Планы уроков -1-4 кл.
За здоровый образ жизни
Дополнительная образовательная программа
«Уроки культуры здоровья»
Пояснительная записка.
Цель курса: сформировать представление о здоровом образе жизни.
Задачи курса:
- усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях и взаимосвязях окружающего мира, - формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту, обществе.
- овладение школьниками основами личной гигиены;
- обучение учащихся противостоянию негативным явлениям,
- развитие познавательной активности у младших школьников в получении знаний об окружающем мире,
- воспитание у школьников любви к природе, к своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.
Современное состояние здоровья наших детей в последние годы не дает повода для оптимизма.
Конечно, причины ухудшения здоровья детей самые разные.
Разрушение системы ценностей (низкий морально-этический уровень населения), доступность психоактивных веществ и алкогольной продукции, отрицательное влияние средств массовой информации и др. – причины, которые пагубно влияют на здоровье подрастающего поколения.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема.
Очевидно, что каждая школа должна стать центром здоровьесберегающего отношения к ребенку, а сохранение и укрепление здоровья школьников должно быть приоритетной функцией образовательного учреждения.
«АЗБУКА СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ» (учебное пособие для первоклассника, учителя и родителя) - дидактический материал, который может быть использован:
- к урокам обучения грамоте как дополнительный материал,
- для внеклассных занятий,
- для занятий дома детей с родителями.
Путешествуя с котом Васей по страницам «пестрой» Азбуки, дети приобретают первоначальные представления о здоровом образе жизни, о правилах личной гигиены, о режимных моментах своего дня, о тех занятиях и развлечениях, которые способствуют укреплению здоровья, о полезных прививках и вредных привычках, о правилах общения, которые помогают ребенку жить в гармонии с природой и обществом. Учитывая возрастные особенности детей, материал в Азбуке представлен в виде пословиц, загадок, стихотворений, занимательных игр и др.
Неотъемлемой частью занятия становится рубрика «полезная информация», из которой дети узнают о строении человека, о вреде табака, алкоголя и др.
Только вместе с учителем, воспитателем или родителями ребенок может постигнуть тайны «Азбуки счастливой жизни». Учебное пособие рассчитано на изучение материала в течение 31 часа, каждое занятие продолжительностью 20 минут, особенностью распределения материала по темам является алфавит, новая тема начинается с новой буквы.
Учебные пособия «Живем в радости» (2 класс) и «Жизнь прекрасна» (3-4 классы) продолжают серию занятий по культуре здоровья учащихся начальной школы, на которых школьники знакомятся с вредными и полезными привычками, с правилами личной гигиены и гигиеной питания, с проблемами, связанными с курением и употреблением алкоголя, с основами безопасной жизнедеятельности.
Каждое занятие дает материал для размышления взрослым в рубрике «для родителей».
В процессе изучения данного курса школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, таблицы и др.
Поурочно-тематическое планирование. 1 класс
№
Занятия
|
Изучаемая буква
|
Ключевое слово занятия
|
“Опасное” слово
|
1
|
А
|
Аппетит
|
Алкоголь
|
2
|
Б
|
Бабушка
|
|
3
|
В
|
Витамины
|
|
4
|
Г
|
Гигиена
|
|
5
|
Д
|
Дружба
|
|
6
|
Е
|
Еда
|
Вредные привычки: курение
|
7
|
Ё
|
Ёлка
|
|
8
|
Ж
|
Желудок
|
|
9
|
З
|
Здоровье
|
|
10
|
И
|
Игра
|
Изжога
|
11
|
Й
|
Йогурт
|
|
12
|
К
|
Каникулы
|
|
13
|
Л
|
Лекарство
|
|
14
|
М
|
Мама
|
|
15
|
Н
|
Наказание
|
Наркотик
|
16
|
О
|
Овощи
|
Отравление
|
17
|
П
|
Полезные привычки
|
|
18
|
Р
|
Режим
|
|
19
|
С
|
Спорт
|
Сигарета
|
20
|
Т
|
Тренировка
|
Табак
|
21
|
У
|
Урок
|
|
22
|
Ф
|
Физкультура
|
|
23
|
Х
|
Хлеб
|
|
24
|
Ц
|
Цель
|
|
25
|
Ч
|
Чистота
|
|
26
|
Ш
|
Школьник
|
Алкоголь (шампанское)
|
27
|
Щ
|
Щедрость
|
|
28
|
Э
|
Экскурсия
|
|
29
|
Ю
|
Юность
|
|
30
|
Я
|
Язык
|
|
31
|
|
Итоговое занятие:
Посеешь привычку – пожнешь поступок!
|
|
Тематическое планирование. 2 класс
№
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
1
|
Человек и его привычки
|
3
|
2
|
Общение
|
3
|
3
|
Дом вести - не лапти плести
|
4
|
4
|
Дружная семья
|
3
|
5
|
Старый друг – лучше новых двух
|
3
|
6
|
Наши друзья – целебные растения
|
3
|
7
|
Опасности, подстерегающие нас
|
3
|
8
|
Живая природа
|
6
|
9
|
“Живительные ”напитки
|
2
|
10
|
В здоровом теле – здоровый дух
|
1
|
11
|
Делу время – потехе час
|
1
|
12
|
Тайна твоего имени
|
1
|
13
|
Итоговое занятие: радость открытий
|
1
|
|
|
34
|
Тематическое планирование. 3 класс
№
занятия
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
1
|
Человек создан для счастья
|
4
|
2
|
Там счастье не диво, где трудятся нелениво
|
3
|
3
|
Счастье – каждый понимает по-своему
|
3
|
4
|
Счастье и разум
|
2
|
5
|
Учимся, играем – свой мозг развиваем
|
2
|
6
|
Табак или здоровье?
|
2
|
7
|
О добре и зле
|
3
|
8
|
Как не стать равнодушным
|
2
|
9
|
Страна сильна, когда здоровы ее люди
|
2
|
10
|
От чего зависит здоровье?
|
3
|
11
|
Чудо улыбки
|
3
|
12
|
Умей владеть собой
|
3
|
13
|
Что такое хорошо и что такое плохо?
|
3
|
|
|
32
|
Тематическое планирование. 4 класс
№
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
1
|
Качества человека
|
2
|
2
|
Секрет успеха
|
3
|
3
|
Пагубное влияние алкоголя
|
2
|
4
|
О наших заблуждениях
|
3
|
5
|
Ложь – прибежище слабых
|
4
|
6
|
Основы безопасной жизнедеятельности
|
2
|
7
|
Интуиция и рассудок
|
2
|
8
|
Физическое здоровье человека
|
5
|
9
|
Гигиена питания
|
4
|
10
|
Культура здоровья
|
2
|
|
|
33
|
Поурочное планирование. 2 класс
№
|
Наименование разделов и тем
|
Материал к уроку
|
I
|
Человек и его привычки
|
1
|
Полезные и вредные привычки
|
Текст “Полезные и вредные привычки”
|
2
|
Вредные привычки.
Опасные продукты
|
Стихотворения школьников; вопросы и задания
|
3
|
Какие привычки – такой и человек
|
Текст для домашнего чтения “Вредные привычки” и вопросы после текста. Стихотворение
|
II
|
Общение
|
1
|
“Доброе” общение
|
Текст “Доброе общение”
|
2
|
Вежливый человек
|
Стихотворение А. Барто, стихотворение И. Антонова, вопросы после стихотворения
|
3
|
Как стать интересным для окружающих?
|
Текст для домашнего чтения “Как стать более интересным для окружающих”, задания после текста, отрывок из произведения В. Драгунского, задание после текста
|
III
|
Дом вести – не лапти плести
|
1
|
Какие бывают дома?
|
Текст “Дом”, стихотворение В. Пальчинскайте, игра “Чей дом?”
|
2
|
“Душевный” уют дома
|
Стихотворения “Новый дом” М. Ярковой, “Твой дом” К. Мурзамива, вопросы после стихотворений
|
3
|
Чистота и порядок в доме
|
Текст, стихотворение, отрывок из стихотворения С. Волкова, задания (1, 2), загадки
|
4
|
Кто не работает, тот не ест
|
Текст для домашнего чтения “Сербская сказка”, вопросы после текста
|
IV
|
Дружная семья
|
1
|
Домашние радости
|
Стихотворение “Домашние радости” Л. Микрюковой, текст, вопросы и задания
|
2
|
Твой “Дивный край”
|
Стихотворение, текст, практическое задание “Нарисуй неизвестное”
|
3
|
Без труда не вытащить и рыбку из пруда
|
Текст для домашнего чтения сказка “О муравьишке” (по О. Саначиной), вопросы и задания
|
V
|
Старый друг – лучше новых двух
|
1
|
Что такое дружба?
|
Пословицы, текст, стихотворение “Два друга” Т. Волиной, стихотворение М. Яснова, вопрос №1
|
2
|
Настоящий друг
|
Текст, стихотворение В. Еремина, текст “Игра в снежки”, вопросы №2, 3, задания
|
3
|
Верные друзья
|
Текст для домашнего чтения “Верные друзья”
|
VI
|
Наши друзья – целебные растения
|
1
|
Растения – кладовая полезных веществ
|
Текст “Если ты заболел”, стихотворение С. Маршака, вопросы
|
2
|
Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок
|
Текст для домашнего чтения сказка “Цветик-семицветик» (по О. Васильевой), вопрос №1
|
3
|
Учимся фантазировать
|
Задание №2, 3;
практическая работа
|
VII
|
Опасности, подстерегающие нас
|
1
|
О вреде курения
|
Текст “Еще о вреде табака”, стихотворения Н. Абрамова, А Воеводина, Ю. Благова, вопросы и задания
|
2
|
Табак – это зло!
|
Сказка в стихах для домашнего чтения “Про табак” В. Белова, вопросы №1, 2, 3
|
3
|
Проектное занятие: “Плакат о вреде табака”
|
Задание №4
|
VIII
|
Живая природа
|
1
|
Животные – часть нашей жизни
|
Стихотворения: «Хочу котёнка” М. Моравской, “Я хочу собаку” А. Семеновой; А. Яшина; А. Фета; А. Мельникова; Г. Ладонщикова
|
2
|
Памятники животным
|
Текст, иллюстрации, дополнительный материал из справочной литературы
|
3
|
Загадочный мир животных
|
Стихотворения: “Ворона” Н.Рубцова; “Муравей” В. Соколова; “Кукушка” И. Кулакова, задание №1, 2
|
4
|
Игровой час: считалки
|
Считалки, стихотворение “Взовьюсь-Полечу”; загадки
|
5
|
Бережное отношение к природе
|
Рассказ для домашнего чтения “Ребята и утята” М. Пришвина, вопросы
|
6
|
Мы в ответе за тех, кого приручили!
|
Стихотворение про котенка; сообщения детей о своих домашних животных, рисунки или фотографии любимых питомцев
|
IX
|
“Живительные” напитки
|
1
|
Значение воды, чая, соков в жизни человека
|
Текст “Живительные” напитки, стихотворения В. Орлова, Е. Благиной, Ю. Коринец, вопросы
|
2
|
Волшебная сила родниковой воды
|
Текст “Тайна про заветный серебряный ковш» (по И. Борисенко), вопросы
|
X
|
В здоровом теле – здоровый дух
|
1
|
Что значит – быть здоровым?
|
Текст “Здоровым быть здорово”, стихотворение “Утро с любопытным Лучиком”, загадки
|
XI
|
Делу время – потехе час
|
1
|
Любимые игры детей
|
Тест “Игра”, игра “Волшебное колечко”, стихотворение “Миша-мастер” Г. Ладонщиков, задания, считалка
|
XII
|
Тайна твоего имени
|
1
|
Что значит: сохранить доброе имя?
|
Текст “Имя твое”, стихотворение “Малиновые имена” З. Тюмасевой, вопросы
|
XIII
|
Итоговое занятие
|
1
|
Радость открытий (презентация рисунков детей)
|
Текст, стихотворение Р. Киплинга, И. Мордвинова, практическая работа (рисунки детей)
|
Поурочное планирование. 3 класс
№
занятия
|
Наименование разделов и тем
|
Материал к уроку
|
I
|
Человек создан для счастья
|
1
|
Что такое счастье?
|
Сказка “Самая нужная вещь на земле” А. Исаакяна, вопросы(1-4)
|
2
|
Счастье лучше богатства
|
Сказка “Самая нужная вещь на земле” А. Исаакяна, вопросы(5-9)
|
3
|
Каждый – творец своего счастья
|
Текст “Як” Д. Биссета, вопросы
|
4
|
Здравствуй, Родина моя!
(музыкальный салон)
|
Песни: “Здравствуй, Родина моя” сл. К. Ибряева, муз. Ю. Чичкова, “Самая хорошая» (песня о маме) сл. О. Фадеевой, муз. В. Иванникова и др..
|
II
|
Там счастье не диво, где трудятся нелениво
|
1
|
Без труда, не вынешь и рыбку из пруда
|
Текст о труде, поговорки о труде, вопросы
|
2
|
Труд кормит, а лень портит
|
Сообщения детей о полезных делах, стихотворение про лень, афоризмы и высказывания, практическая работа по уходу за комнатными растениями в классе
|
3
|
“Счастливы отцы, у которых такие дети!”
|
Быль для домашнего чтения “Великодушная дочь”, практическая работа “Сохрани книгу из библиотеки”
|
III
|
Счастье – каждый понимает по-своему
|
1
|
Счастье – это мечта и стремление ее осуществить
|
Сказка “Про поросенка, который учился летать” Д. Биссета. Вопросы и задания
|
2
|
Писатели и философы о счастье
|
Высказывания о счастье, вопросы
|
3
|
Жизнь прекрасна!
|
Рассказ для домашнего чтения “Жизнь прекрасна” А. Чехова, вопросы
|
IV
|
Счастье и разум
|
1
|
Береги честь смолоду
|
Сказка народов Судана “Счастье и разум”, вопросы(1, 2, 3)
|
2
|
Век живи – век учись
|
Сказка народов Судана “Счастье и разум”, вопросы(4-12)
|
V
|
Учимся, играем – свой мозг развиваем
|
1
|
Игровой час: интеллектуальные и подвижные игры
|
Игры, которые дети подготовили с родителями дома
|
2
|
Быть полезным другим
|
Сказка “Про лужу и булочку с изюмом” Д. Биссета, вопросы, игра-зарядка
|
VI
|
Табак или здоровье?
|
1
|
“Табачный” обман
|
Текст о Всемирных днях отказа от курения
|
2
|
Игровой час: инсценирование сказки “Сказ о счастье”
|
“Сказ о счастье”
|
VII
|
О добре и зле
|
1
|
Курение – это зло
|
Текст “Рассказ Игоря Афонина”
|
2-3
|
Жизнь дана на добрые дела
|
Сказка “Златовласка” в пересказе К. Паустовского, вопросы(1, 2)
|
VIII
|
Как не стать равнодушным
|
1
|
Пассивное курение
|
Текст, составление письма в газету, выступления на радио
|
2
|
Поймите нас, взрослые
|
Монтаж “Поймите нас, взрослые”; домашнее задание
|
IX
|
Страна сильна, когда здоровы ее люди
|
1
|
Признаки здоровья
|
Текст В. Жданова, вопросы, “Наши задачи”
|
2
|
Семейный час
|
Информация для родителей “Лестница духовного развития”, вопросы и задания после информации
|
X
|
От чего зависит здоровье?
|
1
|
Желание быть здоровым
|
Текст
|
2
|
Что улучшает здоровье?
|
Текст “Улучшает здоровье”, вопросы и задания: №1
|
3
|
Что ухудшает здоровье?
|
Тексты: “Ухудшает здоровье”, “Кто ты? Оптимист или пессимист?”, вопросы и задания: №2-№5
|
XI
|
Чудо улыбки
|
1-2
|
Значение улыбки
|
Отрывок из рассказа “Празднество души” А. Сент-Экзюпери, вопросы и задания
|
3
|
Семейный час “Улыбка лечит”
|
Отрывок из книги “Опыт дурака, или ключ к прозрению” М. Норбекова
|
XII
|
Умей владеть собой
|
1-2
|
Уважение к людям
|
Текст, курдская сказка “Три товарища”, вопросы и задания
|
3
|
Религии мира о “Золотом правиле” уважения
|
Выдержки из писаний, вопросы и задания, текст “Избавься от привычек”
|
XIII
|
Что такое хорошо и что такое плохо?
|
1-2
|
Положительные и отрицательные качества человека
|
Материал про качества человека, “Мудрые мысли”, вопросы и задания
|
Поурочное планирование. 4 класс
№
занятия
|
Наименование разделов и тем
|
Материал к уроку
|
I
|
Качества человека
|
1
|
Что значит “быть честным”?
|
Рассказ “Чудовище”, вопросы №1, 2
|
2
|
Положительные качества человека: доброта, заботливость, внимательность
|
Рассказ “Чудовище”, вопросы №3-№9
|
II
|
Секрет успеха
|
1
|
Формула успеха
|
Текст, стихотворение, рубрика “Подумай”, вопросы и задания
|
2
|
Мудрый воспитатель
|
Английская народная сказка “Орел в голубином гнезде”, вопросы №1, 2
|
3
|
Воспитание человека
|
Английская народная сказка “Орел в голубином гнезде”, вопросы №3-№9
|
III
|
Пагубное влияние алкоголя
|
1
|
Алкогольные изделия
|
Текст о вреде алкогольных изделий, вопросы №1, 2
|
2
|
Неправильный вопрос
|
Текст “Неправильный вопрос”, задание, мудрые мысли
|
IV
|
О наших заблуждениях
|
1
|
Искаженная информация
|
Текст об информации, рекламе и др.
|
2-3
|
Пьянство в обществе
|
Рассказ священника Петрова “Дурацкие деньги”, вопросы и задания, мудрые слова
|
V
|
Ложь – прибежище слабых
|
1
|
Понятия: ложь, обман, хитрость
|
Текст о лжи и честности; “несколько примеров о вреде табака”; мудрые слова; вопросы и задания
|
2-3-4
|
Основы безопасной жизни
|
Сказка О. Нодь “Основы безопасной жизни муравьиного государства”(Iч. и IIч.)
|
VI
|
Основы безопасной жизнедеятельности
|
1
|
Скажем алкоголю “Нет!”
|
Текст о причинах, факторах в потреблении алкоголя; беседа с врачом – наркологом
|
2
|
Стресс и его преодоление
|
Десять “Нет!” в преодолении стресса; мудрые мысли; вопросы и задания; беседа с психологом
|
VII
|
Интуиция и рассудок
|
1
|
Помоги себе сам
|
Текст, тест “Предложения”, вопросы и задания
|
2
|
История из рассказов профессора В. Г. Жданова
|
Текст “Из рассказов профессора В. Г. Жданова”
|
VIII
|
Физическое здоровье человека
|
1
|
Физические упражнения и нагрузки
|
Текст о занятиях физкультурой и спортом
|
2
|
Спортивный час
|
Подвижные игры
|
3
|
Закаливание
|
Текст “Закаливание”, беседа с врачом
|
4
|
Правила личной гигиены
|
Тексты: “Полоскание рта”, “Гигиена носа”, “Чистка языка”, практическая работа: чистка зубов
|
5
|
Правила закаливания
|
Утверждения академика Ю. Золотарева; “Природное чудо – холодная вода”; беседа с врачом; “Букет вина”
|
IX
|
Гигиена питания
|
1
|
Правильное питание
|
Текст о полезных продуктах, вопросы и задания, мудрые изречения
|
2
|
Понятие “сбалансированное” питание
|
Беседа с врачом – диетологом или школьным врачом
|
3
|
Что такое “авитаминоз”?
|
Текст об авитаминозе; целебные свойства овощей и ягод; вопросы и задания
|
4
|
Праздник В гостях у здоровой пищи
|
Блюда, приготовленные родителями, из продуктов с грядки и из леса
|
X
|
Культура здоровья
|
1
|
Профилактика заболеваний
|
Текст о культуре здоровья, народной медицине, профилактике, беседа со школьным врачом
|
2
|
Час здоровья
|
Прогулка в лес; подвижные игры на воздухе
|
3
|
Опасный вирус
|
Текст о профилактике заболеваний дыхательных путей, простуды и гриппа. Практическая работа
|
4
|
Чистота – залог здоровья
|
Текст о подростковых проблемах с кожей, их профилактика; практическая работа по составлению алгоритма по уходу за кожей лица; вопросы и задания; беседа с врачом – дерматологом или школьным врачом
|
XI
|
За здоровый образ жизни!
|
1
|
Если хочешь быть здоров…
|
Таблица по рефлексии пройденного материала, вопросы
|
2
|
Заключительное занятие: “Папа, мама, я – дружная семья!”
|
Праздник; викторина, “час здоровья” и т. п.
|
Содержание тем. 2 класс
- I. Человек и его привычки (3ч.)
Вредные и полезные привычки, их различие. О вреде курения. Опасная привычка – пить пиво и вино. Полезные привычки: утренняя зарядка, соблюдение режима дня, уход за животными и растениям и др.. Стихотворения школьников из разных городов о вреде табака и алкоголя. Понятие “вредная привычка” у членов семьи Антона в рассказе “Вредные привычки”.
II. Общение (3ч.)
Значение общения. Различные виды общения. Использование различных средств и способов для общения. Понятие “доброе” общение. Как стать более интересным для окружающих.
Ш. Дом вести – не лапти плести (4ч.)
Домашний уют. Домашнее хозяйство. Помощь взрослым. “Душевный” уют. Всему начало – отчий дом.
- IV. Дружная семья (3ч.)
Домашние радости. Любовь ближних; умение отвечать любовью на любовь; хорошее настроение. Радость в твоем доме. Важная работа по дому. Неизвестное, но интересное для познания. Решение жизненных задач в сказке “О муравьишке” по О. Саначиной.
- V. Старый друг – лучше новых двух (3ч.)
Дружба – взаимное чувство. Совместное преодоление трудностей, взаимопомощь. Что значит дружить с собакой, кошкой, книгой? Друзей не предают. Что значит “настоящий друг” из рассказа “Игра в снежки”, стихотворения “Два друга” Т. Волиной и сказки “Верные друзья”.
- VI. Наши друзья – целебные растения (3ч.)
Растения на службе твоего здоровья. Растения – настоящая кладовая ценных и полезных для организма веществ: витаминов, минеральных веществ и многого другого. “Зеленые друзья” на службе у человека: калина, облепиха, черноплодная рябина, подорожник, чеснок, шиповник, капуста и др. Путешествие в страну “Фантазию”.
- VII. Опасности, подстерегающие нас (3ч.)
Опасность курения. Отравляющее вещество в табаке – никотин. Сокращение жизни у людей, которые курят и употребляют спиртные напитки, из-за разрушения клеток организма. Вред курильщиков для окружающей природы.
- VIII. Живая природа (6ч.)
Богатство нашей природы. Бережное отношение ко всему живому на Земле. Животные – часть нашей жизни. Положительное влияние от общения с домашними животными на подрастающее поколение. Научные открытия, сделанные благодаря животным. Памятники животным. Мы в ответе за, за “братьев” наших меньших.
- IX. Живительные напитки (2ч.)
Человек – часть природы вещества, необходимые для роста и развития человека. О пользе воды. Полезная вода – вода из родников. Правила употребления воды человеком. Самый распространенный напиток в России – чай. Разнообразие чая. О пользе соков. Питательная и лечебная ценность свежевыжатых соков. О вреде алкоголя в “Сказке про заветный серебряный ковш” (по И. Борисенко).
- X. В здоровом теле – здоровый дух (1ч.)
Лексическое значение слова здоровье, здороваться, здороветь и т. п. Что значит – быть здоровым. Физическое и духовное здоровье. Полезные советы о закаливании и тренировке организма. О пользе утренней зарядки.
- XI. Делу время – потехе час (1ч.)
Игра – труд, обучение, отдых. Развитие волевых качеств в игре. Любимые игры и игрушки детей. Считалки. Игры родителей, дедушек и бабушек.
- XII. Тайна твоего имени (1ч.)
Самые распространенные имена и их значения. Фамилия и отчество человека. Что значит: сохранить доброе имя и фамилию своих родителей.
- XIII. Итоговое занятие (1ч.)
Радость открытий. “Первая школьная книжка о трезвости” И.П. Мордвинова. Презентация рисунков детей.
Содержание тем. 3 класс
- I. Человек создан для счастья (4ч.)
Понятия: счастье, удача, радость. Качества человека, помогающие стать счастливым. Счастье лучше богатства. Счастье всегда индивидуально.
- II. Там счастье не диво, где трудятся нелениво (3ч.)
Понятия: труд, лень. Счастье в труде, учебе, помощи окружающим. Главный труд школьника – хорошая учеба. Полезные дела в семье. Труд кормит, а лень – кормит.
- III. Счастье – каждый понимает по-своему. (3ч.)
Понятия темы: достоинство, внимание, уважение. Счастье – стремление к совершенству, к поставленной цели, достижение её. Писатели и философы о счастье. Как человек ощущает счастье?
- IV. Счастье и разум (2ч.)
Понятия темы: разум, честь, честный, познание. Что необходимо для счастья? Умный человек – счастливый человек. Способы тренировки ума. Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума – счастливым.
- V. Учимся, играем – свой мир развиваем (2ч.)
Понятия темы: игра, игромания, развлечение. Интеллектуальные и подвижные игры. Положительные и отрицательные игры.
Игры, развивающие память, фантазию, смекалку, трудолюбие, физические возможности и др. Игры в твоей семье. Игры-зарядки.
- VI. Табак или здоровье? (2ч.)
Понятия темы: табачная соска, хартия, Государственная Дума, Федеральное Собрание. Хартия (документ общественно-политического значения) о борьбе с потреблением табака в Европе. Всемирные дни отказа от курения. Отрицательное влияние табака на здоровье человека. Санитарно-просветительская работа по пропаганде пагубного влияния курения на организм человека.
- VII. О добре и зле (3ч.)
Понятия темы: добро, зло, взаимовыручка. Отрицательное влияние табака на все живое. Табак и алкоголь – это зло. Влияние табачных ядов на потомство. Антитабачные листовки. О добром и злом в чешской сказке “Златовласка” (в пересказе К. Паустовского).
- VIII. Как не стать равнодушным (2ч.)
Понятия темы: равнодушный, активный, угарный газ. Пассивное курение. Угарный газ – это яд. Отрицательное влияние табачного дыма на здоровье и работоспособность человека. Родителям о вреде курения (монтаж “Поймите нас, взрослые!”). Полезные и приятные дела.
- IX. Страна сильна, когда здоровы ее люди (2ч.)
Понятия темы: здоровье, стресс, самосовершенствование, аккуратность, доброжелательность. Признаки здоровья человека: физические и духовные. Борьба людей с безнравственностью. Взаимопонимание с одноклассниками, родителями, окружающими.
- X. От чего зависит здоровье? (3ч.)
Понятия темы: Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), пессимист, оптимист, оптималист. Желание человека – быть здоровым. Влияние наследственности, экологии и медицины на здоровье человека. Что улучшает и ухудшает здоровье? Основное условие здоровья – здоровый образ жизни.
- XI. Чудо улыбка (3ч.)
Понятия темы: улыбка, удовольствие, веселье. Значение улыбки в жизни человека (отрывок из рассказа А. Сент-Экзюпери “Празднество души”). Улыбка в твоем доме, школе, классе. Настроение и улыбка. Писатели и философы о радости и улыбки.
- XII. Умей владеть собой (3ч.)
Понятия темы: уважение, внимательность, доброта, гнев, поведение. Основа хороших взаимоотношений – уважение к людям. Умение уважать себя, членов семьи, других людей. “Дерево” уважения. Поступок человека, достойный уважения. (Курдская сказка “Три товарища”). Религии мира о “Золотом правиле” уважения.
- XIII. Что такое хорошо и что такое плохо? (3ч.)
Понятия темы: жизнерадостный, искренний, настойчивый, правдивый, рассудительный. Положительные и отрицательные качества человека. Положительные качества окружающих тебя людей или героев литературных произведений. Отрицательные качества человека: гордыня, зависть, ленивость.
Содержание тем. 4 класс
- I. Качества человека (2ч.)
Понятия темы: честный, самодовольный, ошибка, жульничество. Качества, необходимые людям для установления дружественных взаимоотношений. Взаимоотношения в семье между родителями и детьми.
- II. Секрет успеха (3ч.)
Понятия темы: воспитание, образование, успех. Отличие воспитания от образования. Систематические занятия – необходимое условие успеха в любом деле. Формула успеха и как ее понимать. Мудрый воспитатель – кто он такой? Воспитание человека – ответственное дело.
- III. Пагубное влияние алкоголя (2ч.)
Понятия темы: алкоголь, этиловый спирт. Проблемы, связанные с курением и употреблением алкоголя. Этиловый спирт – сильнодействующий наркотик. Спирт – ядовитое вещество, отравляющее клетки организма.
- IV. О наших заблуждениях (3ч.)
Понятия темы: агитация, пропаганда, программирование. Деятельность людей, общественных организаций в защиту трезвого образа жизни. Пьянство в обществе. Воспитание трезвости в семье. Средства массовой информации против отравляющих наркотических веществ.
- V. Ложь – прибежище слабых (4ч.)
Понятия темы: обман, ложь, хитрость. Причины, приводящие человека к хитрости, лжи, обману; пути их устранения. Уважение к самому себе и окружающим – дело чести каждого человека. Доверительные отношения меду друзьями. Личное здоровье и свобода всех негативных зависимостей – основа безопасной жизни (по сказке О. Нодь “Основы безопасной жизни муравьиного государства”).
- VI. Основы безопасной жизнедеятельности (2ч.)
Понятия темы: уравновешенность, целеустремленность, открытость, общительность. Причины, факторы и поводы в потреблении алкогольной продукции. Психологическая запрограммированность на потребление алкоголя. Стресс и его преодоление. Десять “Нет!” в преодолении стресса.
- VII. Интуиция и рассудок (2ч.)
Понятия темы: интуиция, рассудок, вежливость, порядочность. Отличие рассудка от интуиции. Интуиция и рассудок – твои помощники. Человек – творец своей судьбы. Принятие правильного, но трудного решения. Кто такой по-настоящему вежливый человек. Опасные предложения – непредвиденные последствия.
- VIII. Физическое здоровье человека (5ч.)
Понятия темы: спорт, физкультура, закаливание. Положительное влияние физических упражнений и нагрузок. Здоровье – заработанная плата за труд и пролитый пот. Спортивная секция – физическая нагрузка и преодоление собственной лени. Физическое здоровье – важнейшая составляющая пожизненного капитала человека. Закаливание и его значение. Правила закаливания. Природное чудо – холодная вода. Правила личной гигиены.
- IX. Гигиена питания (4ч.)
Понятия темы: витамины, углеводы, белки. Вредные и полезные продукты. Правильное и сбалансированное питание. Понятие “авитаминоз”. Целебные свойства овощей и фруктов.
- X. Культура здоровья (4ч.)
Понятия темы: культура здоровья, народная медицина, резервы здоровья, профилактика, вирус. Профилактика заболеваний. Рационы питания. Лечебные диеты. Фитотерапия. Аксиомы культуры здоровья (по Петленко). Опасные вирусы, вызывающие различные заболевания: простуда, грипп и др. Чистота – залог здоровья.
- XI. За здоровый образ жизни! (2ч.)
Совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека. Рефлексия по пройденному материалу курса (заполнение таблицы). Праздник “Час здоровья”.
ЛИТЕРАТУРА
- Бикташева З.К. Наркоманом не станет ваше дитя, если… Уфа, 2004. - 96с.
- Блокнот для работ. В рамках программы «Думающая молодежь». – М.: ООО «Фирма «Вариант», 2004. – 32с.
- Бурцева С.М. Профилактика правонарушения во взаимодействии в системе: школа – семья – социум в условиях сельской школы. – Борогонцы, 2005. – 46с.
- Ефимова – Яраева В.П. Азбука вашего здоровья. – Петрозаводск: Карелия, 1996. – 302с.
- Карпов А.М. Самозащита от саморазрушения. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 136с.
- Молоков Л. Песни сердца. – М., 2005. – 72с.
- Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии. (Тезисы докладом Международного семинара). Выпуск 14. /Под общей ред. Проф. А.Н.Маюрова. – Н. Новгород: МАТр, 2005. – 153с.
- Сафонова П.В. Задачник – собеседник (50 задач о вреде курения). В помощь учителям, родителям и учащимся. – Якутск, 2001. – 45с.
- Священник Владимир Игнатьев. Мудрость жизни! – Брянск, 2002. – 268с.
10.Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму. Выпуск 2. – СПб.: Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, 2005. – 134с.
11.Цыганков В.А. В помощь гибнущему брату. – СПб., 2004. – 44с.
12. Шилова М.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. – М., 2004. – 96с.