МЕЖДУНАРОДНАЯ
   АКАДЕМИЯ
      ТРЕЗВОСТИ
Аббас – арабский халиф, дядя Мухаммеда Абдул-Баха (1844-1921) – глава бахаев Аввакум Петрович (1620/21-1682) – протопоп, глава старообрядчества Али Нури Мирза Хусейн (Баха-Улла) (1817-1892) – основатель бахаизма Амосов Николай Михайлович (1913-2002) – хирург, академик, член ЦС ВДОБТ Анслингер Гарри (1893-1975) – один из лидеров мирового прогибиционистского движения Асбери Фрэнсис (1745-1816) – первый методистский епископ Белов Василий Иванович (р. 1932) – русский писатель Бенсон Эзра Тафт (1899-1994) – духовный лидер адвентистов седьмого дня Бирюков Павел Иванович (1860-1931) – российский издатель, общественный деятель Бодхихарма (?-528/536) – основатель чань-буддизма Братанов Димитр Цочев (1909-?) – общественный и государственный деятель Болгарии Будда (Сиддхартхе Гаутаме) (623-544 до н.э.) – основатель буддизма Бунге Густав (1844-?) – профессор физиологии, доктор медицины, доктор химии Бутс Уильям (1829-1912) – основатель Армии спасения Вагнссон Рубен (1891-1978) – шведский государственный деятель, президент IOGТ Весли (Уэсли) Джон (1703-1791) – основатель методизма Весли (Уэсли) Чарльз (1708-1788) – основатель методизма Гагарин Станислав Семенович – русский писатель Ганди Мохандас Карамчанг (1869-1948) – индийский религиозный деятель, моралист Георгий Победоносец (?-303) – святой великомученик Гладков Борис Ильич (1847-?) – председатель Всероссийского Трудового Союза Христиан-Трезвенников Горбунов-Посадов Иван Иванович (1864-1940) – русский педагог, писатель, издатель Гхош Ауробиндо (1872-1850) – индийский религиозный философ Дейчман Эммануил Исаакович (1889-1968) – ответственный секретарь Всесоюзного совета противоалкоголных обществ в СССР Дернов Александр Александрович (1851-1923) – председатель Иоанно-Предтеченского Братства трезвости в России Домбровский Август (XIX-XX вв.) – меценат, основатель трезвеннического общества «Северное сияние» в Латвии Достоевский Федор Михайлович – русский писатель Дудочкин Петр Петрович (1916 – 2003) – русский писатель Жданов Степан Иванович (1926-1996) – основатель Международной Славянской Академии Заратуштра (Заратустра) Зороастр (между 10 и 6 вв. до н.э.) – пророк и реформатор древне-иранской религии Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) – врач, энциклопедист Иванов Порфирий Корнеевич – основатель учения о здоровом образе жизни Иисус Христос – Богочеловек, Сын человеческий Иоанн (Снычев Иван Матвеевич) (1927-1995) – митрополит С.-Петербургский и Ладожский Русской православной церкви Иоанн Златоуст (347-407) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – предшественник Иисуса Христа Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич) (1829-1908) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Лествичник (до 579-ок. 649) – византийский религиозный писатель Караваев Виталий Васильевич (1913-1985) – основатель караваевского движения в России Карлсон Свен-Олоф – президент IOGT Катанов Николай Федорович (1862-1922) – профессор, лидер трезвеннического движения в России Кёртис Натаниэль (1801-1863) – лидер международного трезвеннического движения Ковен (Кальвин) Жан (1509-1564) – основатель Кальвинизма Кокушкин Яков Карпович (1892-1984) – зачинатель V этапа трезвеннического движения в СССР Колстад Хельге (р. 1944) – деятель мировою трезвеннического движения Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) – основатель конфуцианства Красноносов Игорь Александрович (1923-1999) – русский социолог, основатель 5 этапа трезвеннического движения в России Крепелин Эмиль (1856-1926) – немецкий психиатр, основатель научной школы Кун Леврет – основатель Международной организации обществ трезвости (IOGT) Лао-цзы (VII в. до н.э.) – основатель философского даосизма в Китае Ларин Юрий (Ларин Михаил Александрович, Лурье Михаил Зальманович) (1882-1932) – председатель Всесоюзного совета противоалкогольных обществ в СССР Левский Васил (1837-1873) – прародитель трезвеннического движения в Болгарии Линкольн Авраам (1809-1865) – 16-й президент США, сторонник сухого закона Мальцев Терентий Семенович (1895-1994) – русский полевод, народный академик Маркуссон Аке – президент IOGТ Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, Болдиску) (1910-1997) – лауреат Нобелевской премии Матью Теобальд (1790-1856) – капуцинский монах в Ирландии Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1888) – русский этнограф Миллер Уильям (1782-1849) – основатель адвентизма Мухаммад Абд аль-Ваххаб (1703/04-1792) – основатель ваххабизма Мухаммед (Магомет, Магомед) (570-632) – основатель ислама, пророк Носов Николай Николаевич (1908-1976) – русский писатель Орне Джонатан (1825-1890) – руководитель Международной организации добрых храмовников Павлов Иван Петрович (1849-1936) – советский академик, физиолог Пророк Даниил – праведник, мудрец Рабиндранат Тагор (1861-1941) – индийский писатель и общественный деятель Рамакришна Шри (Гададхар Чаттерджи) (1836-1886) – индийский мыслитель Рачинский Сергей Александрович (1843-1902) – народный учитель в России Раш Бенджамин – проповедник трезвости в США Свами Прабхупада (1896-1977) – основатель Международного общества сознания Кришны Святослав – князь Киевской Руси Серафим Саровский – святой Русской Православной Церкви Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314/1319-1392) – святой Русской Православной Церкви Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – создатель русской физиологической школы Сикорский Иван Алексеевич (1842-1919) – русский психиатр, публицист Смит Джозеф младший (1805-1844) – основатель Церкви Иисуса Христа святых последних дней в США Смит Мервин (XIX в.) – лидер международного трезвеннического движения Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ Соловьев Александр Титович (1853-1919) – председатель Казанского общества трезвости Тенев Иван (1913-1976) – председатель Национального комитета трезвенности Болгарии Тёрнбул Уильям (1842-1925) – руководитель Международной организации добрых храмовник Тициан – итальянский живописец Толстой Лев Николаевич (1829-1910) – русский писатель Углов Федор Григорьевич (1904-2008) – русский хирург, академик Финч Джон (1852-1887) – деятель международного трезвеннического движения Фишер Анна Клара (1921-1967) – президент Немецкого союза женщин-трезвенниц Фокс Джордж (1624-1691) – основатель квакеров Фокс Чарлз (1873-1929) – основатель пятидесятничества Форель Август (Огюст) (1848-1931) – швейцарский невропатолог, президент Нейтрального IOGT Форсайт Джесси (1847-1937) – деятель международного трезвеннического движения Франклин Бенджамин (Вениамин) (1706-1790) – американский государственный деятель Худолин Владимир (XIX-XX вв.) – профессор, основатель Международного движения семейных клубов трезвости Чамберс Гарри (1803-1896) – лидер международного трезвеннического движения Чейз Симеон (?-1909) – лидер международного трезвеннического движения Челышов (Челышев) Михаил Дмитриевич (1866-1915) – депутат Государственной Думы России Чуриков Иван (XIX-XX вв.) – лидер движения чуриковцев в России (духовных христиан-трезвенников) Шичко Геннадий Андреевич (1922-1986) – лидер трезвеннического движения в СССР, создатель метода избавления от зависимостей Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950) – индийский философ, мыслитель Штубер Вилли (1928-1996) – президент Интернационального союза безнаркотического воспитания

Основные термины и понятия, применяемые в антинаркотической воспитательно-профилактической работе с подростками и молодежью

Б


Баланс культуры здоровья – условный термин, выражающий моментальное состояние равновесия между запросом и потенциалом здоровья. Подразумеваются запросы здоровья физические, социальные и связанные с образом жизни.


Баланс культуры здоровья индивида – процесс поддержания состояния динамического равновесия между индивидом и окружающей средой.

В нормальных условиях, когда индивид адаптирован к своему окружению, он в состоянии поддерживать внутреннее динамическое равновесие, которое воспринимается как отсутствие физических или психологических затруднений, симптомов болезней, самих болезней и отклонений, или в позитивном смысле – как физическое, психическое и социальное благополучие, в зависимости от социально-культурного уровня и личного опыта, связанного со здоровьем.


Баланс культуры здоровья населения – процесс поддержания состояния динамического равновесия в жизнедеятельности и взаимодействия людей, составляющих определенную социальную общность.

Применение понятия Б.к.з.н. на общественном уровне позволяет рассматривать здоровье населения как динамическую характеристику социально-экономической системы; оно связано с действиями этой системы в целом и ее компонентов. Так же как на индивидуальном уровне Б.к.з.н. является результатом способностей данной части общества к самоорганизации, самообновлению или самовосстановлению с помощью автоматических механизмов положительной или отрицательной обратной связи.

Положительный баланс культуры здоровья на общественном уровне будет проявляться в жизненном благополучии, в низком уровне заболеваемости и связанных с ней отрицательных последствий, в увеличении ожидаемой продолжительности жизни и т.д.


Балдеж. На языке ветеринаров обозначает состояние коровы перед отелом. Чему же удивляться, если собравшиеся на «балдеж» своих подруг называют «телками».


Балдеть. «Балда» в русском языке чаще всего в значении «глупый», «недалекий». Поэтому балдеть буквально означает становиться глупее.


Банк собриологических данных – специальным образом организованная совокупность хранящихся в памяти ЭВМ собриологических (трезвеннических, антиалкогольных, антинаркотических, антитоксиманических и др. данных, ориентированная на разработанное применение и произвольную (не предсказанную) последовательность обработки, определяемую поступившим запросом. Б.с.д. представляет собой иерархическую структуру, состоящую из разнообразных документов. Ее единство обеспечивается общей формой хранения информации, правил ее описания, обработки и связи между различными блоками.


Банк собриологической информации – совокупность трезвеннической информации используемой и получаемой в процессе собриологич. исследований, а также средств для ее получения, хранения, переработки и распространения.

Расширение масштабов собриологич. исследований, увеличение круга потребителей, интересующихся сведениями, получаемыми собриологами, привело к постановке задачи широкомасштабного накопления трезвеннической информации.

Особенностями информационного банка в собриологии явл., во-первых, большое разнообразие самой информации как по форме (книги и статьи, научные отчеты, статистич. сведения, первичные данные исследований и т.п.), так и по содержанию (общетеоретич. положения, конкретные практич. рекомендации собриологов, вопросы методики проведения исследований, необработанные исходные материалы и т.п.). Во-вторых, весьма различны формы и методы работы с трезвенной информацией – использование библиографич. сведений, статистич. обработка данных, обучение на основе имеющихся материалов. В-третьих, сильно различаются и пользователи Б.с.и.: собриологи, проводящие теоретич. и эмпирич. исследования, работники органов социального управления, сотрудники СМИ, преподаватели.

Накопление, переработка и распространение трезвенной информации в этих условиях возможны при решении широкого круга организационных, правовых, технич. вопросов на основе внедрения современных средств электронно-вычислительной и информационной техники. В масштабах мира такой Б.с.и. должен быть распределенным, т.е. представлять собой совокупность локальных, региональных, центральных и международных информационных центров.


Барбитураты – производные барбитуратовой кислоты. Все они вызывают сходное действие на организм, то есть вызывают угнетение мозговых центров, контролирующих высшую нервную деятельность. По этой причине Б. используются для лечения бессонницы и снятия напряжения и неуверенности.


Барбитуромания – зависимость от барбитуратов. Главными признаками отравления барбитуратами явл. сонливость, помрачнение сознания, галлюцинации, затрудненная речь и заикание, поверхностное дыхание и слабый пульс.


Бездомничество – определяется как существование без соответствующего укрытия: проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения, проживание в общежитиях, ночлежках и домах на снос, или же на площади друга. Наиболее острая форма Б. – ночевка вне дома.


Безнадзорность – отрыв несовершеннолетнего в той или иной мере от непосредственной социальной среды, организующей его поведение в соответствии с требованиями общества, разрушение его социальных связей.

Причинами Б. чаще всего являются деформированные, кризисные семейные отношения, негативное влияние референтных групп, асоциальных элементов, некоторые индивидуально-психологические особенности подростков (повышенная агрессивность, внушаемость, зависимость, невротизация и т.д.), выпадение из формальных коллективов (учебных заведений, кружков, секций, студий и т.д.). Часто Б. сопровождается отклоняющимся поведением несовершеннолетних. (по С.А. Завражину)


Бейерута закон – закон приобщения к наркотикам. Форма этого закона проста:

В=П × Д,

где В – вероятность того, что данный человек станет наркоманом;

П – индивидуальная предрасположенность к наркомании. Она зависит от множества факторов, в том числе и от перенесенных психологических травм, у разных людей неодинакова;

Д – давление окружающей среды, побуждающее к приему наркотиков. Оно определяется количеством окружающих наркоманов и их активностью в обществе с подростком.

В переводе на русский эта формула означает следующее: если давление среды незначительно, то вероятность приобщения к наркотикам высока только у тех, кто имеет большую предрасположенность. Таких людей среди нас немало. А вот когда число наркоманов в обществе велико, к ним начинают относиться как к чему-то обыденному. Так или иначе, они пропагандируют свой образ жизни, и возникает вероятность, что не предрасположенные к наркомании тоже начинают пробовать наркотики. Существенная их часть обязательно станет наркоманами (из-за свойства наркотиков вызывать зависимость).


Беспризорность – отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, определенных занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия в результате утраты родителей, ухода из семьи, бегства из воспитательного учреждения и т.п. причин.

Резкий рост детской Б. наблюдается в периоды социальных, национальных катаклизмов. Таковыми в России XX столетия были эпоха войн и революций второго десятилетия, а затем Великая Отечественная война и послевоенные годы.

Аномическая ситуация, которая сложилась в нашей стране в нач. 90-х гг., породила новую волну Б., которая явилась мощным катализатором отклоняющегося поведения несовершеннолетних. (по С.А. Завражину)


Библиотерапия – воздействие на психику зависимого человека при помощи чтения книг. Избавление чтением входит как одно из звеньев в систему психотерапии. Методика Б. представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, собриологии и психотерапии.


Биологическая надежность организма – свойство организма, характеризующееся оптимальным запасом резервных возможностей, способных обеспечить устойчивость и жизнеспособность при значительных возмущающих воздействиях.


Биоритмы (греч. bios – жизнь, rhythmos – чередование, последовательность) – ритмико-циклические (суточные, сезонные и пр.) колебания характера и интенсивности тех или иных биологических процессов и явлений, обеспечивающие возможность приспособления организмов к циклическим изменениям окружающей среды. У человека имеется значительное число Б., связанных как с природой (средовой) ритмикой, так и с внутренним состоянием организма. Периоды ритмических колебаний в организме от 0,03 до 3 с соответствуют ритмам электроэнцефалограммы. Глотательные движения имеют период 4 с, дыхательные 6 с. Периодичность импульсов, распространяющихся по двигательным нервным волокнам, - 0,02 с, биотоков мышцы – 0,005 с. Работа сосудистой системы печени, перекачивающей кровь с органов брюшной полости в общее венозное русло (портальный ритм), имеет период 30-40 с. Голодная моторика желудка повторяется через 40-60 минут. Менструальный ритм иногда называют лунным из-за сходства с лунной периодикой. Кроме того, различают суточный (солнечный), сезонный, годовой и прочие ритмы. (по В.В. Колбанову)


Биохимия алкоголя – наука о биохимии алкогольных изделий. Вспомним сначала, что благодаря своим физическим и хим. свойствам, ал-ль в состоянии проникнуть во все части человеческого тела. И при этом он незаметно оказывает вредоносное действие: он портит биологические мембраны, через которые проникает внутрь клеток; портит кровь; сильно нарушает деятельность Ц.Н.С. и, прежде всего ее высшего уровня, мышления; разрушает ткани сердца и печени и т.д. Даже наиболее устойчивые, консервативные костные ткани поражаются ал-лем. В результате научных исследований за ал-лем закрепилась «слава» сильнейшего нервного яда и – по совместительству – наркотического в-ва.


Биоэнергетика – группа разнообразных психотерапевтических подходов, школ самосовершенствования и целительства, предполагающих наличие особой энергетической субстанции – биологической энергии. В биоэнергетических концепциях психотерапии психологическая проблематика объясняется различными нарушениями энергетического обмена организма.


Биоэтика – направление социально-философской мысли, ставящее своей задачей изучение нравственно-этич., социально-политич. и гуманитарных аспектов биологич. наук. Термин «Б.» введен в науч. оборот В.Р. Поттером – видным амер. ученым, автором книги «Биоэтика. Мост к будущему». Ссылаясь на мысль Ч. Сноу о том, что недооценка учеными социальных последствий науч. открытий, с одной стороны, непонимание сути этих открытий гуманитариями, с др. – приведут к гибели человеческую цивилизацию. Поттер предлагает построить «мост к будущему», создав Б., соединившую в себе достижения как гуманитарных, так и естественных наук. Б., по Поттеру, должна основываться на биол. науке и включать в себя наиболее существенные элементы социальных и гуманитарных наук, акцентируя внимание на философии.

Итоги первоначальному периоду развития Б. были подведены в четырехтомной «Энциклопедии биоэтики» (1976). Опираясь на материал, представленный в этой энциклопедии, можно выделить пять групп проблем, составляющих основное содержание Б. К первой группе можно отнести основные понятия, которыми оперирует Б. Это необходимая теоретич. база, категориальный аппарат Б. Сюда входят дефиниции здоровья и болезни, жизни, смерти, понятия человека, личности, эвтаназии и т.п. Вторая группа проблем Б. связана с экстремальными или неординарными ситуациями существования человека, с фактами рождения и смерти, болезни и трансплантации органов. Третья группа связана с вмешательством в биологич. природу человека. Такое вмешательство нередко продиктовано заботой о его здоровье, но вместе с тем может использоваться и в антигуманных целях, для манипуляции сознанием и поведением человека. В четвертую группу можно выделить экологич. проблемы: охрана окружающей среды, защиты животных и т.д. К пятой группе относятся социальные вопросы, получившие новое звучание в связи с развитием Б. Это вопросы социального неповиновения и патернализма, справедливости, свободы и морального долга перед будущими поколениями. (по А.Д. Налетовой)


Богема (фр. boheme, букв. – цыганщина) – круг людей, представленный в основном художественной интеллигенцией (актеры, музыканты, художники, поэты), ведущей беспорядочный образ жизни, обычно с потреблением спиртных изделий.


Болезнь – проявление нарушенного течения жизни, обусловленного воздействием на организм чрезвычайных раздражителей (физических, химических, биологических и социальных факторов внешней среды) или наличием дефектов развития, при нарушении каких-нибудь одних и реактивной мобилизации других приспособительных механизмов с частичным нарушением саморегуляции и (или) гомеостаза и ограничением свободы жизнедеятельности.


Боль – беспокоящее, неприятное, иногда нестерпимое ощущение в ответ на интенсивное раздражение чувствительных нервных окончаний или рецепторов, ответная реакция на повреждение или патологический процесс (укол, удар, воспаление и др.). Вызывает защитно-приспособительные реакции и служит одним из ранних симптомов ряда заболеваний.


Борьба мотивов – клинический термин для обозначения состояния, когда больной алкоголизмом борется с сильным, болезненным в своей основе желанием употребить ал-ль. Особенно это выражено тогда, когда он отчетливо осознает, что реализация желания может повлечь за собой те или иные отрицательные последствия. Б.м. характерна для ранней стадии алкоголизма.


Братта система – система государственного контроля над продажей крепких спиртных изделий, сменившая в Швеции в 1917, по предложению врача Ивана Братта (Ivan Bratt), гётеборгскую систему. В дополнение к существовавшим ограничениям была введена карточная система продажи водки на вынос. Главе семьи выдавалась талонная книжка (motbok), по которой отпускалось на семью не более 4 л водки в мес. Только в особых случаях (свадьба и т.п.) допускался отпуск большего количества. Талонная книжка выдавалась только лицам старше 21 года и не лишенным прав по суду. Передача книжки другому лицу влекла наказание.


Бродяжничество – форма отклоняющегося поведения, связанная с систематическим перемещением лица в течение длительного времени из одной местности в другую, либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства и постоянного рабочего места.

Ежегодно в России около 150 тыс. детей и подростков убегают из дома. Многие из них пополняют все возрастающую армию бродяжничающих детей, ведущих асоциальный образ жизни, нередко совершающих противоправные поступки или сами становящиеся жертвами корыстных и сексуальных посягательств, преступлений.


Бутлегер (англ. bootlegger) – лицо, занимающееся запрещенным ввозом, транспортировкой и продажей спиртных изделий. Б. появились в большом количестве в период «сухого закона» в США (1920-1932). Название происходит от английского слова «bootleg» - голенище, в связи с тем, что спиртное могло проноситься тайно во фляжке за «голенищем» сапога.


Бытовой абсурдизм – является наиболее распространенным. Это целая система идеологических установок, оправдывающих употребление спиртного. В частности, это мифы о стимуляции пищеварения, успокаивающем действии, средстве общения, знании своей нормы и защитная реакция организма – выделение слюны и желудочного сока, препятствующего обжиганию слизистых оболочек полости рта и пищеварительного тракта, выдается за стимуляцию аппетита и пищеварения. Наркотическое действие ал-ля на мозг человека, то есть подавление высшей нервной деятельности – как успокаивающее, а блокирование центров нравственности, контролирующие этические и эстетические нормы поведения, оказываются способствующими «общению», хотя, отупляются личностные взаимодействия в любой компании, низводя общение к низшим и часто чисто биологическим моментам.


В


Валеология (от лат. valeo – здравствовать, быть здоровым) – наука о здоровье. В. создает теоретическую основу системы сохранения здоровья человека, предупреждения болезней и их излечения. Самая важная задача В. – научить людей правильно относиться к своему здоровью, поддерживать и сохранять в течение жизни бодрость духа и тела. Физическое и психическое здоровье – лучшая и универсальная защита от алкоголя.


Вегетарианство – система питания, исключающая или значительно ограничивающая потребление продуктов животного происхождения. Истоки В. уходят в глубокую древность. Принципов В. на основе религиозных догматов в течение тысячелетий придерживались многие группы населения. Широкое распространение В. получило во второй половине XIX в., когда в ряде стран появились общества вегетарианцев, проповедующие, что естественной пищей человека являются только растительные продукты.

По степени ограничения животной пищи вегетарианцы делятся на несколько групп. Наиболее последовательные из них запрещают потребление всех видов мяса, а также молока, яиц, алкоголя и жиров животного происхождения (старовегетарианцы). Так наз. младовегетарианцы исключают из пищи только мясные продукты, допуская потребление молока, яиц и сливочного масла.

Вегетарианцы считают, что мясо способствует образованию токсических веществ, которые отравляют клетки, засоряют организм ядовитыми шлаками, сокращают жизнь и делают человека раздражительным. Напротив, сторонники животной пищи подчеркивают ее особое значение как источника полноценных, легко усваиваемых белков.


Веритизм – (лат. veritas – истина, правда, правдивость) – идеологическое направление, занимающееся поиском и распространением истинного, достоверного. (Г.А. Шичко).


Веритист – носитель и пропагандист научных истин и достоверных сведений. (Г.А. Шичко).


Виктимология – наука, изучающая поведение жертвы преступления.


Винизм (фр. vinism) – сильная привязанность к потреблению вина. Во Франции этот термин применяют к больным алкоголизмом, не употребляющим крепкие изделия, а в основном только виноградное вино.


Винный спирт – (лат. spiritus– змеиное шипение, благоухание, дуновение, дыхание, жизненная сила, душа, дух и др.) – бесцветная жидкость жгучего вкуса неприятного запаха, отличается высокой токсичностью и наркотизирующим действием. Химическая формула - С2Н5ОН, синонимы: этанол, этиловый алкоголь, этиловый спирт. По действию на организм относится к наркотикам жирного ряда, наркотический эффект проявляется при сравнительно больших дозах. Дозы, вызывающие наркоз, мало отличаются от смертельных, поэтому при операциях применяется только при необычных обстоятельствах. В клинике при наркотизации вводится внутривенно в виде раствора и обычно в сочетании с другими наркотиками.

В.с. обладает основными свойствами наркотика: оказывает болеутоляющее, снотворное и наркотическое действие, вызывает при малых дозах патологическое возбуждение, а при частом употреблении – привыкание и потребность в нем.

В.с. - яд общего действия, он оказывает особо пагубное влияние на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы, а также на печень. Смертельное количество для взрослого 300-400 мл 96% спирта при приёме его в течение часа или 250 мл в случае приёма в течение 30 мин. Для детей смертельной дозой могут быть 6-3 мл 96% этанола. (Справочник по токсикологии «Неотложная помощь при острых отравления».- М., 1977, с.105). (Г.А. Шичко)


Виномания (англ. vinomania) – жажда вина. В XIX в. так обозначали вид алкоголизма, выражающийся в опьянении с помощью виноградного вина.


Влечение. Термин нередко используется в связи с проблемой употребления наркотиков и избавления от наркомании, однако в настоящее время существуют разногласия по поводу точного значения данного термина и роли В. В феврале 1991 г. группа специалистов из различных областей науки собралась, с тем чтобы достичь согласия по поводу значения термина В. и разработать программу дальнейших исследований по данной проблеме. Участники совещания пришли к единому мнению о том, что В. является субъективным состоянием человека, связанным с зависимостью от наркотиков. При этом отмечалось, что малоизученными остаются детерминанты В., характер его связи с употреблением наркотиков и способы оценки.


Вникаемость – настраиваемость мозга на определенную деятельность, способность сосредоточиться. Вникаемость является важнейшим свойством человека, с нею прямо связаны внушаемость, гипнабельность и вырабатываемость условных рефлексов. У алкоголиков, обладающих хорошей вникаемостью, легко удается вызывать отвращение к запаху и вкусу спиртных изделий, непереносимость их. (по Г.А. Шичко)


Внушаемость – степень подверженности внушениям. Распространено ошибочное мнение, будто алкоголики отличаются высокой внушаемостью, оно обосновывается легкостью принятия алкоголиками предложения выпить. Эта легкость объясняется проалкогольной запрограммированностью, а не хорошей В. Не случайно многократные противоалкогольные внушения, просьбы и мольбы родственников и близких не только не удерживают алкоголиков от пьянства, но иногда вызывают у них озлобленность, гнев и буйство. (Г.А. Шичко)


Внушение (лат. suggestio) – подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем В. вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного вмешательства личности, без логической переработки воспринимаемого.

Основным средством В. является слово, речь суггестора (человека, производящего В.). Неречевые факторы (жесты, мимика, действия) обычно оказывают дополнительное влияние.

Предлагаются различные классификации В.: В. и самовнушение; В. прямое или открытое, косвенное или закрытое; В. контактное и дистантное.

В. – форма общения, при которой подвергающийся В. (суггеренд) пассивно, непроизвольно и непосредственно, без обдумывания усваивает идеи, высказанные лицом, осуществляющим В. (суггерстом), и выполняет без борьбы мотивов его задания, ощущает побуждение к некритич., без логич. анализа, доверительному восприятию словесного, зрительного или символич. стимула. Примером символич. В. является искусство. В. может быть непрямым, когда цель его и источник скрыты. Эффект В. возрастает, если исходит от авторитетного лица или коллектива; при доверии, при повторении сенсорной депривации и при эмоциональном сдвиге (страхе или депрессии). В. в бодрствовании впервые научно обосновано Г. Бернгеймом (1888) и В.М. Бехтеревым (1892). Внушаемость – следование внушаемому поведению – относится к свойствам личности в ее связях с внешней и внутренней ситуациями. Разработаны методы шкалирования внушаемости. Внушаемость может быть повышенной к одному стимулу (напр., относящемуся к своей болезни) и одновременно низкой для другого (напр., в деловых отношениях). Гетеросуггестия подразумевает, что источник В. находится во внешней среде, ей противопоставляется; аутосуггестия – что источник внутри себя. Одна из форм самовнушения – аутогенная тренировка, используемая в медицине, собриологии, валеологии и т.д. Некоторые формы поведения в повседневной жизни – результат гетеросуггестии со стороны родителей, педагогов, повседневного окружения, средств массовой информации. Они формируют неосознанные мотивы поведения. Существует и др. т.н., ограничивающие аффекты В. исключительными фактами, напр., энтузиазмом коллектива или паникой В юриспруденции рассматривается ответственность лиц, совершивших преступление под В., внушенное лжесвидетельство, неосознанная роль следователя как суггестора в отношении подростков, чья внушаемость повышена. Наиболее полно особо сложные В. (кроме противоречащих моральным убеждениям суггеренда) выполняются в состоянии гипноза, при наличии раппорта между суггестором и суггерендом. В. постоянный спутник межличностных отношений со времени раннего антропогенеза, включенный в триаду: суггестия-контрсуггестия-контрконтрсуггестия. Умелое использование В. в сочетании с убеждением определяет эффективность обучения, воспитания трезвости. В. – обязательный компонент психич. заражения, а самовнушение – вид В., при котором одна личность в одно и то же время и суггестор, и суггеренд. (по Н.А. Аланжаловой)


Военная педагогика – отрасль педагогики: анализирует закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, формы и методы образования и трезвенного воспитания военнослужащих. Основное применение находит в военных учебных заведениях и в системе обучения воинским специальностям.

Воздержанник – питейно запрограммированный человек, но не пьющий. (Г.А. Шичко). В - человек табачно-алкогольно-наркотически запрограммированный, но в настоящий момент, а может быть и до конца жизни избегающий отравления наркотическими ядами («закодировался», сам себя «зажал», «вшил ампулу», болен и т.д.).


Волны трезвости – комплекс информационных и иных воздействий на общество, идущих от отдельных граждан, организаций, государства и его структур, событий, обычаев, ритуалов и так далее, способствующий утверждению и сохранению в обществе полной свободы от отравлений любыми наркотическими веществами (табаком, алкоголем и другими). (по А.А. Звереву)


Воображение трезвенническое – важный интуитивный и рациональный творческий элемент антиалкогольной и трезвеннической деятельности, интеллектуальное средство определения и оценки алкогольной ситуации, стратегии поиска решения проблемы пьянства и преодоления ее в стране. Оно всегда было присуще незаурядным активистам трезвеннических движений (Л. Толстой, А. Форель, Г. Бунге, И. Чуриков, В. Левский, Б. Раш, М. Челышев,

Ю. Ларин (Лурье), Ф. Углов и др.), которые, опираясь на исторический опыт и используя практику отрезвления народа, умели видеть алкогольную проблему и способы ее разрешения. Опираться на В.т. – значит подвергаться риску, но одновременно открывать и новые возможности в трезвенническом деле; ориентироваться, на первый взгляд, на утопические цели, но и пробуждать трезвую мысль в широких народных массах. В.т. помогает активистам трезвеннических движений построить «будущий трезвый дом», оно разрывает искусственно созданные преграды и перегородки. В.т. – важная побудительная сила различных трезвеннических проектов и программ, включая отрезвление целых стран и народов. При этом оно может носить и характер «угадывания», т.е. того, что затем становится общепризнанным, и свойство некоторого «преувеличения». В.т. является одним из решающих факторов в поиске, воспроизведении или заимствовании обновляющихся образцов трезвеннического поведения и новых эффективных систем в противоалкогольной практике.


Восемнадцатая поправка (англ. Eighteentg Amendment) – поправка к Конституции США, принятая Конгрессом США в 1917, на основании которой почти во всех штатах был введен, начиная с 1920, полный запрет на производство, транспортировку и продажу алкогольных изделий. Под давлением алкогольной мафии была отменена Двадцать первой поправкой к Конституции США в 1933.


Воспитание трезвенное – процесс целенаправленного, систематического формирования трезвой личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями. Особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематич. культивирование в нем общечеловеческих трезвенных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этич. знаний; формирование способности жить согласно трезвым нормам и принципам трезвенной морали с целью воплощения их в практич. деятельности.

В.т. осуществляется в семье, школе, трудовых и общественных коллективах, а также средствами печати, радио, телевидения, искусства, религии и т.д. В.т. может быть противоречивым. Противоречия В.т. разнообразны. К ним относится прежде всего превращение идеальной просветительской деятельности в единственный источник и причину трезвеннического развития людей, что приводит к отрыву теоретич. трезвенного воспитания от воспитания практикой.

Процесс целенаправленного В.т. основан на четком разделении субъекта (воспитатели) и объекта (воспитуемые). Он построен так, что одни воспитывают других (родители – детей, учителя – учеников, руководители – подчиненных). Но этот процесс также требует самостоятельных усилий, активности воспитуемых, т.е. самовоспитания. Самовоспитание является моментом трезвенного воспитания, производно от него. Если идея самовоспитания слабо представлена в В.т., то это показатель существенных недостатков всей нравственно-воспитательной деятельности. Широкое распространение получают назидательные, порицательные и поощрительные методы В.т., а сам воспитуемый превращается в пассивного потребителя трезвенной информации. Но знание трезвеннических норм далеко не тождественно самим этим нормам, реализуемым в реальном поведении.

На практике подобные трезвенные усилия нередко предстают как безрадостная и безуспешная борьба одних людей с другими или человека с самим собой, оборачиваются результатами, противоположными целям В.т.

Основным противоречием В.т. явл. рассогласование (разрыв) между двумя сторонами единого процесса формирования трезвого человека: общественной практикой, проблемами ее совершенствования и специальной, целенаправленной трезвеннической деятельностью. Подобная информация связана с тем, что усилия воспитателей направлены в основном на «приспособление» (адаптацию) воспитанников к наличным условиям общественной жизни, сведению их личных интересов к общественным, к обеспечению дисциплины и порядка (от семейного, учебного, до производственного коллектива), к формированию «удобного», послушного человека. Но у трезвого человека требования дисциплины, порядка, ответственности органично сочетаются с активностью, направленной на совершенствование окружающей жизни, сферы своего труда, быта, общения. И если адаптивный характер В.т. оказывается чрезмерным, то это чревато многообразными опасностями как для самого человека, так и для общества. Прежде всего происходит духовное подавление человека, основной принцип его развития – нравственное самосовершенствование – не имеет для него практич. ценности и значения.

Нравственное самосовершенствование – более высокая ступень формирования трезвого человека, чем воспитание и самовоспитание. Оно надстраивается над воспитанием и преодолевает его ограниченность, ибо человек здесь создает самого себя посредством собственных усилий и деятельности. но если этого не происходит, то возникают особые предпосылки для возникновения аморальных норм поведения.

В.т. вплетено во все виды человеческой деятельности. Именно деятельность, в которую включен человек, является основной формой его В.т. В.т. – это прежде всего практич. процесс, который имеет не просветительскую, а практически преобразовательную направленность. В.т. – это всегда процесс взаимодействия, сотворчества людей, в ходе которого происходит избирательное освоение социокультурного опыта, формирование определенных нравственных качеств. В.т. – это постоянная, напряженная работа по гуманистич. преобразованию реальной жизни.


Воспитательная трезвенная система – комплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами трезвенного воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной трезвенной системы и развитие этой системы. Утрата любого компонента ведет к разрушению системы в целом.


Восприимчивость к добру – способность усваивать полезное, прогрессивное, разумное. Алкоголики, обладающие хорошей восприимчивостью к добру, перестают пить с первой грамотной противоалкогольной беседы. (по Г.А. Шичко)


Вредные привычки – проявления психического и психологического дискомфорта индивида в результате неблагоприятного воздействия микросоциальных, социально-психологических и индивидуально-биологических факторов, мешающие успешной самореализации личности как представителя данного общества и приносящие вред здоровью человека и окружающей его среде.

В детско-подростковом и молодежном возрасте наиболее распространенными видами В.п. являются табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркомания. (по С.А. Завражину)


Выздоровление – сохранение воздержания от ал-ля и других наркотиков любыми средствами. Термин главным образом связан с группами взаимопомощи и в Анонимных Алкоголиках (АА) и иных подобных группах относятся к процессу достижения и сохранения трезвости. Т.к. В. рассматривается как процесс, длящийся всю жизнь, члены АА всегда считают себя «выздоравливающими алкоголиками».