МЕЖДУНАРОДНАЯ
   АКАДЕМИЯ
      ТРЕЗВОСТИ
Аббас – арабский халиф, дядя Мухаммеда Абдул-Баха (1844-1921) – глава бахаев Аввакум Петрович (1620/21-1682) – протопоп, глава старообрядчества Али Нури Мирза Хусейн (Баха-Улла) (1817-1892) – основатель бахаизма Амосов Николай Михайлович (1913-2002) – хирург, академик, член ЦС ВДОБТ Анслингер Гарри (1893-1975) – один из лидеров мирового прогибиционистского движения Асбери Фрэнсис (1745-1816) – первый методистский епископ Белов Василий Иванович (р. 1932) – русский писатель Бенсон Эзра Тафт (1899-1994) – духовный лидер адвентистов седьмого дня Бирюков Павел Иванович (1860-1931) – российский издатель, общественный деятель Бодхихарма (?-528/536) – основатель чань-буддизма Братанов Димитр Цочев (1909-?) – общественный и государственный деятель Болгарии Будда (Сиддхартхе Гаутаме) (623-544 до н.э.) – основатель буддизма Бунге Густав (1844-?) – профессор физиологии, доктор медицины, доктор химии Бутс Уильям (1829-1912) – основатель Армии спасения Вагнссон Рубен (1891-1978) – шведский государственный деятель, президент IOGТ Весли (Уэсли) Джон (1703-1791) – основатель методизма Весли (Уэсли) Чарльз (1708-1788) – основатель методизма Гагарин Станислав Семенович – русский писатель Ганди Мохандас Карамчанг (1869-1948) – индийский религиозный деятель, моралист Георгий Победоносец (?-303) – святой великомученик Гладков Борис Ильич (1847-?) – председатель Всероссийского Трудового Союза Христиан-Трезвенников Горбунов-Посадов Иван Иванович (1864-1940) – русский педагог, писатель, издатель Гхош Ауробиндо (1872-1850) – индийский религиозный философ Дейчман Эммануил Исаакович (1889-1968) – ответственный секретарь Всесоюзного совета противоалкоголных обществ в СССР Дернов Александр Александрович (1851-1923) – председатель Иоанно-Предтеченского Братства трезвости в России Домбровский Август (XIX-XX вв.) – меценат, основатель трезвеннического общества «Северное сияние» в Латвии Достоевский Федор Михайлович – русский писатель Дудочкин Петр Петрович (1916 – 2003) – русский писатель Жданов Степан Иванович (1926-1996) – основатель Международной Славянской Академии Заратуштра (Заратустра) Зороастр (между 10 и 6 вв. до н.э.) – пророк и реформатор древне-иранской религии Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) – врач, энциклопедист Иванов Порфирий Корнеевич – основатель учения о здоровом образе жизни Иисус Христос – Богочеловек, Сын человеческий Иоанн (Снычев Иван Матвеевич) (1927-1995) – митрополит С.-Петербургский и Ладожский Русской православной церкви Иоанн Златоуст (347-407) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – предшественник Иисуса Христа Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич) (1829-1908) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Лествичник (до 579-ок. 649) – византийский религиозный писатель Караваев Виталий Васильевич (1913-1985) – основатель караваевского движения в России Карлсон Свен-Олоф – президент IOGT Катанов Николай Федорович (1862-1922) – профессор, лидер трезвеннического движения в России Кёртис Натаниэль (1801-1863) – лидер международного трезвеннического движения Ковен (Кальвин) Жан (1509-1564) – основатель Кальвинизма Кокушкин Яков Карпович (1892-1984) – зачинатель V этапа трезвеннического движения в СССР Колстад Хельге (р. 1944) – деятель мировою трезвеннического движения Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) – основатель конфуцианства Красноносов Игорь Александрович (1923-1999) – русский социолог, основатель 5 этапа трезвеннического движения в России Крепелин Эмиль (1856-1926) – немецкий психиатр, основатель научной школы Кун Леврет – основатель Международной организации обществ трезвости (IOGT) Лао-цзы (VII в. до н.э.) – основатель философского даосизма в Китае Ларин Юрий (Ларин Михаил Александрович, Лурье Михаил Зальманович) (1882-1932) – председатель Всесоюзного совета противоалкогольных обществ в СССР Левский Васил (1837-1873) – прародитель трезвеннического движения в Болгарии Линкольн Авраам (1809-1865) – 16-й президент США, сторонник сухого закона Мальцев Терентий Семенович (1895-1994) – русский полевод, народный академик Маркуссон Аке – президент IOGТ Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, Болдиску) (1910-1997) – лауреат Нобелевской премии Матью Теобальд (1790-1856) – капуцинский монах в Ирландии Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1888) – русский этнограф Миллер Уильям (1782-1849) – основатель адвентизма Мухаммад Абд аль-Ваххаб (1703/04-1792) – основатель ваххабизма Мухаммед (Магомет, Магомед) (570-632) – основатель ислама, пророк Носов Николай Николаевич (1908-1976) – русский писатель Орне Джонатан (1825-1890) – руководитель Международной организации добрых храмовников Павлов Иван Петрович (1849-1936) – советский академик, физиолог Пророк Даниил – праведник, мудрец Рабиндранат Тагор (1861-1941) – индийский писатель и общественный деятель Рамакришна Шри (Гададхар Чаттерджи) (1836-1886) – индийский мыслитель Рачинский Сергей Александрович (1843-1902) – народный учитель в России Раш Бенджамин – проповедник трезвости в США Свами Прабхупада (1896-1977) – основатель Международного общества сознания Кришны Святослав – князь Киевской Руси Серафим Саровский – святой Русской Православной Церкви Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314/1319-1392) – святой Русской Православной Церкви Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – создатель русской физиологической школы Сикорский Иван Алексеевич (1842-1919) – русский психиатр, публицист Смит Джозеф младший (1805-1844) – основатель Церкви Иисуса Христа святых последних дней в США Смит Мервин (XIX в.) – лидер международного трезвеннического движения Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ Соловьев Александр Титович (1853-1919) – председатель Казанского общества трезвости Тенев Иван (1913-1976) – председатель Национального комитета трезвенности Болгарии Тёрнбул Уильям (1842-1925) – руководитель Международной организации добрых храмовник Тициан – итальянский живописец Толстой Лев Николаевич (1829-1910) – русский писатель Углов Федор Григорьевич (1904-2008) – русский хирург, академик Финч Джон (1852-1887) – деятель международного трезвеннического движения Фишер Анна Клара (1921-1967) – президент Немецкого союза женщин-трезвенниц Фокс Джордж (1624-1691) – основатель квакеров Фокс Чарлз (1873-1929) – основатель пятидесятничества Форель Август (Огюст) (1848-1931) – швейцарский невропатолог, президент Нейтрального IOGT Форсайт Джесси (1847-1937) – деятель международного трезвеннического движения Франклин Бенджамин (Вениамин) (1706-1790) – американский государственный деятель Худолин Владимир (XIX-XX вв.) – профессор, основатель Международного движения семейных клубов трезвости Чамберс Гарри (1803-1896) – лидер международного трезвеннического движения Чейз Симеон (?-1909) – лидер международного трезвеннического движения Челышов (Челышев) Михаил Дмитриевич (1866-1915) – депутат Государственной Думы России Чуриков Иван (XIX-XX вв.) – лидер движения чуриковцев в России (духовных христиан-трезвенников) Шичко Геннадий Андреевич (1922-1986) – лидер трезвеннического движения в СССР, создатель метода избавления от зависимостей Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950) – индийский философ, мыслитель Штубер Вилли (1928-1996) – президент Интернационального союза безнаркотического воспитания

Планы уроков -1-4 кл.

 

 

 

 

 

За здоровый образ жизни

Дополнительная образовательная программа

 

                             «Уроки культуры здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Цель курса: сформировать представление о здоровом образе жизни.

 

Задачи курса:

 - усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях и взаимосвязях окружающего мира,        - формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного,      нравственного поведения в природе, быту, обществе.

- овладение школьниками основами личной гигиены;

- обучение учащихся противостоянию негативным явлениям,

- развитие познавательной  активности у младших школьников  в получении знаний об окружающем мире,

- воспитание у школьников любви к природе, к своему Отечеству, бережного отношения            ко всему живому на земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.

 

Современное состояние здоровья наших детей в последние годы не дает повода для оптимизма.

Конечно, причины ухудшения здоровья детей самые разные.

Разрушение системы ценностей (низкий морально-этический уровень населения), доступность психоактивных веществ и алкогольной продукции, отрицательное влияние средств массовой информации и др. – причины, которые пагубно влияют на здоровье подрастающего поколения.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема.

Очевидно, что каждая школа должна стать центром здоровьесберегающего отношения к ребенку, а сохранение и укрепление здоровья школьников должно быть приоритетной функцией образовательного учреждения.

 

«АЗБУКА  СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ»  (учебное пособие для первоклассника, учителя и родителя) - дидактический материал, который может быть использован:

- к урокам обучения грамоте  как дополнительный материал,

- для внеклассных занятий,

- для занятий дома детей с родителями.

Путешествуя с котом Васей по страницам «пестрой» Азбуки, дети приобретают первоначальные представления о здоровом образе жизни, о правилах личной гигиены, о режимных моментах своего дня, о тех занятиях и развлечениях, которые способствуют укреплению здоровья, о полезных прививках и вредных привычках, о  правилах общения, которые помогают  ребенку жить в гармонии с природой и обществом. Учитывая возрастные особенности детей, материал в Азбуке представлен в виде пословиц, загадок, стихотворений, занимательных игр и др.

Неотъемлемой частью  занятия становится рубрика «полезная информация», из которой дети узнают о строении человека, о вреде табака, алкоголя и др.

Только вместе с учителем, воспитателем или родителями ребенок может постигнуть тайны «Азбуки счастливой жизни». Учебное пособие рассчитано на изучение материала в течение  31 часа, каждое занятие продолжительностью 20 минут, особенностью распределения материала по темам является алфавит, новая тема начинается с новой буквы.

Учебные пособия «Живем в радости» (2 класс) и «Жизнь прекрасна» (3-4 классы) продолжают серию занятий по культуре здоровья учащихся начальной школы, на которых школьники знакомятся с вредными и полезными привычками, с правилами личной гигиены и гигиеной питания, с проблемами, связанными с курением и употреблением алкоголя, с основами безопасной жизнедеятельности.

Каждое занятие дает материал для размышления взрослым в рубрике «для родителей».

В процессе изучения данного курса школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, таблицы и др.

Поурочно-тематическое планирование. 1 класс

 

Занятия

Изучаемая буква

Ключевое слово занятия

Опасное слово

1

А

Аппетит

Алкоголь

2

Б

Бабушка

 

3

В

Витамины

 

4

Г

Гигиена

 

5

Д

Дружба

 

6

Е

Еда

Вредные привычки: курение

7

Ё

Ёлка

 

8

Ж

Желудок

 

9

З

Здоровье

 

10

И

Игра

Изжога

11

Й

Йогурт

 

12

К

Каникулы

 

13

Л

Лекарство

 

14

М

Мама

 

15

Н

Наказание

Наркотик

16

О

Овощи

Отравление

17

П

Полезные привычки

 

18

Р

Режим

 

19

С

Спорт

Сигарета

20

Т

Тренировка

Табак

21

У

Урок

 

22

Ф

Физкультура

 

23

Х

Хлеб

 

24

Ц

Цель

 

25

Ч

Чистота

 

26

Ш

Школьник

Алкоголь (шампанское)

27

Щ

Щедрость

 

28

Э

Экскурсия

 

29

Ю

Юность

 

30

Я

Язык

 

31

 

Итоговое занятие:

Посеешь привычку – пожнешь поступок!

 

 

 

 

 

Тематическое планирование. 2 класс

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Человек и его привычки

3

2

Общение

3

3

Дом вести - не лапти плести

4

4

Дружная семья

3

5

Старый друг – лучше новых двух

3

6

Наши друзья – целебные растения

3

7

Опасности, подстерегающие нас

3

8

Живая природа

6

9

“Живительные ”напитки

2

10

В здоровом теле – здоровый дух

1

11

Делу время – потехе час

1

12

Тайна твоего имени

1

13

Итоговое занятие: радость открытий

1

 

 

34

 

 

 

 

Тематическое планирование. 3 класс

 

занятия

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Человек создан для счастья

4

2

Там счастье не диво, где трудятся нелениво

3

3

Счастье – каждый понимает по-своему

3

4

Счастье и разум

2

5

Учимся, играем – свой мозг развиваем

2

6

Табак или здоровье?

2

7

О добре и зле

3

8

Как не стать равнодушным

2

9

Страна сильна, когда здоровы ее люди

2

10

От чего зависит здоровье?

3

11

Чудо улыбки

3

12

Умей владеть собой

3

13

Что такое хорошо и что такое плохо?

3

 

 

32

 

 

 

Тематическое планирование. 4 класс

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Качества человека

2

2

Секрет успеха

3

3

Пагубное влияние алкоголя

2

4

О наших заблуждениях

3

5

Ложь – прибежище слабых

4

6

Основы безопасной жизнедеятельности

2

7

Интуиция и рассудок

2

8

Физическое здоровье человека

5

9

Гигиена питания

4

10

Культура здоровья

2

 

 

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочное планирование. 2 класс

 

Наименование разделов и тем

Материал к уроку

I

Человек и его привычки

1

Полезные и вредные привычки

Текст “Полезные и вредные привычки”

2

Вредные привычки.

Опасные продукты

Стихотворения школьников; вопросы и задания

3

Какие привычки – такой и человек

Текст для домашнего чтения “Вредные привычки” и вопросы после текста. Стихотворение

II

Общение

1

“Доброе” общение

Текст  “Доброе общение”

2

Вежливый человек

Стихотворение А. Барто, стихотворение И. Антонова, вопросы после стихотворения

3

Как стать интересным для окружающих?

Текст для домашнего чтения “Как стать более интересным для окружающих”, задания после текста, отрывок из произведения В. Драгунского, задание после текста

III

Дом вести – не лапти плести

1

Какие бывают дома?

Текст  “Дом”, стихотворение В. Пальчинскайте, игра “Чей дом?”

2

“Душевный” уют дома

Стихотворения “Новый дом” М. Ярковой, “Твой дом” К. Мурзамива, вопросы после стихотворений

3

Чистота и порядок в доме

Текст, стихотворение, отрывок из стихотворения С. Волкова, задания (1, 2), загадки

4

Кто не работает, тот не ест

Текст для домашнего чтения “Сербская сказка”, вопросы после текста

IV

Дружная семья

1

Домашние радости

Стихотворение “Домашние радости” Л. Микрюковой, текст, вопросы и задания

2

Твой  “Дивный край”

Стихотворение, текст, практическое задание “Нарисуй неизвестное”

3

Без труда не вытащить и рыбку из пруда

Текст для домашнего чтения сказка “О муравьишке” (по О. Саначиной), вопросы и задания

V

Старый друг – лучше новых двух

1

Что такое дружба?

Пословицы, текст, стихотворение “Два друга” Т. Волиной, стихотворение М. Яснова, вопрос №1

2

Настоящий друг

Текст, стихотворение В. Еремина, текст “Игра в снежки”, вопросы №2, 3, задания

3

Верные друзья

Текст для домашнего чтения “Верные друзья”

VI

Наши друзья – целебные растения

1

Растения – кладовая полезных веществ

Текст “Если ты заболел”, стихотворение С. Маршака, вопросы

2

Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок

Текст для домашнего чтения сказка “Цветик-семицветик» (по О. Васильевой), вопрос №1

3

Учимся фантазировать

Задание №2, 3;

практическая работа

VII

Опасности, подстерегающие нас

1

О вреде курения

Текст “Еще о вреде табака”, стихотворения Н. Абрамова, А Воеводина, Ю. Благова, вопросы и задания

2

Табак – это зло!

Сказка в стихах для домашнего чтения “Про табак” В. Белова, вопросы №1, 2, 3

3

Проектное занятие: “Плакат о вреде табака”

Задание №4

VIII

Живая природа

1

Животные – часть нашей жизни

Стихотворения: «Хочу котёнка” М. Моравской, “Я хочу собаку” А. Семеновой; А. Яшина; А. Фета; А. Мельникова; Г. Ладонщикова

2

Памятники животным

Текст, иллюстрации, дополнительный материал из справочной литературы

3

Загадочный мир животных

Стихотворения: “Ворона” Н.Рубцова; “Муравей” В. Соколова; “Кукушка” И. Кулакова, задание №1, 2

4

Игровой час: считалки

Считалки, стихотворение “Взовьюсь-Полечу”; загадки

5

Бережное отношение к природе

Рассказ для домашнего чтения “Ребята и утята” М. Пришвина, вопросы

6

Мы в ответе за тех, кого приручили!

Стихотворение про котенка; сообщения детей о своих домашних животных, рисунки или фотографии любимых питомцев

IX

Живительные напитки

1

Значение воды, чая, соков в жизни человека

Текст “Живительные” напитки, стихотворения В. Орлова, Е. Благиной, Ю. Коринец, вопросы

2

Волшебная сила родниковой воды

Текст “Тайна про заветный серебряный ковш» (по И. Борисенко), вопросы

X

В здоровом теле – здоровый дух

1

Что значит – быть здоровым?

Текст “Здоровым быть здорово”, стихотворение “Утро с любопытным Лучиком”, загадки

XI

Делу время – потехе час

1

Любимые игры детей

Тест “Игра”, игра “Волшебное колечко”, стихотворение “Миша-мастер” Г. Ладонщиков, задания, считалка

XII

Тайна твоего имени

1

Что значит: сохранить доброе имя?

Текст “Имя твое”, стихотворение “Малиновые имена” З. Тюмасевой, вопросы

XIII

Итоговое занятие

1

Радость открытий (презентация рисунков детей)

Текст, стихотворение Р. Киплинга, И. Мордвинова, практическая работа (рисунки детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочное планирование. 3 класс

 

занятия

Наименование разделов и тем

Материал к уроку

I

Человек создан для счастья

1

Что такое счастье?

Сказка “Самая нужная вещь на земле” А. Исаакяна, вопросы(1-4)

2

Счастье лучше богатства

Сказка “Самая нужная вещь на земле” А. Исаакяна, вопросы(5-9)

3

Каждый – творец своего счастья

Текст “Як” Д. Биссета, вопросы

4

Здравствуй, Родина моя!

(музыкальный салон)

Песни: “Здравствуй, Родина моя” сл. К. Ибряева, муз. Ю. Чичкова, “Самая хорошая» (песня о маме) сл. О. Фадеевой, муз. В. Иванникова и др..

II

Там счастье не диво, где трудятся нелениво

1

Без труда, не вынешь и рыбку из пруда

Текст о труде, поговорки о труде, вопросы

2

Труд кормит, а лень портит

Сообщения детей о полезных делах, стихотворение про лень, афоризмы и высказывания, практическая работа по уходу за комнатными растениями в классе

3

“Счастливы отцы, у которых такие дети!”

Быль для домашнего чтения “Великодушная дочь”, практическая работа “Сохрани книгу из библиотеки”

III

Счастье – каждый понимает по-своему

1

Счастье – это мечта и стремление ее осуществить

Сказка “Про поросенка, который учился летать” Д. Биссета. Вопросы и задания

2

Писатели и философы о счастье

Высказывания о счастье, вопросы

3

Жизнь прекрасна!

Рассказ для домашнего чтения “Жизнь прекрасна” А. Чехова, вопросы

IV

Счастье и разум

1

Береги честь смолоду

Сказка народов Судана “Счастье и разум”, вопросы(1, 2, 3)

2

Век живи – век учись

Сказка народов Судана “Счастье и разум”, вопросы(4-12)

V

Учимся, играем – свой мозг развиваем

1

Игровой час: интеллектуальные и подвижные игры

Игры, которые дети подготовили с родителями дома

2

Быть полезным другим

Сказка “Про лужу и булочку с изюмом” Д. Биссета, вопросы, игра-зарядка

VI

Табак или здоровье?

1

“Табачный” обман

Текст о Всемирных днях отказа от курения

2

Игровой час: инсценирование сказки “Сказ о счастье”

“Сказ о счастье”

VII

О добре и зле

1

Курение – это зло

Текст “Рассказ Игоря Афонина”

2-3

Жизнь дана на добрые дела

Сказка “Златовласка” в пересказе К. Паустовского, вопросы(1, 2)

VIII

Как не стать равнодушным

1

Пассивное курение

Текст, составление письма в газету, выступления на радио

2

Поймите нас, взрослые

Монтаж “Поймите нас, взрослые”; домашнее задание

IX

Страна сильна, когда здоровы ее люди

1

Признаки здоровья

Текст В. Жданова, вопросы, “Наши задачи”

2

Семейный час

Информация для родителей “Лестница духовного развития”, вопросы и задания после информации

X

От чего зависит здоровье?

1

Желание быть здоровым

Текст

2

Что улучшает здоровье?

Текст “Улучшает здоровье”, вопросы и задания: №1

3

Что ухудшает здоровье?

Тексты: “Ухудшает здоровье”, “Кто ты? Оптимист или пессимист?”, вопросы и задания: №2-№5

XI

Чудо улыбки

1-2

Значение улыбки

Отрывок из рассказа “Празднество души” А. Сент-Экзюпери, вопросы и задания

3

Семейный час “Улыбка лечит”

Отрывок из книги “Опыт дурака, или ключ к прозрению” М. Норбекова

XII

Умей владеть собой

1-2

Уважение к людям

Текст, курдская сказка “Три товарища”, вопросы и задания

3

Религии мира о “Золотом правиле” уважения

Выдержки из писаний, вопросы и задания, текст “Избавься от привычек”

XIII

Что такое хорошо и что такое плохо?

1-2

Положительные и отрицательные качества человека

Материал про качества человека, “Мудрые мысли”, вопросы и задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочное планирование. 4 класс

 

 

занятия

Наименование разделов и тем

Материал к уроку

I

Качества человека

1

Что значит “быть честным”?

Рассказ “Чудовище”, вопросы №1, 2

2

Положительные качества человека: доброта, заботливость, внимательность

Рассказ “Чудовище”, вопросы №3-№9

II

Секрет успеха

1

Формула успеха

Текст, стихотворение, рубрика “Подумай”, вопросы и задания

2

Мудрый воспитатель

Английская народная сказка “Орел в голубином гнезде”, вопросы №1, 2

3

Воспитание человека

Английская народная сказка “Орел в голубином гнезде”, вопросы №3-№9

III

Пагубное влияние алкоголя

1

Алкогольные изделия

Текст о вреде алкогольных изделий, вопросы №1, 2

2

Неправильный вопрос

Текст “Неправильный вопрос”, задание, мудрые мысли

IV

О наших заблуждениях

1

Искаженная информация

Текст об информации, рекламе и др.

2-3

Пьянство в обществе

Рассказ священника Петрова “Дурацкие деньги”, вопросы и задания, мудрые слова

V

Ложь – прибежище слабых

1

Понятия: ложь, обман, хитрость

Текст о лжи и честности; “несколько примеров о вреде табака”; мудрые слова; вопросы и задания

2-3-4

Основы безопасной жизни

Сказка О. Нодь “Основы безопасной жизни муравьиного государства”(Iч. и IIч.)

VI

Основы безопасной жизнедеятельности

1

Скажем алкоголю “Нет!”

Текст о причинах, факторах в потреблении алкоголя; беседа с врачом – наркологом

2

Стресс и его преодоление

Десять “Нет!” в преодолении стресса; мудрые мысли; вопросы и задания; беседа с психологом

VII

Интуиция и рассудок

1

Помоги себе сам

Текст, тест “Предложения”, вопросы и задания

2

История из рассказов профессора В. Г. Жданова

Текст “Из рассказов профессора В. Г. Жданова”

VIII

Физическое здоровье человека

1

Физические упражнения и нагрузки

Текст о занятиях физкультурой и спортом

2

Спортивный час

Подвижные игры

3

Закаливание

Текст “Закаливание”, беседа с врачом

4

Правила личной гигиены

Тексты: “Полоскание рта”, “Гигиена носа”, “Чистка языка”, практическая работа: чистка зубов

5

Правила закаливания

Утверждения академика Ю. Золотарева; “Природное чудо – холодная вода”; беседа с врачом; “Букет вина”

IX

Гигиена питания

1

Правильное питание

Текст о полезных продуктах, вопросы и задания, мудрые изречения

2

Понятие “сбалансированное” питание

Беседа с врачом – диетологом или школьным врачом

3

Что такое “авитаминоз”?

Текст об авитаминозе; целебные свойства овощей и ягод; вопросы и задания

4

Праздник В гостях у здоровой пищи

Блюда, приготовленные родителями, из продуктов с грядки и из леса

X

Культура здоровья

1

Профилактика заболеваний

Текст о культуре здоровья, народной медицине, профилактике, беседа со школьным врачом

2

Час здоровья

Прогулка в лес; подвижные игры на воздухе

3

Опасный вирус

Текст о профилактике заболеваний дыхательных путей, простуды и гриппа. Практическая работа

4

Чистота – залог здоровья

Текст о подростковых проблемах с кожей, их профилактика; практическая работа по составлению алгоритма по уходу за кожей лица; вопросы и задания; беседа с врачом – дерматологом или школьным врачом

XI

За здоровый образ жизни!

1

Если хочешь быть здоров…

Таблица по рефлексии пройденного материала, вопросы

2

Заключительное занятие: “Папа, мама, я – дружная семья!”

Праздник; викторина, “час здоровья” и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем. 2 класс

 

  1. I.               Человек и его привычки (3ч.)

 

Вредные и полезные привычки, их различие. О вреде курения. Опасная    привычка – пить пиво и вино. Полезные привычки: утренняя зарядка, соблюдение режима дня, уход за животными и растениям и др.. Стихотворения школьников из разных городов о вреде табака и алкоголя. Понятие “вредная привычка” у членов семьи Антона в рассказе “Вредные привычки”.

 

 

 

II.        Общение (3ч.)

 

Значение общения. Различные виды общения. Использование различных средств и способов для общения. Понятие “доброе” общение. Как стать более интересным для окружающих.

 

 

 

Ш.       Дом вести – не лапти плести (4ч.)

 

Домашний уют. Домашнее хозяйство. Помощь взрослым. “Душевный” уют. Всему начало – отчий дом.

 

 

 

  1. IV.               Дружная семья (3ч.)

 

Домашние радости. Любовь ближних; умение отвечать любовью на любовь; хорошее настроение. Радость в твоем доме. Важная работа по дому. Неизвестное, но интересное для познания. Решение жизненных задач в сказке “О муравьишке” по О. Саначиной.

 

 

 

  1. V.                  Старый друг – лучше новых двух (3ч.)

 

Дружба – взаимное чувство. Совместное преодоление трудностей, взаимопомощь. Что значит дружить с собакой, кошкой, книгой? Друзей не предают. Что значит “настоящий друг” из рассказа “Игра в снежки”, стихотворения “Два друга” Т. Волиной и сказки “Верные друзья”.

 

  1. VI.               Наши друзья – целебные растения (3ч.)

 

Растения на службе твоего здоровья. Растения – настоящая кладовая ценных и полезных для организма веществ: витаминов, минеральных веществ и многого другого. “Зеленые друзья” на службе у человека: калина, облепиха, черноплодная рябина, подорожник, чеснок, шиповник, капуста и др. Путешествие в страну “Фантазию”.

 

 

 

  1. VII.            Опасности, подстерегающие нас (3ч.)

 

Опасность курения. Отравляющее вещество в табаке – никотин. Сокращение жизни у людей, которые курят и употребляют спиртные напитки, из-за разрушения клеток организма. Вред курильщиков для окружающей природы.

 

 

 

  1. VIII.         Живая природа (6ч.)

 

Богатство нашей природы. Бережное отношение ко всему живому на Земле. Животные – часть нашей жизни. Положительное влияние от общения с домашними животными на подрастающее поколение. Научные открытия, сделанные благодаря животным. Памятники животным. Мы в ответе за, за “братьев” наших меньших.

 

 

 

  1. IX.               Живительные напитки (2ч.)

 

Человек – часть природы вещества, необходимые для роста и развития человека. О пользе воды. Полезная вода – вода из родников. Правила употребления воды человеком. Самый распространенный напиток в России – чай. Разнообразие чая. О пользе соков. Питательная и лечебная ценность свежевыжатых соков. О вреде алкоголя в “Сказке про заветный серебряный ковш” (по И. Борисенко).

 

 

 

  1. X.                  В здоровом теле – здоровый дух (1ч.)

 

Лексическое значение слова здоровье, здороваться, здороветь и т. п. Что значит – быть здоровым. Физическое и духовное здоровье. Полезные советы о закаливании и тренировке организма. О пользе утренней зарядки.

 

 

 

  1. XI.               Делу время – потехе час (1ч.)

 

Игра – труд, обучение, отдых. Развитие волевых качеств в игре. Любимые игры и игрушки детей. Считалки. Игры родителей, дедушек и бабушек.

 

 

 

  1. XII.            Тайна твоего имени (1ч.)

 

Самые распространенные имена и их значения. Фамилия и отчество человека. Что значит: сохранить доброе имя и фамилию своих родителей.

 

 

 

  1. XIII.         Итоговое занятие (1ч.)

 

Радость открытий. “Первая школьная книжка о трезвости” И.П. Мордвинова. Презентация рисунков детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем. 3 класс

 

  1. I.               Человек создан для счастья (4ч.)

 

Понятия: счастье, удача, радость. Качества человека, помогающие стать счастливым. Счастье лучше богатства. Счастье всегда индивидуально.

 

 

 

  1. II.            Там счастье не диво, где трудятся нелениво (3ч.)

 

Понятия: труд, лень. Счастье в труде, учебе, помощи окружающим. Главный труд школьника – хорошая учеба. Полезные дела в семье. Труд кормит, а лень – кормит.

 

 

 

  1. III.         Счастье – каждый понимает по-своему. (3ч.)

 

Понятия темы: достоинство, внимание, уважение. Счастье – стремление к совершенству, к поставленной цели, достижение её. Писатели и философы о счастье. Как человек ощущает счастье?

 

 

 

  1. IV.           Счастье и разум (2ч.)

 

Понятия темы: разум, честь, честный, познание. Что необходимо для счастья? Умный человек – счастливый человек. Способы тренировки ума. Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума – счастливым.

 

 

 

  1. V.              Учимся, играем – свой мир развиваем (2ч.)

 

Понятия темы: игра, игромания, развлечение. Интеллектуальные и подвижные игры. Положительные и отрицательные игры.

Игры, развивающие память, фантазию, смекалку, трудолюбие, физические возможности и др. Игры в твоей семье. Игры-зарядки.

 

 

 

  1. VI.           Табак или здоровье? (2ч.)

 

Понятия темы: табачная соска, хартия, Государственная Дума, Федеральное Собрание. Хартия (документ общественно-политического значения) о борьбе с потреблением табака в Европе. Всемирные дни отказа от курения. Отрицательное влияние табака на здоровье человека. Санитарно-просветительская работа по пропаганде пагубного влияния курения на организм человека.

 

 

 

  1. VII.        О добре и зле (3ч.)

 

Понятия темы: добро, зло, взаимовыручка. Отрицательное влияние табака на все живое. Табак и алкоголь – это зло. Влияние табачных ядов на потомство. Антитабачные листовки. О добром и злом в чешской сказке “Златовласка” (в пересказе К. Паустовского).

 

 

 

  1. VIII.     Как не стать равнодушным (2ч.)

 

Понятия темы: равнодушный, активный, угарный газ. Пассивное курение. Угарный газ – это яд. Отрицательное влияние табачного дыма на здоровье и работоспособность человека. Родителям о вреде курения (монтаж “Поймите нас, взрослые!”). Полезные и приятные дела.

 

 

 

  1. IX.          Страна сильна, когда здоровы ее люди (2ч.)

 

Понятия темы: здоровье, стресс, самосовершенствование, аккуратность, доброжелательность. Признаки здоровья человека: физические и духовные. Борьба людей с безнравственностью. Взаимопонимание с одноклассниками, родителями, окружающими.

 

 

 

  1. X.             От чего зависит здоровье? (3ч.)

 

Понятия темы: Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), пессимист, оптимист, оптималист. Желание человека – быть здоровым. Влияние наследственности, экологии и медицины на здоровье человека. Что улучшает и ухудшает здоровье? Основное условие здоровья – здоровый образ жизни.

 

 

 

  1. XI.          Чудо улыбка (3ч.)

 

Понятия темы: улыбка, удовольствие, веселье. Значение улыбки в жизни человека (отрывок из рассказа А. Сент-Экзюпери “Празднество души”). Улыбка в твоем доме, школе, классе. Настроение и улыбка. Писатели и философы о радости и улыбки.

 

 

 

  1. XII.       Умей владеть собой (3ч.)

 

Понятия темы: уважение, внимательность, доброта, гнев, поведение. Основа хороших взаимоотношений – уважение к людям. Умение уважать себя, членов семьи, других людей. “Дерево” уважения. Поступок человека, достойный уважения. (Курдская сказка “Три товарища”). Религии мира о “Золотом правиле” уважения.

 

 

 

  1. XIII.    Что такое хорошо и что такое плохо? (3ч.)

 

Понятия темы: жизнерадостный, искренний, настойчивый, правдивый, рассудительный. Положительные и отрицательные качества человека. Положительные качества окружающих тебя людей или героев литературных произведений. Отрицательные качества человека: гордыня, зависть, ленивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем. 4 класс

 

  1. I.               Качества человека (2ч.)

 

Понятия темы: честный, самодовольный, ошибка, жульничество. Качества, необходимые людям для установления дружественных взаимоотношений. Взаимоотношения в семье между родителями и детьми.

 

 

 

  1. II.            Секрет успеха (3ч.)

 

Понятия темы: воспитание, образование, успех. Отличие воспитания от образования. Систематические занятия – необходимое условие успеха в любом деле. Формула успеха и как ее понимать. Мудрый воспитатель – кто он такой? Воспитание человека – ответственное дело.

 

 

 

  1. III.         Пагубное влияние алкоголя (2ч.)

 

Понятия темы: алкоголь, этиловый спирт. Проблемы, связанные с курением и употреблением алкоголя. Этиловый спирт – сильнодействующий наркотик. Спирт – ядовитое вещество, отравляющее клетки организма.

 

 

 

  1. IV.           О наших заблуждениях (3ч.)

 

Понятия темы: агитация, пропаганда, программирование. Деятельность людей, общественных организаций в защиту трезвого образа жизни. Пьянство в обществе. Воспитание трезвости в семье. Средства массовой информации против отравляющих наркотических веществ.

 

 

 

  1. V.              Ложь – прибежище слабых (4ч.)

 

Понятия темы: обман, ложь, хитрость. Причины, приводящие человека к хитрости, лжи, обману; пути их устранения. Уважение к самому себе и окружающим – дело чести каждого человека. Доверительные отношения меду друзьями. Личное здоровье и свобода всех негативных зависимостей – основа безопасной жизни (по сказке О. Нодь “Основы безопасной жизни муравьиного государства”).

 

 

 

  1. VI.           Основы безопасной жизнедеятельности (2ч.)

 

Понятия темы: уравновешенность, целеустремленность, открытость, общительность. Причины, факторы и поводы в потреблении алкогольной продукции. Психологическая запрограммированность на потребление алкоголя. Стресс и его преодоление. Десять “Нет!” в преодолении стресса.

 

 

 

  1. VII.        Интуиция и рассудок (2ч.)

 

Понятия темы: интуиция, рассудок, вежливость, порядочность. Отличие рассудка от интуиции. Интуиция и рассудок – твои помощники. Человек – творец своей судьбы. Принятие правильного, но трудного решения. Кто такой по-настоящему вежливый человек. Опасные предложения – непредвиденные последствия.

 

 

 

  1. VIII.     Физическое здоровье человека (5ч.)

 

Понятия темы: спорт, физкультура, закаливание. Положительное влияние физических упражнений и нагрузок. Здоровье – заработанная плата за труд и пролитый пот. Спортивная секция – физическая нагрузка и преодоление собственной лени. Физическое здоровье – важнейшая составляющая пожизненного капитала человека. Закаливание и его значение. Правила закаливания. Природное чудо – холодная вода. Правила личной гигиены.

 

 

 

  1. IX.          Гигиена питания (4ч.)

 

Понятия темы: витамины, углеводы, белки. Вредные и полезные продукты. Правильное и сбалансированное питание. Понятие “авитаминоз”. Целебные свойства овощей и фруктов.

 

 

 

  1. X.             Культура здоровья (4ч.)

 

Понятия темы: культура здоровья, народная медицина, резервы здоровья, профилактика, вирус. Профилактика заболеваний. Рационы питания. Лечебные диеты. Фитотерапия. Аксиомы культуры здоровья (по Петленко). Опасные вирусы, вызывающие различные заболевания: простуда, грипп и др. Чистота – залог здоровья.

 

 

 

  1. XI.          За здоровый образ жизни! (2ч.)

 

Совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека. Рефлексия по пройденному материалу курса (заполнение таблицы). Праздник “Час здоровья”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Бикташева З.К. Наркоманом не станет ваше дитя, если… Уфа, 2004. - 96с.
  2. Блокнот для работ. В рамках программы «Думающая молодежь». – М.: ООО «Фирма «Вариант», 2004. – 32с.
  3. Бурцева С.М. Профилактика правонарушения во взаимодействии в системе: школа – семья – социум в условиях сельской школы. – Борогонцы, 2005. – 46с.
  4. Ефимова – Яраева В.П. Азбука вашего здоровья. – Петрозаводск: Карелия, 1996. – 302с.
  5. Карпов А.М. Самозащита от саморазрушения. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 136с.
  6. Молоков Л. Песни сердца. – М., 2005. – 72с.
  7. Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии. (Тезисы докладом Международного семинара). Выпуск 14. /Под общей ред. Проф. А.Н.Маюрова. – Н. Новгород: МАТр, 2005. – 153с.
  8. Сафонова П.В. Задачник – собеседник (50 задач о вреде курения). В помощь учителям, родителям и учащимся. – Якутск, 2001. – 45с.
  9. Священник Владимир Игнатьев. Мудрость жизни! – Брянск, 2002. – 268с.

10.Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму. Выпуск 2. – СПб.: Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, 2005. – 134с.

11.Цыганков В.А. В помощь гибнущему брату. – СПб., 2004. – 44с.

      12. Шилова М.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. – М., 2004. – 96с.