Основные термины и понятия, применяемые в антинаркотической воспитательно-профилактической работе с подростками и молодежью
Л
Летучие вещества – в-ва, испаряющиеся при температурах окружающей среды. К летучим в-вам, которые вдыхают для получения психоактивного эффекта (также называемых ингалянтами) относятся органические растворители, содержащиеся во мн. продуктах, таких как клей, аэрозоль, краски, промышленные растворители, лаки, бензин и чистящие жидкости, а также алифатические нитриты. Некоторые в-ва оказывают прямое отравляющее действие на печень, почки или сердце, а некоторые приводят к периферической нейропатии или прогрессивной дегенерации мозга. Наиболее частыми потребителями этих в-в явл. подростки. Признаки интоксикации включают в себя воинственность, апатичность, ухудшение психомоторных функций, эйфорию, головокружение, сбивчивую речь, дрожь, мускульную слабость, ступор или кому.
Лечебная педагогика – обособившийся раздел педагогики, разрабатывающий средства и методы коррекции физических и психических отклонений в развитии детей. В немецкоязычной литературе используется как аналог для обозначения коррекционной педагогики и дефектологии, границы между которыми очень расплывчаты. В отечественной литературе этим термином обозначают прикладную область педагогической науки, смежную с медицинской психологией и коррекционной педагогикой, занимающуюся профилактикой и коррекцией пограничных психических состояний у детей с использованием психолого-педагогических методов и реабилитации детей, страдающих дидактогениями. Современное понимание Л.п. более соответствует названиям «санаторная педагогика», «реабилитационная педагогика». Отечественная литература, относящаяся к этой области, свидетельствует только о начале развития Л.п. Попытки отождествить ее с валеологией несостоятельны и неправомочны. (по В.В. Колбанову)
Лишение родительских прав – лишение родителей права на воспитание своих детей. Применяется как крайняя мера в отношении родителей, неправомерно осуществляющих свои родительские обязанности, в тех случаях, когда меры воспитательного и общественного воздействия оказались безрезультатными. Л.р.п. производится только судом. Родители, лишенные родительских прав, не только утрачивают право на личное воспитание своих детей и вытекающие из этого правомочия, но считаются также утратившими все права, возникающие из факта родства. Л.р.п. в настоящее время, как правило, применяется по отношению к пьяницам, алкоголикам и наркоманам.
Ложный выбор – одна из главных задач, которая решается через теорию культурного, умеренного пития. Через применение методов и инструментов информационного террора и общество в целом, и отдельный человек, и семья, как ячейка общества, ставятся перед Л.в.: «Учись умеренно и культурно отравляться и будешь хорошим «культурным» человеком. Учи этому своих детей. А если не научишься «умеренно и культурно» отравляться, то тогда «заболеешь алкоголизмом». И дети твои тоже станут алкоголиками».
Соответственно публикуется целая библиотека алкогольно-наркотических абсурдизмов типа «Как научиться выпивать с пользой для здоровья?». Как вести себя на ритуалах самоотравления и т.д.
Привитие трезвости теория «культурного умеренного пития» исключает совсем. А если о ней и приходится говорить, то авторы о трезвости говорят в унизительных негативных тонах, как об уделе людей больных, скаредных, жадных, которые не умеют и не любят «жить широко, раскованно и щедро».
Основные положения Т.к.у.п. применяются не только к алкоголю, но и другим наркотическим ядам. Например, положения о «малых, умеренных дозах», «высоком качестве» применяемых для самоотравления ядов применяются авторами и в отношении табачных ядов, и наркотических ядов ускоренного поражения./ по А.А.Звереву/
Ломехуза – небольшой жучок, паразитирующий на муравьях, благодаря своей способности отравлять муравьев наркотическим ядом. В теории трезвости Л. называют людей, отравляющих и насаждающих отравление наркотическими ядами (табаком, алкоголем и другими) для получения финансовых, политических выгод и проведения геноцида. (по А.А. Звереву)
Любительство – совокупность видов деятельности, осуществляемая параллельно с ответствующими видами проф. деятельности. Л. составляет основное содержание св. времени. Поскольку наркотизация в подавляющем своем объеме осуществляется именно в св. время, то Л., позитивно наполняющее жизнедеятельность человека, призвано заместить всегда негативные иллюзии наркотизма, к которому люди часто прибегают как раз от пустоты св. времени, от скуки, для того чтобы «убить время». Народ-языкотворец как всегда точен и прав, и драгоценное время, которого и без того так мало отпущено человеку и в котором существует человек, наркотизацией именно убивается, разумеется, вместе с человеческой жизнью.
Отличие Л. от профессионализма заключается не только в том, что оно осуществляется не на производстве, где человек в основном зарабатывает хлеб насущный, но и в том, что тем или иным видом Л. человек занимается по свободному выбору, «по любви». Счастлив тот, кто сумел, так сказать, соединить на производстве, материальном или духовном, профессионализм и Л. (по Н.И. Удовенко)
Любовь – интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии – космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона: любовь-эрос – побудительная сила духовного восхождения. Любовь – результат длительного исторического развития человеческой деятельности.
Людские алкогольные потери – численность убитых, умерших, получивших инвалидность, увечья, хронические заболевания и алкоголизм, в связи с употреблением жидкостей, содержащих алкоголь.
По данным ВОЗ, каждый третий, умирающий в мире жертва алкоголизма. («Большая медицинская энциклопедия», изд.3, т.1, с. 736.).Велики людские потери из-за алкоголя в любой точке России. Вот, что написал только один из многих сот оптималистов:
«Я в течение трех лет с 1981 по 1985 гг. потерял много родных, не считая друзей:
1. Племянник, в пьяном виде провожая друга в армию, разбился на мотоцикле.
2. Отец, выпив алкоголя, пошел в баню и сердце не выдержало.
3. У родного дяди – тоже остановилось сердце от спиртного.
4. Сестра, не выдержав потери сына, в пьяном виде покончила с собой.
5. Два родных брата в пьяном состоянии – один упал с обрыва, разбился, а другой – вздернулся».
Но не только наша страна несет значительные людские потери. Некоторое представление об этом дает окончание статьи «Великая Отечественная», опубликованной 26 июня 1981 г. в болгарской газете «Трезвенность»: «Около четырех десятилетий в Европе не свистят пули, не взрываются снаряды, не падают бомбы, не гибнут от вражеского оружия европейцы. Однако, к сожалению, противоестественная гибель и калечение людей продолжается. Непрерывно ведется междоусобная борьба между самыми близкими людьми: родителями и детьми, братьями и сестрами, мужьями и женами… Основное средство ведения этой дикой, ничем не оправданной позорной войны является алкоголь. Данная война непрерывно ведется и преждевременно уносит в могилы множество человеческих жизней. Достаточно сказать, что за 50 мирных лет из-за употребления алкогольных изделий потеряло здоровье и погибло больше людей, чем в наикровопролитнейшем международном побоище.
Многие заболевают и рано уходят из жизни вследствие курения.
Всем нам необходимо осознать эти факты и решительно отвергнуть противоестественные, бессмысленные, вредные для общества, для родных, для семьи и для себя занятия – употребления спиртных и табачных изделий».
М
Макробиотика (греч. makros – большой, bios – жизнь) – согласно определению немецкого терапевта Х.В. Гуфеланда (1762-1836), учение о «большой жизни», не только продолжительной, но и счастливой, свободной от болезней. Последователи Гуфеланда развивали отдельные положения М., что создало значительные противоречия в ее современном понимании. Так, Дж. Осава считал, что М. – это применение в повседневной жизни принципов восточной (японской) философии. Современные отечественные целители, рассматривая М. как учение о гармонизации человека, главным образом отдают предпочтение организации питания. В современной М. пища – не только источник жизни, но и посредник в отношениях с миром. Современный макробиотический тезис «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, чем ты болен и какие у тебя мысли». Такое максималистское представление о «макробиотическом питании» имеет много сторонников, но не меньшее количество противников. (по В.В. Колбанову)
Макрофакторы (среды) – объекты, явления, отношения, обстоятельства, оказывающие влияние на жизнедеятельность больших групп людей, проживающих в разных странах (граждан определенных государств), а, следовательно, на жизнедеятельность и развитие каждого человека.
Максимализм трезвеннический (от лат. maximeбольше всего, в высшей степени) – общая характеристика позиции, претендующей на наиболее полное выражение алкогольной проблемы, на ее разрешение путем достижения наибольшего числа из целей, поставленных трезвенническим движением, от лица которого выступает М.т. Иногда М.т. выражается в стремлении достичь какой-то цели в кратчайший срок путем использования всего мыслимого и немыслимого спектра возможных и совсем невозможных средств.
Марафон (maraphon) – групповое занятие продолжительностью от нескольких час. (более 5) до нескольких дн., используемое для тренинга профессионалов, психопрофилактики здоровых пациентов и значительно реже – для психотерапии.
Маргинал (лат. marginalis – находящийся на краю) – человек, находящийся на «обочине» общества, ограниченный в своих интересах, отдаленный от животрепещущих проблем современности, презираемый обществом. Сознание, поведение и статус М. во многом определяются их длительным нежеланием или неумением по каким-либо причинам адаптироваться к социальной среде.
Маргинальность (лат. marginalis – находящийся на краю) – состояние, в котором оказываются отдельные индивиды, социальные группы, этнокультурные общности в результате их перемещения в новую нормативно-ценностную среду, причем их поведение в общественном сознании представляется аморальным, социально опасным, или, как минимум, не соответствующим общепринятым стандартам поведения.
Маскулинизация алкоголичек – (лат. maskulinus – мужской) – ослабление женских и развитие мужских признаков в результате хронического отравления этанолом половых желез. (Г.А. Шичко)
Массовые формы трезвеннического воспитания – формы трезвеннического воспитания, предусматривающие сообщение специалистом сведений по вопросам оптимальных для здоровья стилей жизни, профилактики наркотизма одновременно большому числу лиц. Возможно как непосредственное общение специалиста с массовой аудиторией, так и опосредованное – через каналы массовой коммуникации, использование которых способствует оперативности распространения информации, ее жанровому разнообразию. Выделяют формы: лекция, форум, радиопередача, телепередача, демонстрация фильма, использование печатных изданий, демонстрация наглядных пособий, театрализованное представление, телефонное консультирование, прослушивание тематических записей, экспонирование, массовая оздоровительная кампания и другие.
Матебремник – человек, получавший отравления наркотическими ядами в утробе матери. / по Г.А.Шичко/
Материалистическое мировоззрение – «…понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений». (К. Маркс, Ф.Энгельс, ПСС, изд. 1, т. XIV, с.651). «Пьющие понимают алкогольную проблему с «посторонними прибавлениями», неправильно, именно поэтому они предаются противоестественным занятиям. Употребление «алкогольных напитков» и прочего дурмана противоречит М.м.». «Питейно запрограммированный – верующий, но, в отличие от религиозного человека, верит не в фантастические потусторонние силы, а в фантастические свойства посюсторонних «спиртных напитков». (Г.А. Шичко. Алкогольная проблема и возможности успешного ее решения. Докладная записка ЦК КПСС, 15.02.1981 г.). Пьющий человек – проалкогольно запрограммирован, т.е. его мировоззрение искажено ложным пониманием алкогольной проблемы, следовательно, он не может считаться истинным материалистом. Вот основные научно-материалистические истины: «алкогольные напитки» - ядовитые и наркотические жидкости, повреждающие весь организм, особенно сильно головной мозг; употребление их – противоестественное, ничем не оправданное, многосторонне вредно и недостойное здравомыслящего и культурного человека занятие. Каждый потребитель спиртного в той мере, в какой поглощает его, вносит собственный вклад во все беды, вызываемые «алкогольными напитками», в том числе в массовую гибель наших сограждан, в пьяные драки, в хулиганство и всевозможные преступления. Достаточно пьющему уразуметь эти истины, чтобы он добровольно отказался от нелепого занятия. (Г.А. Шичко).
Материальные потери – общая сумма экономических потерь, вызываемых производством, продажей и потреблением спиртного. М.п. очень велики, они не поддаются полному учету. Их вызывают: изъятие из полезного обращения посевных площадей для выращивания сырья, сбор его и транспортировка на пивные, винные и водочные предприятия, производство спиртных изделий, хранение и реализация их, прогулы и уменьшенная производительность труда, повышенная заболеваемость и замедленное выздоровление пьющих, содержание и лечение дефектных детей, оплата широких сетей наркологической, правоохранительной и карающей служб и т.п.
Алкоголь просто разоряет нашу страну (не государство, а страну, народ): 1 «пьяный рубль», поступивший в госбюджет от реализации алкогольного дурмана, в начале 80-х годов наносил обществу на 3 рубля прямого экономического ущерба.
Установление в стране трезвости поднимет доходную часть бюджета России, преобразит жизнь общества, резко повысит материальное благосостояние народа. / по Г.А.Шичко/
Мезофакторы (среда) – условия и обстоятельства жизнедеятельности человека и социальной группы, к которой он принадлежит, идеологические и духовно-нравственные отношения, моральные нормы и трезвенные ценности, принятые в данном человеческом обществе.
Местный запрет. Право выбора, разрешить продажу спиртного или нет. Это право обычно давалось муниципальным властям, городу или району, и было более обычным для позапрошлого столетия и начала двадцатого, но еще существует во многих странах. Обычными являются и местные референдумы в некот. странах. Голосование проводится по каждому из трех типов алкоизделий. ( по Х. Колстаду) Эффективно М.з. применялся и в России по царскому указу от 1885. Именно М.з. спас многие малые народы России от полного вымирания. Эффективно применялся М.з. в СССР в 1985-1987гг.
Метанол – спирт, яд, явл. наиболее трудно отделяемой примесью в процессе ректификации спирта этилового. По своим органолептическим свойствам он мало отличается от этилового и поэтому явл. одним из основных виновников случайных смертельных отравлений.
Метод гортоновической дезалкоголизмии – нелечебный и по-настоящему научно-материалистический метод, предусматривающий с помощью специальных занятий превращение алкоголика в сознательного трезвенника. Метод позволяет при его правильном использовании добиваться почти стопроцентного положительного результата. На сегодня – это единственный метод, обеспечивающий полное избавление людей от алкоголизма и резко повышающий их сознательность. Он самый гуманный.
М.г.д. предусматривает следующее: 1) написание подробной автобиографии алкоголика (аутоанамнез), 2) в течение установленного периода систематическое ведение дневника, 3) выявление индивидуальных особенностей алкоголика, 4) проведение бесед и психологических сеансов с учетом этих особенностей, аутоанамнеза и дневниковых записей, 5) настройка на бережное отношение к своему здоровью, к здоровью других, на самозащиту от абсурдистских влияний, на добросовестное исполнение семейных и трудовых обязанностей, 6) проверка знаний, взглядов и убеждений.
В процессе занятий достигается следующее: а) освобождение от питейной запраграммированности, б) угасание привычки к его употреблению и потребности в нем, в) усвоение достоверных трезвенных сведений, г) формирование на их основе научных взглядов и убеждений, относящихся не только к алкогольной проблеме.
Важно отметить следующее: ученые расходовали массу средств и времени на поиск препаратов, которые подавляли бы потребность в спиртном, между тем она угасает в первые один-два сеанса, причем у части алкоголиков появляется отвращение к спиртному. В избавлении людей от алкоголизма решающее значение принадлежит научным знаниям, волевые усилия и борьба с собой по существу не нужны.
Метод применяется в четырех вариантах: индивидуальный, групповой, развернутый и сокращенный.
При групповом – занятия состоят из лекций, бесед, психологических сеансов, периодической проверки знаний, взглядов и убеждений. Развернутый вариант состоит из 15 полуторачасовых занятий, сокращенный из четырех трехчасовых, проводимых в два дня.
Желательно, но не обязательно воздержание от употребления спиртного перед началом курса занятий и во время его проведения. Важно, чтобы алкоголики в результате усвоения научных знаний добровольно, и сознательно перестали пить, а не по принуждению и не путем волевых усилий.
Слушатели, хорошо усвоившие курс, становятся сознательными трезвенниками, радуются этому, гордятся этим и добровольно проводят противоалкогольную работу, причем некоторые собственными силами оказывают помощь алкоголикам. (Г.А. Шичко)
Метод дезалкоголизмии – метод избавления от алкоголизма. Принято считать, будто от алкоголизма можно освободиться только путем медицинского лечения, в действительности же существует много нелечебных методов.
Все известные и возможные методы можно разделить на следующие группы: лечебные группы, гортоновические, административные, товарищеские, семейные, самолечение, религиозные и смешанные. К группе гортоновических методов относятся: метод аппаратурной дезалкоголизмии метод взаимоотрезвления, полный и сокращенный (двухдневный) курс занятий. (Г.А. Шичко)
Метод самоизбавления от алкоголизма - позволяет алкоголику самостоятельно обрести трезвость. Метод предусматривает следующее: 1) написание аутоанамнеза, 2) ведение дневника и периодическое прочитывание его, 3) выявление своих индивидуальных особенностей, 4) в соответствии с ним использование специального приема подавления потребности в спиртном, при наличии показаний, выработки непереносимости его, 5) изучение специально подобранных научных материалов, 6) критический разбор художественных произведений, затрагивающих алкогольную проблему. (Г.А. Шичко)
Методика формирования трезвого образа жизни – это совокупность строго определенных трезвеннических действий педагога, совершаемых в строго определенной последовательности и строго определенными средствами на должном уровне педагогического искусства и техники, которые в конечном счете приводят к ожидаемому результату.
Методические основы формирования трезвого образа жизни – совокупность строго определенных трезвеннических действий педагога, совершаемых в строго определенной последовательности и строго определенными средствами, на должном уровне педагогической техники, который в конечном итоге приводят к ожидаемому результату, составляющему содержанию цели.
Организация процесса формирования трезвого образа жизни включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою методику.
Методика социально- и психолого-педагогической диагностики. Методика педагогического наблюдения. Методика письменного (устного) опроса. Методика тестирования. Методика анализа результатов антиалкогольной деятельности и т.д. Методика составления диагностических программ. Методика сформированности трезвого образа жизни школьников. Методика составления и оформления психолого-педагогической характеристики учащегося. Методика целеполагания. Методика формулирования целей и задач. Методика планирования. Методика составления и оформления различных видов планов (перспективного, рабочего, календарного, личного). Методика коллективного планирования. Содержание разделов плана работы класса по трезвенническому воспитанию. Методика планирования научно-исследовательской работы по формированию трезвого образа жизни. Методика планирования методической работы в школе по трезвенническому воспитанию. Методика оформления конспектов выбранных тем по трезвенническому воспитанию. Методика подготовки и проведения различных форм работы по антиалкогольному воспитанию. Как правило, форма указывает на порядок действий, а методика на то, как действовать (или вариативность) в этом порядке. Методика подготовки и проведения беседы.
Методика подготовки и проведения лекции. Методика подготовки и проведения диспута. Методика подготовки и проведения дискуссии. Методика подготовки и проведения викторины. Методика подготовки и проведения устного журнала. Методика подготовки и проведения олимпиады. Методика подготовки и проведения конференции. Методика подготовки и проведения вечера. Методика проведения и подготовки фестиваля. Методика подготовки и проведения семинара. Методика подготовки и проведения урока. Методика подготовки и проведения ролевых игр. Методика проведения и подготовки встреч за круглым столом. Методика подготовки и проведения экскурсии.
Методика организации трезвеннической деятельности учащихся. Методика коррекции работы по трезвенническому воспитанию. Методика контроля за работой по трезвенническому воспитанию. Функция контроля заключается в проверке и сравнении фактического положения дел с требуемым состоянием. Методика фронтально-обзорного контроля. Методика предварительно-предупредительного контроля. Методика предупредительного контроля. Методика тематического контроля. Методика фронтального контроля. Методика предметно-обобщающего контроля. Методика контроля за организацией антиалкогольного воспитания в школе. Методика проверки качества трезвеннических знаний, умений и навыков учащихся. Методика проведения письменных контрольных работ. Методика изучения документации школы (класса) по трезвенническому воспитанию. Методика посещения и анализа мероприятий (занятия) по трезвенническому воспитанию. Методика учета результатов в формировании трезвого образа жизни. Учет – подведение итогов выполнения планов или определенных его этапов. Методика оценки результатов работы по формированию трезвого образа жизни. Методика анализа результатов по формированию трезвого образа жизни.
Методы научного исследования в трезвенническом воспитании – составной элемент научного исследования в трезвенническом воспитании, представляющий собой системы операций с содержанием предмета исследования, которые способствуют осуществлению цели исследования.
Применение того или иного метода на конкретном этапе исследования обусловлено непосредственно задачами данного этапа, определяющими направление поисков. Выделяют методы: наблюдения, опроса, экспертной оценки, эксперимента, статистический, анализа, синтеза.
Методы трезвеннического воспитания – способы управления познавательной и практической деятельностью индивида, группы лиц, социальной общности, направленные на формирование трезвеннической культуры, позитивных в отношении здоровья стилей жизни и реализуемые в условиях взаимосвязанной деятельности специалиста и лиц, на которых направлен процесс трезвеннического воспитания.
М.т.в. представляют собой трансформацию дидактических методов обучения. Эти методы предусматривают формирование различных компонентов трезвеннической культуры: знаний, умений, навыков, убеждений ценностных ориентаций, связанных со здоровьем и, в конечном итоге позитивного в отношении здоровья, поведения. Совокупность приемов, применяемых при реализации каждого метода, обусловлена его целями и содержанием. Выделяют методы: информационно-рецептивный; репродуктивный; проблемного изложения информации; эвристический и другие.
Микрофакторы (среды) – материально-бытовые условия жизни человека, его ближайшее социальное окружение.
Модели пьянства – манера принятия спиртного пьющим: количество выпитого за один прием, частота употребления спиртного, употребляемые и предпочтительные алкогольные изделия, обстоятельства и условия, характеризующие эту процедуру и т.д.
Мониторинг культуры здоровья – длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций.
Мораль (от лат. morale – нравственный) – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью нравственных норм. В отличие от простого обычая или традиции такие нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости, должного и т.п. Исполнение требований М. регулируется в отличие от права лишь формами духовного воздействия (общественной оценкой, одобрением или осуждением). Наряду с общечеловеческими ценностями М. включает исторически преходящие нормы, принципы и идеалы. Морально то, что служит общественному прогрессу. М. изучается специальной философской дисциплиной – этикой. Трезвость – моральна, потребление алкоголя и др. наркотиков – аморально.
Мотивация культуры здоровья – одна из задач первоочередных направлений научных исследований, способствующих достижению здоровья для всех. Целью службы здоровья должно быть повышение мотивации здорового поведения. Должны быть проведены исследования, определяющие: 1) причины изменения поведения, влияющего на здоровье; 2) какой тип стратегии наиболее эффективен для изменения поведения; 3) кем (врачом, учителем, работодателем, законодателем) и на каком уровне (индивид, семья, школа, работа) должны быть сделаны шаги, чтобы мотивировать изменение поведения, направленного на здоровье.
Мотивация поведения в отношении культуры здоровья – система мотивов, явлений и состояний, которые вызывают, определяют и направляют активность субъекта, имеющую отношение к здоровью.
Субъективными и эквивалентными мотивами поведения человека в отношении культуры здоровья выступают его эмоции, влечения, интересы, потребности и т.д., которые конкретизируются, «опредмечиваются» и становятся импульсами к выбору той или иной формы поведения в отношении культуры здоровья. М.п.о.к.з. обусловлена внутренним строением мотивационной сферы человека, прежде всего тем, какое положение занимают мотивы сохранения и укрепления здоровья внутри мотивационной сферы. Если эти мотивы становятся ведущими, то они определяют те формы поведения, которые в наибольшей степени способствуют здоровью.
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Первые попытки научного объяснения этого феномена относятся к XVII в., а широкие экспериментальные исследования – к XIX в. Большое значение музыке в системе избавления от алкоголизма придавали С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев и др. известные русские ученые.
Мутагены (лат. mutatio – изменение, перемена; genesis – происхождение) – факторы, вызывающие мутацию. Различают физические мутагены (рентгеновские и гамма-лучи, нейтроны, протоны, повышенная и пониженная температура и т.д.), физико-химические (например, волокна асбеста), химические (этиленамин, колхицин, бензопирен, азотистая кислота, алкоголь, табак и др.), биологические (например, некоторые вирусы). Мутагены нередко являются и канцерогенами.
Мутация – естественно возникающее или вызываемое искусственно (веществами, радиацией, алкоголем и др. факторами) изменение наследственных свойств организма (его генотипа). Естественные М. возникают случайно или закономерно. Определить точное время их возникновения невозможно из-за огромной многочисленности вариантов перестроек чрезвычайно сложного генетического аппарата, но предсказание (вычисление) вероятности их появления вполне доступно. М. – основа наследственной изменчивости в живой природе. По генетическому проявлению М. разделяют на доминантные (проявляющиеся в гетерозиготном состоянии в поколении их возникновения и расщепляющиеся в следующих поколениях) и рецессивные (проявляющиеся, если мутантный ген окажется в гомозиготном состоянии). (по В.В. Колбанову)
Н
Направления в формировании трезвого образа жизни школьников:
- 1-ое, законодательное – педагоги через своих представителей в депутатском корпусе Парламента РФ ходатайствуют о внесении ими законодательной инициативы по антиалкогольному законодательству.
- 2-ое, исследовательское – образовательные школы города, области, края, республики заключают договора с научно-исследовательскими институтами РАО, МАТр с педагогическими вузами страны об исследовании проблемы формирования трезвого образа жизни, о разработке учебной и методической документации и т.д.;
- 3-е, информационное – издание трезвенных газет, журналов, книг, клипов и кинофильмов о последствиях пьянства и алкоголизма, о преимуществах здорового, трезвого образа жизни;
- 4-ое, подготовка квалифицированных педагогов по трезвенническому воспитанию в вузах страны, включающая в себя: научную подготовку; теоретическую подготовку; методическую подготовку; организационную подготовку; правовую подготовку и т.д.;
- 5-ое, научная, теоретическая и этнографическая подготовка педагогов школ и внешкольных учреждений по формированию трезвого образа жизни в школах, базовых школах, институтах усовершенствования учителей, в педагогических вузах, в НИИ РАО и МАТр;
- 6-ое, работа с родителями учащихся: педагогическое просвещение; руководство трезвеннической деятельностью родителей с учащимися; оказание им методической помощи; применение школой к родителям уклоняющихся от воспитания своих детей или оказывающих на них отрицательное воздействие своим аморальным или преступным поведением мер общественного и дисциплинарного воздействия; ходатайства школ перед государственными учреждениями о мерах медицинского, административного и уголовного воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей или оказывающих на них отрицательное воздействие своим аморальным или преступным поведением;
- 7-ое, взаимосвязь в работе по формированию трезвого образа жизни школьников с общественными и государственными учреждениями и обществами трезвости; инспекциями по делам несовершеннолетних, комиссиями по делам несовершеннолетних; правоохранительными организациями; медицинскими; культурно-просветительными; физкультурно-спортивными, религиозными организациями и общинами; трудовыми коллективами и т.д.;
- 8-ое, работа с учащимися: изучение и оценка уровня сформированности трезвого образа жизни школьников, трезвенническое воспитание школьников в процессе изучения основ наук; трезвенническое воспитание учащихся в процессе внеклассной и внешкольной воспитательной работы, в процессе их антиалкогольной деятельности; индивидуальная и самостоятельная работа учащихся по трезвенническому воспитанию; коррекционная антиалкогольная воспитательная работа с учащимися; подведение итогов работы по трезвенническому воспитанию; педагогическая деятельность по разобщению и переориентации мотивов и ценностей алкогольных малых групп школьников;
- 9-ое, организационная работа.
Наркогенная запрограммированность – это личностная установка на изменение внутреннего психического состояния за счет использования каких-либо химических соединений (по А.Г.Макеевой).
Наркологическая безопасность – состояние защищенности психического и физического здоровья человека от легального и нелегального использования веществ с наркогенным потенциалом действия и защищенности общества от последствий распространения этих веществ в легальном и нелегальном обороте. (по К.С. Кузьминых)
Наркологическая помощь – система наркологической работы с населением. В систему Н.п. входит деятельность комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом; наркологическая, психиатрическая и общесоматическая сеть учреждений Министерства здравоохранения; органы правосудия и учреждения Госкомнаркоконтроля и Министерства внутренних дел; организации и общества, занимающиеся санитарно-гигиеническим просвещением, противоалкогольной и антинаркологической пропагандой.
Наркологическая служба – создана по инициативе Министерства здравоохранения СССР в 70-х гг. XX в. Это ступенчатая система лечебно-профил., медико-соц. и медико-юрид. мероприятий, исходящих из особенностей личности пациента и условий микросоциальной среды. Одновременно были утверждены должности врача психиатра-нарколога, врача участкового психиатра-нарколога и фельдшера-нарколога, что юридически закрепляет выделение наркологии в самостоятельную медицинскую специальность. С этого времени Н.с. один раз в два года проводила Всесоюзные, а затем Общероссийские наркологические конференции. Самостоятельные наркологические службы существуют в Болгарии, Польше, Франции, ФРГ, Дании, Швеции и др. государствах.
Наркология – раздел психиатрии, материалом изучения которого служат проявления, причины и механизмы развития наркомании, вопросы профилактики алкоголизма. Н. составляет научную основу наркологической службы.
Наркоман – пронаркотически запрограммированный человек, имеющий привычку выполнять наркотический ритуал, потребность в опьянении и в наркотике. Н.– человек, сознательно отравляющий себя наркотическими ядами ускоренного поражения.
Наркомания – хроническая зависимость, обусловленная систематическим употреблением наркотиков и характеризующаяся непреодолимым влечением к ним, физической, психологической и социальной деградацией. Поведение принимающих наркотики относится к девиантному, отклоняющемуся от общепринятых норм. Наркомания – прежде всего зависимость души, пораженной аномией. Вначале это всегда поражение души, а уже потом – разрушение тела. Н. (от греч. narke и mania – оцепенение и мания).
Наркомовская доза - ежедневная порция водки, равная 100 гр., которая выдавалась солдатам Красной Армии, участвовавшим в боевых действиях во время войны СССР с Финляндией (30.11.1939 – 13.3.1940) и Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
Регулярная выдача порции водки бойцам была введена в янв. 1940. С самого начала войны с финнами советские войска терпели большой урон от сильных морозов (температура опускалась ниже 40°С). В связи с этим, с санкции Совета Народных Комиссаров СССР, нарком обороны К.Е. Ворошилов распорядился выдавать ежедневно бойцам и командирам, участвующим в боях, 100 г водки и дополнительно к продовольственному пайку 100 г сала. Летчикам вместо водки должны были выдавать 100 г коньяка. Отсюда появилось среди фронтовиков название «наркомовская доза» или «наркомовские 100 грамм». Было распространено еще название «боевые 100 грамм».
Выдача водки по 100 г в сутки солдатам и офицерам на войне с Германией была введена с 1 сент. 1941. На боевые линии обычно доставлялся в бочках или флягах спирт и на месте разбавлялся водой до концентрации водки.
В послевоенные годы эта практика подверглась критике, т.к. именно по причине потребления Н.д. погибли на войне многие сотни тысяч солдат и офицеров (замерзли, попали под пули противника, когда «море по колено» и т.п.).
Наркотизация общества – комплекс действий алко- и наркобизнеса и др., в результате которых человек, семья, общество начинают «добровольно» отравляться различными наркотическими веществами (табаком, алкоголем и другими). Для Н.о. требуется обеспечить два основных условия: это доступность наркотика и соответствующий информационный террор населения. (по А.А. Звереву)
Наркотизм – социальное явление, характеризующееся массовым уходом индивидов от действительности, социальной активности в иллюзорный мир вследствие употребления наркотических средств. Выражается в таком индивидуальном или групповом поведении, которое не соответствует действующим на конкретно-историческом этапе развития общества нормам.
С.С. Аникин в своей работе «Домик для трезвости» (Красноярск, 2003) сообщает, что в толковом словаре В. Даля под Н. рассматривается свойство и образ действия наркотических ядов, их одуряющая сила. В 1923 году в Москве проходила 1-ая Всесоюзная конференция, посвященная проблемам наркотизма. На ней термин Н. рассматривался как явление, которое имеет характеристики биологического, не имеющего патологического характера, стремления здорового организма к возбуждению (наркотическому), в отличие от наркомании, определяющей патологическое влечение к наркозу. Термин Н. употребляли в своих работах М.Н. Гернет и В.Г. Введенский. Большинство современных ученых, изучающих Н., рассматривают его как социальное явление. Так, Э.А. Колесникова считает, что Н. это «исторически сложившееся негативное социальное явление, обусловленное определенными социальными условиями и факторами, а также аддиктивной направленностью личности, которое выражается в употреблении наркотических средств и веществ, что представляет собой как угрозу для здоровья самой личности, так и для общества в целом». И.А. Первова под Н. понимает наркоманию, которая выражается в « постоянно возрастающей зависимости от наркотических средств, имеющей психический (патологическую потребность в приеме какого-либо вещества, дефицит или отсутствие которого вызывает психологический дискомфорт) или физический характер (абстинентный синдром)». А.Г. Макеева понимает под Н. социальное отклонение, в том числе от норм морали. Е.Г. Костылева видит в Н. форму девиантного поведения, характеризующуюся массовым уходом индивидов в мир болезненных иллюзий. Она считает, что именно школа занимает ведущее место в системе социального контроля подросткового Н., поэтому на нее ложится основная нагрузка по выполнению всех функций социального контроля Н.: информационной, регулятивной, воспитательной, а также функции социальной профилактики. Ю.В. Вершиненко под «подростковым Н.» понимает «статистически устойчивое социальное явление, выражающееся в потреблении некоторой частью населения подросткового возраста наркотических или иных токсических средств». С.Л. Панов указывает на зависимость между Н. и преступностью несовершеннолетних. На его взгляд, «Н. несовершеннолетних» - это социальное явление, которое выражается «в умышленном немедицинском потреблении наркотических средств и психотропных веществ и связанное с этим совершение преступлений, иных общественно опасных действий и правонарушений, а также представляющее собой незаконный оборот, производственное изготовление, переработку наркотических средств и психотропных веществ, а ровно деятельность по вовлечению других лиц в немедицинское потребление таких веществ, и создание благоприятных условий для поступления их в незаконный оборот. (по С.С. Аникину)
Наркотик – 1. В узком смысле – химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. 2. В юридическом смысле – вещество, признанное таковым в международных конвенциях и / или в национальном законодательстве. 3. В медицинском смысле – психоактивное вещество, вызывающее зависимость, которая приводит к приему данного вещества в опасных для здоровья дозах и может вызвать неблагоприятные социальные последствия. При этом обычно (но не обязательно) наблюдается толерантность и абстинентный синдром. Н. (от греч. narkotikas – приводящий в оцепенение) – природные и синтетические вещества, вызывающие наркоманию. Российское законодательство устанавливает ответственность за незаконные действия с наркотиками (незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка и сбыт, хищение, склонение к потреблению, их посев и выращивание и др.). Иногда наркотиками называют также средства для наркоза. Фактически к наркотикам относятся алкоголь и табак, т.к. вызывают зависимость.
Наркотическая политика – комплекс мер, направленных на воздействие на предложение и / или на спрос на наркотики в местном или национальном масштабе, включающий образовательные и лечебные программы, контроль и иные меры.
Наркотические вещества (наиболее распространенные): морфий и героин – алкалоиды опиума; снотворные средства, включающие так называемые барбитураты; гашиш (называемый также анашой, планом, марихуаной); различные стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной системы; кокаин (алкалоид растения кока). В мире на сегодняшний день известно более 3000 наркотических веществ.
Наркотические яды – яды, на которые у человека можно выработать наркотическую зависимость (табак, алкоголь, некоторые лекарства, опий, марихуана, героин и др.). В настоящее время известно более 3000 веществ, на которые можно вызвать у людей зависимость, содержащую рефлексы на самоотравление.
Наркотические яды ускоренного поражения – наркотические яды отличные от алкоголя и табачных ядов скоростью своего влияния на человека. К ним, например, относятся марихуана, опий, героин, кокаин, крек, морфий. Некоторые лекарственные средства, бензин, ацетон, эфир, ЛСД, клеи синтетического происхождения, предметы бытовой химии (например, дихлофос и другие).
Народная гигиена – наиболее древняя отрасль, заложившая основу знаний, на которой развилась впоследствии научная гигиена. Многие обычаи и пословицы русского народа пропагандируют гигиенические меры. Запреты, облаченные у многих народов в форму «табу», а на Руси в форму «греха» зачастую выражают гигиенические требования. Так, обычай есть яблоки лишь после «освещения» их в праздник Спаса по существу предостерегает от употребления в пищу недозрелых плодов; представление о «сглазе» новорожденного способствовало профилактике переохлаждения или заражения ребенка. Традицией русской медицины всегда были уважение к рациональным основам и борьба с псевдоносителями – знахарями, колдунами, шаманами и т.п. Научная медицина взяла из тысячелетнего народного опыта все ценное и рациональное. (по В.В. Колбанову)
Народная медицина – совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах и гигиенических навыках, а также их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней. Передававшиеся из поколения в поколение устным путем, эти сведения нашли отражение в народных обычаях, пословицах, поговорках, преданиях и закреплены в ряде письменных источников.
Наследование – передача генетической информации от одного поколения другому. Внешне наследуются признаки, на самом деле – гены, определяющие эти признаки. В основе Н. лежат сложные процессы перераспределения генетического материала, поэтому закономерности у разных форм организмов различны. В зависимости от расположения генов в клетке различают ядерное (гены в хромосомах) и внеядерное, или цитоплазматическое, в том числе пластидное (гены в ДНК органоидов) Н. Ядерное Н. подразделяют на аутосомное (гены в аутосомах) и Н., сцепленное полом (гены в половых хромосомах).
Наследственность – свойство организма без изменений передавать через наследственный аппарат половых клеток родителей структурные и функциональные признаки потомству. Это свойство определяет постоянство видов, но наследственный аппарат обладает также и противоположным свойством – изменчивостью, что обуславливает способность к развитию, эволюции. Различают наследственную и ненаследственную изменчивость (мутации). Наследственная мутация – стойкие изменения в наследственном аппарате клетки в хромосомах (у человека их 46) или генах (в хромосомах человека расположено более 100 тыс. генов). Мутации могут возникнуть случайно (спонтанные мутации) в результате воздействия определенных факторов (индуцирование), могут быть «безвредными» и патологическими.
Наследственность является биологической основой индивидуальности человека, на которой под влиянием внешней среды формируются физические признаки индивида и нервно-психические особенности личности.
Наследственная патология обусловлена мутагенным действием неблагоприятных факторов внешней среды на наследственный аппарат, врожденная – их эмбриотоксическим (тератогенным) эффектом.
Мутагенным и тератогенным действием обладают различные факторы внешней среды: физические (ионизирующая радиация, ультрафиолетовое излучение, токи и звуки сверхвысокой частоты), механические; химические (сельскохозяйственные, промышленные, бытовые химические вещества, алкоголь, никотин и наркотические средства, некоторые лекарственные, гормоны); биологические (вирусы краснухи, гриппа, кори, токсоплазмоза). Мутагены действуют в течение длительного времени и повреждают наследственный аппарат половых клеток родителей (хромосомы и гены яйцеклеток и сперматозоидов), тератогены повреждают клетки зародыша и плода, вызывая их гибель или нарушение развития (эмбриопатии, врожденные пороки).
Наследственность – специфическое свойство живых организмов передавать потомству признаки и особенности предыдущих поколений: морфологические типы, типы обмена веществ, типы индивидуального развития, типы высшей нервной деятельности. Наследственность реализуется на базе наследования, может иметь разные варианты в зависимости от внешних условий: общность фенотипа при разных генотипах и разные фенотипы при едином генотипе.
Наступательность трезвеннической пропаганды – принцип пропаганды, выражающийся в активном утверждении здорового образа жизни, в решительном отстаивании трезв. идеологии. Осуществление данного принципа предусматривает активность в идеологической борьбе, опережение оппонента в информировании общественности о важнейших событиях, происходящих в стране и мире, в их интерпретации и оценке, в формировании общественного мнения, предполагает наличие контрпропагандистского заряда в любом пропагандистском (устном или печатном) выступлении. Ведение Н.т.п. требует, во-первых, доказательного раскрытия объективных преимуществ исторических достижений реальной трезвости; во-вторых, убедительного показа реакционной сущности культурпитейства, аргументированной критики антигуманной политики правительства в случае спаивания народов; в-третьих, правдивого освещения действительности, борьбы с негативными явлениями в жизни общества, с недостатками и ошибками в реализации планов преодоления пьянства и алкоголизма, с фактами пропитейной беспечности, общественной пассивности, лености, недобросовестности и т.п.
Научное исследование в трезвенническом воспитании – изучение процессов, предметов и явлений, имеющих отношение к формированию трезвеннической культуры человека, готовности к позитивным для здоровья стилям жизни с целью получения новых положений и выводов или выявления новых данных о ранее изучаемом вопросе, имеющих показательный, обоснованный характер.
Из этого определения следует, что научное исследование в области трезвеннического воспитания призвано дать научно обоснованный ответ на вопрос теоретического или практического характера. позволяющий совершенствовать организационную и методическую работу.
Н.и.т.в., как и любое другое исследование, представляет собой систему специфических элементов, которые рассматриваются в качестве исходных предпосылок научного исследования и позволяют осуществлять целенаправленный познавательный процесс. Среди этих элементов принято выделять следующие: научная проблема, цель исследования, задачи, методы.
Каждый из элементов научного исследования необходим для систематического изучения объектов и, следовательно, присутствует на каждом конкретном этапе исследования: планирования и подготовки, собственно проведения научного исследования, практического внедрения результатов исследования.
Научные основы трезвеннического воспитания – совокупность положений и выводов общественно-научных, медицинских, естественно-научных дисциплин и собственных научных исследований, являющихся исходными для разработки вопросов организации, содержания и методики трезвеннического воспитания. Н.о.т.в. представляет собой данные философии, юриспруденции, медицины, социологии, психологии, педагогики, собриологии. Используются положения и ряда других научных дисциплин: логики, прогностики, информатики, математической статистики и т.д.
Использование данных различных дисциплин в их единстве приобретает в трезвенническом воспитании особо важное значение по мере решения комплексных задач внедрения в жизнь общегосударственных антинаркотических программ, имеющих профилактическую ориентацию.
Нейролептические средства (от нейро… и греч. lepsis - хватание; приступ) – лекарственные вещества, оказывающие угнетающее влияние на функции центральной нервной системы и способные устранять или ослаблять некоторые симптомы психозов (бред, галлюцинации).
Нейролингвистическое программирование – модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации; современное направление постэриксоновской психотерапии (эриксоновский гипноз, позитивная психотерапия), разрабатываемое с 1975 и американцами Бендлером (Bandler R.) и Гриндером (Grinder J.) (математиком и лингвистом по базисному образованию) и их последователями.
Нелегальный наркотик – психоактивное в-во, производство, продажа или использование которого запрещено. Строго говоря, нелегальным явл. не наркотик сам по себе, а его производство, продажа и использование в особых обстоятельствах, согласно существующему законодательству. «Нелегальный рынок наркотиков» - более точный термин, относящийся к производству, распространению и продаже любого наркотика вне легально санкционированных путей.
Непьющий человек – тот, кто совершенно не употребляет этанолосодержащие жидкости.
Норма – образцовое, правильное состояние; состояние, не впадающее ни в какую крайность; состояние равновесия, при котором человек не испытывает никаких потребностей; состояние, в котором больше шансов выжить.
Нравственная деятельность педагога представляет собой совокупность практических действий и поступков, направленных на повышение его нравственно-этической культуры, укрепление его педагогического авторитета и авторитета коллег, а также на реализацию системы трезвеннических установок, целей и задач по формированию трезвенных взглядов, чувств и убеждений молодежи.
Нравственное сознание – это осознание людьми норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности. Оно закрепляется в соответствующих взглядах, идеях и представлениях, традициях и привычках и функционирует в единстве общественного и индивидуального сознания. Общественное сознание дает обобщенное, систематизированное теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления. В индивидуальном нравственном сознании отражаются не только общественные условия жизни, но и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.
Нравственность – система потребностей, мотивов, оценочных и самооценочных критериев и правил, определяющих социально-целесообразные трезвенные качества и поведение личности.
Нравственные отношения. Результативность трезвеннического воспитания во многом зависит от того, каковы нравственные отношения между людьми в процессе педагогического труда. В производственном коллективе от характера Н.о. зависит настроение работников и, в конечном счете – производительность их труда. А в педагогическом коллективе, где педагог имеет дело с людьми, впитывающими каждое его слово, оценивающими каждый его поступок. Н.о. явл. регулятором не только общественного настроения, но и могучим средством воспитания подрастающего поколения.
Нравственные убеждения – это глубоко укоренившиеся в сознании человека моральные представления и взгляды, которым он следует в своих поступках и действиях, побуждаемый внутренне осознанными мотивами. При этом проявление взглядов и убеждений качественно неодинаково. Различия между ними тождественны различию между знаниями и убеждениями.
Нравственные чувства. Эмоциональная жизнь человека, культура его Н.ч. отражает моральный уровень личности. Что же касается педагога, то его нравственные чувства являются важнейшим орудием влияния на воспитуемых. Трудно переоценить их роль и в формировании трезвенных убеждений. Н.ч. имеют для морали двоякое значение. Во-первых, они выступают как средство формирования трезвой личности. Во-вторых, развитие Н.ч. – одна из задач трезвеннического воспитания.