогольно-наркотической запрограммированности. (по А.А.Звереву)


Трезвенническая мысль. В своем развитии Т.м. прошла долгий и тернистый путь от первого предположения о том, что посредством сурового наказания можно предупредить пьянство, до современных теорий формирования трезвого образа жизни подростков и молодежи. Рассматривая развитие трезвеннической педагогической мысли во всемирной истории, А.Н. Якушев выделил четыре основные этапа:

- первый этап – доэмпирический – примерно с VII тыс. до н.э. по XIV в. до н.э., когда преобладали алкогольные предрассудки и иллюзорные представления;

- второй этап – метафизическо-философский – примерно c XIV в. до н. э. по IV в. до н.э., когда высказывались предположения и субъективные взгляды о том, что опьяняющие изделия вредны для здоровья человека;

- третий этап – метафизически-педагогический – примерно с IV в. до н. э. по 1878 год, когда высказывались предположения и субъективные взгляды о том, что посредством антиалкогольного воспитания и обучения можно предупредить пьянство;

- четвертый этап – научно-педагогический – с 1878 года по настоящее время, когда особое значение приобретают эмпирические исследования.


Трезвенническое просвещение – вооружение учащихся и молодежи знаниями о вреде курения, ал-ля и других наркотиков, должно учитывать ряд факторов: 1) четко представлять назначение избранной формы воспитательного воздействия (лекция, беседа, объяснение в ходе урока); 2) у школьников и молодежи должно сложиться представление о том, что они лично могут сделать для уменьшения и, в конечном счете, искоренения пьянства; 3) учитель должен наметить, против каких ошибочных мнений, позиций, установок направит он свою деятельность.


Трезвенничество ( от лат. temperantia – воздержание), раньше – движение трезвенничества. Слово использовалось для обозначения полного воздержания (значение, широко применяемое в Англии). Таким образом: отель для трезвенников, гостиница трезвенников и т.д., где алкогольные изделия запрещены.


Трезвенное воспитание – целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого осуществляется развитие разумной, сознательной личности, отвергающей всякое употребление опьяняющих веществ, строящую свою жизнь без мифов и иллюзий, на принципах здравомыслия, здравосозидания, здравотворчества, правильного поведения и духовно-нравственных ценностей своего народа. На взгляд С.С.Аникина более емкое понятие, чем, к примеру «трезвенническое воспитание», потому что под ним скрыты разнообразные формы жизнедеятельности человека, которые существуют вопреки идеологии опьянения.


Трезвенное образование как процесс– освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы трезвенных знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической трезвеннической деятельности, ценностных ориентаций на культуру здоровья и отношений;

как результатдостигнутый трезвенный уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта трезвеннической деятельности и отношений;

как система – совокупность трезвенных образовательных программ и государственных образовательных учреждений, органов управления образованием.


Трезвенное обучение – специально организованный трезвенный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности:

преподавание («руководство учением») – организация учебного труда обучаемых, формирование у них трезвенной мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания трезвенного образования;

учение усвоение содержания трезвенного образования и опыта учебно-познавательной трезвеннической деятельности обучаемыми.


Трезвенное развитие личности – процесс формирования трезвой личности как социального качества индивида в результате его социализации и трезвеннического воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества.


Трезвенное самовоспитание – осознанная, целеустремленная трезвенническая деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.


Трезвенное самообразование – активная целенаправленная познавательная трезвенническая деятельность человека, связанная с поиском и усвоением трезвенных знаний в интересующей его области.


Трезвенность – мировоззрение, которое не признает оправданным употребление опьяняющих веществ в любых дозах и по любым поводам. Т.– разумная сознательная жизнь без мифов и иллюзий, жизнь духовно-нравственная, здравая, правильная деятельность в которой отвергается всякое употребление опьяняющих веществ. (по С.С.Аникину)


Трезвенные движения – широкая активная противоалкогольная деятельность населения.

Первое Т.д. (1858 – 1860) началось в период революционного подъема и явилось наиболее ярким его проявлением. Движение возникло сначала в Ковенской, потом Виленской и Гродненской губерниях, а через год распространилось на десятки других. Оно было стихийным и истинно народным, суть его состояла в том, что в знак протеста против злоупотреблений откупщиков, сравнительной дороговизны и значительной токсичности водки, россияне коллективно отказывались от ее употребления. Население не подчинялось распоряжению царизма об уничтожении существующих и запрещении создания новых обществ трезвости. 26.10.1860 г. был принят законодательный акт о замене с 1863 г. откупной системы акцизной.

Второе Т.д. началось в мае 1885 г. в связи с предоставлением сельским обществам права закрывать в пределах своих территорий кабаки. В течение нескольких лет десятки тысяч обществ потребовали очистить их земли от питейных заведений. Русь быстро трезвела, царизм быстро остановил этот бесподобный социальный процесс введением водочной монополии. Теперь частные кабаки сменили государственные казенки, право местного запрета было резко ограничено, начался подъем пьянства, однако даже в 1913 г. душевное потребление абсолютного потребления алкоголя в России было в 7 раз ниже, чем во Франции и равнялось всего лишь 3,13 л. Противоалкогольная борьба прогрессивных сил России, в том числе и большевиков, нарастала.

11.03.1914 г. новый министр финансов Барк расширил возможности закрытия питейных заведений сельскими обществами, это вызвало третье Т.д., которое с началом войны завершилось установлением трезвости на огромных просторах нашей Родины, причем не по воле царя, как считают многие, а народа.

Советская власть сохранила режим трезвости, и он был закреплен Постановлением СНК «О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, «крепких напитков» и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ», утвержденное В.И. Лениным 19.12.1919 г., и «Планом Электрификации РСФСР», предписавшем сохранить «Запрещение потребления алкоголя… как, безусловно, вредного для здоровья населения».

Октябрьский 1924 года пленум ЦК ВКП (б) по настоянию Сталина, Бухарина, Рыкова и еще четырех единомышленников принял решение о введении водочной монополии. Пленум ЦК партии был против этой опасной меры, однако «семерка» сделала нужное заявление, будто В.И. Ленин летом и в сентябре 1922 г. «несколько раз заявлял каждому из нас, что… необходимо будет ввести водочную монополию…». (И.В. Сталин Соч. т.9.с.192). Сталин скрыл письмо Ленина от 13.10.1922 г., адресованное ему лично, в котором против введения водочной монополии выдвинуты два веских аргумента: «…серьезнейшие моральные соображения и ряд деловых возражений Сокольникова» (В.И. Ленин. Соч., изд. 5, т.45, с.223). Против введения монополии возражали многие, в том числе старые большевики-ленинцы, например, Н.К. Крупская. В прениях на октябрьском 1924 года Пленуме ЦКК она призвала «бороться против закона о введении монопольки" при этом обратила внимание «на полную необоснованность цифровых данных Госплана, на отсутствие даже попытки выяснить причины распространения самогона», на «отрицательное отношение Владимира Ильича к торговле сивухой» («Известия» 11.10.1924 г., с.6.).

Монополию ввели через год (1.10.1925 г.) после решения октябрьского Пленума ЦК партии, причем перерыв был использован для подготовки населения к этому пагубному событию с помощью надуманных оправданий опасного шага и «рыковки» (30° водочные изделия). Отсюда видно, что монополия была введена обманным путем.

Вредоносное мероприятие сразу же породило массу бед: дезорганизацию производственной деятельности, общественной и семейной жизни; невыполнение планов, массовые прогулы и порчу оборудования; разложение партийных, профсоюзных и государственных кадров; резкий подъем самогоноварения, хулиганства и преступности. Создалась кризисная ситуация, для выхода из нее решили создать Общество борьбы с алкоголизмом (ОБСА).

Общество было открыто в феврале 1928 г., с июля стал выходить его журнал «Трезвость и культура». Началось замечательное советское трезвенное движение. Под влиянием Общества и при его непосредственном участии в 1929 г. вышли прогрессивные и серьезные противоалкогольные законы. Большую активность проявляли дети, особенно пионеры, они устраивали трезвенные митинги и демонстрации. Закрывались предприятия алкогольной промышленности и места торговли спиртным, многие труженики добровольно переходили к трезвости, были найдены интересные формы проведения трезвенной работы. Под влиянием ОБСА и детского движения первый пятилетний план так изменили, чтобы к завершению его резко снизилось производство водки и пива; во вторую пятилетку предполагалось полностью изжить эти отравляющие жидкости.

Триумфальное шествие трезвости испугало кое-кого из власть предержащих, поэтому на всесоюзный совет противоалкогольных обществ, ОБСА и журнал «Трезвость и культура» обрушились тяжелые и необоснованные удары. Ясная, четкая и реальная цель – утверждение в стране трезвости, была осуждена как узкотрезвенническая, вместо нее выдвинули широкую и туманную – выполнение «указаний т. Сталина об улучшении культурных и бытовых условий широчайших трудящихся масс». («Культура и быт».-1931.-№27.-с.11.). «Новаторы» решили уничтожить пьянство путем борьбы с клопами, вшами, грязью и т.п. Эта идеологическая диверсия привела к ликвидации трезвенного движения (1932 г.). Общество уничтожили, однако, положительные результаты его деятельности долго давали знать о себе, не случайно до войны пьянство в СССР было слабо распространено, о чем свидетельствует, например, такой факт: в 1980 г. продано алкогольных изделий в 7,8 раз больше, чем в 1940 г., а население за это время выросло только на 1,36 раза.

В 1981 г. начался пятый этап Т.д. Оно связано с межведомственной научно-практической конференцией «Профилактика пьянства, алкоголизма в промышленном городе», состоявшейся в г. Дзержинске. Здесь пропагандисты трезвости впервые открыто и единым фронтом выступили против сторонников так называемого умеренного питья и были поддержаны большинством делегатов. (по Г.А. Шичко)


Трезвенные убеждения – основанная на научных трезвенных знаниях и личном опыте уверенность в несостоятельности алкогольного поведения и в объективной социальной необходимости осознанного полного воздержания людей от употребления алкоголя и активного участия в антиалкогольной деятельности.


Трезвость – естественное, творческое и единственно разумное состояние человека, семьи, общества, государства. Т. это полная свобода от табачно-алкогольно-наркотических самоотравлений. (по А.А. Звереву) Обзор С.С. Аникиным десяти словарей общего порядка показал, что слово Т. в большинстве из них отсутствует. Исключение составляют словарь Т.Ф. Ефремова, где этот термин раскрывается как «здоровая рассудительность, свободная от иллюзий, самообмана» и словарь С.И. Ожегова, который дает более чем скромное определение: «Трезвость – 1. см. трезвый; 2. Воздержание от спиртных напитков; 3. Состояние трезвого человека». Видимо читателю следует иметь большую интуицию и богатое воображение или опыт, чтобы чувствовать, понимать, а затем раскрывать значение термина Т. Авторами большинства словарей слово «трезвый» рассматривается в нескольких вариантах: как не пьяный, не хмельной, вообще воздержанный в спиртном, непьющий и не упивающийся. А также как человек, отличающийся «здравой рассудительностью», свободой от иллюзий, самообмана, кто «руководствуется в своих поступках, суждениях требованиями рассудка», «здравого смысла», «чуждый мечтательности, фантазерства», «здравомыслящий», «рассуждающий и поступающий здраво, разумно», «без хмеля в голове», как «трезвенный человек».

Словари энциклопедического характера о Т. не сообщают ничего, зато трезвенников относят к членам религиозных групп, таких как анпиловцы, колосковцы, чуриковцы, которые возникли в конце XIX – начале XX века, и были близки к духовным христианам, которые пропагандировали трезвость и религиозно-нравственное самосовершенствование. Вполне вероятно, что составители словарей усматривали в слове Т. религиозно-мистический смысл, и видимо, поэтому изъяли его из словарного запаса русского языка в советский период времени.

Попытка отыскать слово Т. в церковных словарях также не увенчалась успехом. Для Г. Дьяченко быть трезвым, то же что и быть бодрственным, т.е. бдительным, неусыпным, неустрашимым, храбрым, сильным. В его понимании, быть трезвенным – значит быть воздержанным. Рассуждая о Т., он говорит о душевной трезвости, о таком состоянии духа, когда тот недоступен увлечениям, пристрастию и прочим склонностям. Когда человек, напротив, руководствуется в суждениях и действиях здравым смыслом, правильными понятиями и взглядами на вещи. Такая трезвость, по утверждению Г. Дьяченко, приобретается опытом и продолжительной жизнью. Он считает, что Т. – есть украшения старости. И поясняет, что благодаря Т. пожилых людей, сберегается все хорошее во всех отношениях, охраняются все благие порядки в жизни. Но он, также как и большинство авторов, не рискует дать определение Т. и, видимо, понимает Т., как умеренность, бодрствование и здравомыслие.


Трезвый образ жизни – реально практикуемые нормы, правила и стереотипы поведения людей, способы их повседневной деятельности, характеризующиеся полным воздержанием от потребления алкоголя и других наркотических веществ и активным участием в преодолении наркотических предрассудков, трезвенных предубеждений, алкогольных обычаев, эпизодического употребления алкоголя и других наркотиков.

Ряд авторов под Т.о.ж. (Д.М. Аронов, Б.М. Левин, В.Н. Ягодинский и др.) понимают только неупотребление алкоголя, другие (А.Л. Афанасьев, Н.А. Гринченко, А.Г. Макеева, А.Н. Маюров, Л.К. Фортова, В.В. Макаров и др.) расширяют этот спектр на другие препараты и вещества, употребляемые с целью изменения психического состояния.

Традиционно образ жизни трактуется как форма человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных отношений. Он фиксирует особенности: коммуникативных способностей личности, межличностного общения, группового и индивидуального поведения; склада мышления людей в трудовой, общественно-политической и других сферах жизнедеятельности; отношений к научным знаниям, религии и политике и т.д.

Формируют и обуславливают образ жизни социально-экономических, культурных и природных условий, но он не сводится к совокупности тех или иных обстоятельств. Образ жизни отражает взаимосвязь и взаимодействие коллективности и индивидуальности, общественного и личного, как утверждает С.С. Аникин. Взятый в единстве объективного (способ совместной деятельности, общественная связь людей, определяющие характер их общения и поведения) и субъективного (цели общения, интересы и мотивы деятельности, ценностные ориентации) аспектов, образ жизни выступает как целостная структура, состоящая из элементов материальной и духовной жизни общества.

Т.Н. Авдонина под Т.о.ж. понимает такой образ жизни личности, отличительной чертой которого является трезвый стиль поведения и общения, который характеризуется двумя показателями:

  1. Потребление спиртных изделий (сознательный и добровольный отказ от потребления спиртных изделий);
  2. Отношение к потреблению спиртных изделий (критическое отношение к любым формам потребления алкоголя).

Она считает, что закрепление Т.о.ж. будет происходить через традиции, обычаи, обусловленные трезвостью, и социальные институты, которые позволят расширить его в виде образца поведения и форм общения до уровня традиционного образа жизни. (по С.С. Аникину)


Тренинг собриально-психологический – совокупность трезвенных методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений.

Методы Т.с.-п. направлены на развитие трезвенных способностей индивидов, рефлексивных навыков (умение анализировать поведение и состояние членов группы и свое собственное, ситуацию и себя в ней), умения адекватно воспринимать себя и окружающих. В группах Т.с.-п. вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на алкогольную ситуацию, быстро перестраиваться в различ. условиях и разных группах. Т.с.-п. проводится как со специально подобранными для этой цели группами, так и с реальными группами людей, связанными производственными или иными устойчивыми отношениями. В последнем случае нередко ставиться задача улучшения трезвеннического климата в группе.


Трудновоспитуемость – такое состояние личности, которое идентифицируется с сопротивляемостью целенаправленным педагогическим воздействиям. Она может детерминироваться различными причинами: ошибками в воспитательной тактике, особенностями темперамента, характера, дефектами психического и социального развития и т.д. Сопротивление педагогическому воздействию не всегда тождественно педагогической запущенности и, тем более, девиантному поведению. Т. может проявляться как результат возрастного кризисного периода развития ребенка, либо быть вызвана неумением педагога найти адекватные меры педагогического воздействия и т.д. (по С.А. Завражину)


Трудные дети (подростки) – дети (подростки) с затруднениями или нарушениями процесса социализации. К числу трудных обычно относят детей: а) неуспевающих; б) недисциплинированных; в) имеющих физические или психические недостатки; г) болезненных; д) отстающих в интеллектуальном плане; ж) педагогически запущенных; з) социально запущенных; и) несовершеннолетних правонарушителей.


У


Убеждения в отношении культуры здоровья – осознанная система взглядов, представлений, знаний, которые определяют отношение человека к здоровью и которыми он руководствуется в своей практической деятельности. Наличие тех или иных У.о.к.з. часто становится мотивом выбора индивидом определенного стиля жизни, что связано с потребностями подтвердить свои убеждения на практике. Предпосылками формирования убеждений, касающихся здоровья, являются ценностные ориентации, свойственные социальной группе к которой принадлежит индивид, а также личностные характеристики – возраст, состояние здоровья, семейное положение, взгляды, мнения и т.д.


Убеждения трезвеннические – личностные образования, в основе которых лежат трезвенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношение человека к алкогольной действительности и его поступкам.

Проблема становления У.т. одна из ключевых в трезвенном воспитании. Особую остроту она приобретает в период социальных изменений, всеобщей политизации масс, ломки устоявшихся питейных стереотипов. Серьезно затруднял развитие исследований в этой области тот факт, что процесс формирования трезвеннических убеждений рассматривается как почти полностью определяемый извне. Это обусловливало акцент на внешних организационно-методич. вопросах формирования трезвенных убеждений и недооценку внутренней, «интимной стороны» этого процесса.

В исследованиях по данной проблеме, хотя они различаются в деталях, в целом используется трехкомпонентная структура У.т., которая включает в себя: логический анализ отдельных знаний, мнений, суждений (когнитивный компонент); переживание своего отношения к данным знаниям, суждениям, мнениям (эмоционально-личностный компонент); потребность поступать определенным образом в соответствии с формировавшимся У.т. (практически-действенный компонент).

В проблеме становления У.т. существенное значение имеет исследование способа усвоения знаний, мнений, оценок. Существуют многочисленные данные, свидетельствующие о том, что способ усвоения знаний не является нейтральным по отношению к содержанию У.т. Тот или иной способ усвоения может существенно уменьшать, даже сводить на нет ценностную значимость содержания, либо, напротив, повышать личностную значимость приобретаемых трезвенных знаний.

В течение длительного времени процесс становления трезвеннических убеждений был идеализирован. Центральное место в этом процессе отводилось идейно- политическим убеждениям, а трезвенные убеждения уходили на второй план. Между тем оказывается, что именно трезвенный компонент являлся ведущим в становлении убеждений различных видов. Должна быть создана общая стратегия процесса формирования У.т., включенного в систему нравственного воспитания и охватывающего все этапы возрастного развития.


Уклад жизни – порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого осуществляется жизнедеятельность.


Укрепление культуры здоровья – процесс предоставления отдельным людям и их сообществам возможностей повысить их контроль над определяющими здоровье факторами и улучшить тем самым состояние здоровья. Понятие это еще окончательно не определилось и охватывает укрепление образа жизни и обеспечение других социально-экономических, экологических и личностных факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Термин У.к.з. используется в связи с разрабатываемой концепцией о влиянии на состояние культуры здоровья социальных, экономических, природных и личностных факторов.


Умеренное питье – абсурдное словосочетание, когда это касается потребления алкоголя. Понятие «умеренность» не может употребляться для обозначения степени выраженности какого-либо принципиально отрицательного свойства. Возможны умеренная еда, умеренная работа, умеренное занятие спортом; исключены словосочетания: «умеренное истязание», «умеренное воровство», «умеренное отравление», «умеренное питье».


Уровень жизни – количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и др.

Наряду с качеством жизни У.ж. входит в число важнейших условий образа жизни. Понятие У.ж. шире и богаче таких показателей, как рост доходов и производство предметов потребления. Оно включает в себя и культуру быта, поведения, потребления, общественный порядок, разумное использование свободного времени и т.д. (по В.В. Колбанову)


Уровень культурный – степень развития сущностных сил социального субъекта, достигнутая в результате его культурной деятельности. Это понятие относится не только к личности, но и к группе, классу, обществу в целом.

У.к. социального субъекта отражает степень приобщения к общемировым духовным ценностям, степень овладения трезвенными знаниями, умениями, навыками, идеями, накопленными человечеством за весь период своей истории. Факторами повышения У.к. являются образование, воспитание трезвых людей.

Понятие У.к. прочно вошло в категориальный аппарат социологич. науки.

Высокий У.к. членов общества – фактор, способствующий эффективному его развитию. В конечном итоге высокий У.к. выгоден и экономически. Многие проблемы последних лет – низкое качество продукции, экологические бедствия, катастрофические аварии – нельзя свести к просчетам отдельных исполнителей. Это вопрос У.к. общества в целом: культуры общей, экономической, политической, правовой, трезвенной, бытовой и т.д. Поэтому оправданными должны считаться всякие «вложения» в повышение У.к. человека, ибо это вложения в будущее.


Уровень культуры здоровья – обобщенный (интегративный) количественный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончательно не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100 % (идеальное здоровье) до 0 (смертельный исход). В донозологической диагностике такая шкала создавалась для оценки промежуточных состояний, переходов от «здоровья» к болезни.

Существует точка зрения, что У.к.з. в целом является мерой адаптации. Чем больше адаптационные возможности, тем выше уровень культуры здоровья человека.

Другая точка зрения: У.к.з. индивида может быть количественно охарактеризован резервами энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций.

Для мед. практики может быть приемлемым условное выделение четырех уровней культуры здоровья: 1) здоровье, 2) предболезнь, 3) патологический процесс без проявлений (продрома), 4) болезнь.


Уровень трезвости – универсальный для любой группы потребителей алкоголя или целых регионов показатель. Предложен впервые советским социологом И.А. Красноносовым. Расчет уровня трезвости производится по формуле:

Ут = 100 * (Nт + 0,8*Nр + 0,5*Nо + 0,1*Nп) / (Nт + Nр + Nо + Nа)

где Ут – уровень трезвости (в %);

Nт – число работников, совсем не употребляющих спиртное;

Nр – число работников, эпизодически и умеренно употребляющих алкогольные изделия;

Nо – число работников, систематически употребляющих алкоголь;

Nп – число работников, систематически потребляющих алкоголь в больших количествах, но не достигших болезненной зависимости от него;

Nа – число работников, систематически или запойно потребляющих алкоголь и находящихся в болезненной зависимости от него;

У.т. обычно меньше там, где больше алкоголизация. В частности, низок он в Эстонии, Латвии, Литве, Украине, Хабаровском и Приморском краях, но высок в странах Средней Азии. В областях Европейской части России У.т. выше в южных областях, ниже – в северных.


Уровни антиалкогольных исследований – специфически организованные циклы исследовательской деятельности, направленные на формирование различных уровней теории и эмпирии в системе антиалкогольного знания.

В собриологии выделяются различные У.а.и. Прежде всего это касается дифференциации исследований на общесобриологические, проводимые с целью непосредственного развития трезвеннической теории и конкретно-собриологические, в которых разрабатывается система прикладного собриологического знания. Целевая направленность различных У.а.и. определяет также специфику их организации и проведения. Общесобриологические исследования строятся в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к философским исследованиям, - наличием общей мировоззренческой ориентации, анализом проблем в контексте основного вопроса философии и т.д. Эмпирические исследования в прикладной собриологии характеризуются применением всех основных эмпирических методов научного познания – наблюдения, эксперимента и др. В ходе теоретических исследований в прикладной собриологии осуществляется формирование мысленных абстракций и теоретических схем, для чего используются метод восхождения от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод и другие методы теоретического познания.


Условия жизни – материальные и нематериальные факторы, определяющие и обусловливающие образ жизни.


Установка – сложившееся на основе опыта предрасположение индивида к определенной форме реагирования; готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребности и ситуации ее удовлетворения.


Установка в отношении культуры здоровья – разновидность социальной установки, представляет собой предрасположенность индивида действовать определенным образом в отношении своего здоровья.

У.о.к.з. заставляет человека занимать ту или иную позицию, высказывать определенные суждения, вести себя определенным образом в конкретной ситуации, имеющей отношение к культуре здоровья. Основанием для формирования установки является имеющаяся в настоящий момент совокупность трезвеннических взглядов, мнений, убеждений, ценностных ориентаций.


Утверждение и сохранение трезвости – цель и идеологическая основа трезвого движения. В государстве, стоящем за народные интересы, одна из главных функций государства и его органов.

Утверждение трезвости – комплекс активных действий, способствующий полному освобождению человека, семьи, общества от табачно-алкогольно-наркотической зависимости.

Сохранение трезвости – комплекс действий со стороны человека, семьи, общества и его структур (в том числе, государственных структур) направленный на сохранение достигнутой свободы от табачно-алкогольно-наркотической зависимости. (по А.А. Звереву)

Новости Академии

10.07.2017
«Пособие добровольца за трезвый здоровый образ жизни (думающего, понимающего и делающего)»«Пособие добровольца за трезвый здоровый образ жизни (думающего, понимающего и делающего)»

10.07.2017
«Современные подходы к первичной профилактике и формированию культуры трезвого здорового образа жизни в образовательной среде»

13.04.2017
Вышел в свет журнал «Собриология» № 1 за 2017 год

05.02.2017
Вышел в свет четвертый номер журнала «Собриология» за 2016 год.

20.12.2016
В декабре 2016 года вице-президент Международной академии трезвости Бажанов Е.А. завершил работу над заключительными частями документального фильма «Крест Челышова»

28.11.2016
В ноябре 2016 года в Нижнекамске Татарстана открыт новый сайт фонда «Трезвость»

05.11.2016
С 12 по 22 октября 2016 года в Сочи проведен Международный форум трезвенников

Все Новости Академии