МЕЖДУНАРОДНАЯ
   АКАДЕМИЯ
      ТРЕЗВОСТИ
Аббас – арабский халиф, дядя Мухаммеда Абдул-Баха (1844-1921) – глава бахаев Аввакум Петрович (1620/21-1682) – протопоп, глава старообрядчества Али Нури Мирза Хусейн (Баха-Улла) (1817-1892) – основатель бахаизма Амосов Николай Михайлович (1913-2002) – хирург, академик, член ЦС ВДОБТ Анслингер Гарри (1893-1975) – один из лидеров мирового прогибиционистского движения Асбери Фрэнсис (1745-1816) – первый методистский епископ Белов Василий Иванович (р. 1932) – русский писатель Бенсон Эзра Тафт (1899-1994) – духовный лидер адвентистов седьмого дня Бирюков Павел Иванович (1860-1931) – российский издатель, общественный деятель Бодхихарма (?-528/536) – основатель чань-буддизма Братанов Димитр Цочев (1909-?) – общественный и государственный деятель Болгарии Будда (Сиддхартхе Гаутаме) (623-544 до н.э.) – основатель буддизма Бунге Густав (1844-?) – профессор физиологии, доктор медицины, доктор химии Бутс Уильям (1829-1912) – основатель Армии спасения Вагнссон Рубен (1891-1978) – шведский государственный деятель, президент IOGТ Весли (Уэсли) Джон (1703-1791) – основатель методизма Весли (Уэсли) Чарльз (1708-1788) – основатель методизма Гагарин Станислав Семенович – русский писатель Ганди Мохандас Карамчанг (1869-1948) – индийский религиозный деятель, моралист Георгий Победоносец (?-303) – святой великомученик Гладков Борис Ильич (1847-?) – председатель Всероссийского Трудового Союза Христиан-Трезвенников Горбунов-Посадов Иван Иванович (1864-1940) – русский педагог, писатель, издатель Гхош Ауробиндо (1872-1850) – индийский религиозный философ Дейчман Эммануил Исаакович (1889-1968) – ответственный секретарь Всесоюзного совета противоалкоголных обществ в СССР Дернов Александр Александрович (1851-1923) – председатель Иоанно-Предтеченского Братства трезвости в России Домбровский Август (XIX-XX вв.) – меценат, основатель трезвеннического общества «Северное сияние» в Латвии Достоевский Федор Михайлович – русский писатель Дудочкин Петр Петрович (1916 – 2003) – русский писатель Жданов Степан Иванович (1926-1996) – основатель Международной Славянской Академии Заратуштра (Заратустра) Зороастр (между 10 и 6 вв. до н.э.) – пророк и реформатор древне-иранской религии Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) – врач, энциклопедист Иванов Порфирий Корнеевич – основатель учения о здоровом образе жизни Иисус Христос – Богочеловек, Сын человеческий Иоанн (Снычев Иван Матвеевич) (1927-1995) – митрополит С.-Петербургский и Ладожский Русской православной церкви Иоанн Златоуст (347-407) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – предшественник Иисуса Христа Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич) (1829-1908) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Лествичник (до 579-ок. 649) – византийский религиозный писатель Караваев Виталий Васильевич (1913-1985) – основатель караваевского движения в России Карлсон Свен-Олоф – президент IOGT Катанов Николай Федорович (1862-1922) – профессор, лидер трезвеннического движения в России Кёртис Натаниэль (1801-1863) – лидер международного трезвеннического движения Ковен (Кальвин) Жан (1509-1564) – основатель Кальвинизма Кокушкин Яков Карпович (1892-1984) – зачинатель V этапа трезвеннического движения в СССР Колстад Хельге (р. 1944) – деятель мировою трезвеннического движения Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) – основатель конфуцианства Красноносов Игорь Александрович (1923-1999) – русский социолог, основатель 5 этапа трезвеннического движения в России Крепелин Эмиль (1856-1926) – немецкий психиатр, основатель научной школы Кун Леврет – основатель Международной организации обществ трезвости (IOGT) Лао-цзы (VII в. до н.э.) – основатель философского даосизма в Китае Ларин Юрий (Ларин Михаил Александрович, Лурье Михаил Зальманович) (1882-1932) – председатель Всесоюзного совета противоалкогольных обществ в СССР Левский Васил (1837-1873) – прародитель трезвеннического движения в Болгарии Линкольн Авраам (1809-1865) – 16-й президент США, сторонник сухого закона Мальцев Терентий Семенович (1895-1994) – русский полевод, народный академик Маркуссон Аке – президент IOGТ Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, Болдиску) (1910-1997) – лауреат Нобелевской премии Матью Теобальд (1790-1856) – капуцинский монах в Ирландии Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1888) – русский этнограф Миллер Уильям (1782-1849) – основатель адвентизма Мухаммад Абд аль-Ваххаб (1703/04-1792) – основатель ваххабизма Мухаммед (Магомет, Магомед) (570-632) – основатель ислама, пророк Носов Николай Николаевич (1908-1976) – русский писатель Орне Джонатан (1825-1890) – руководитель Международной организации добрых храмовников Павлов Иван Петрович (1849-1936) – советский академик, физиолог Пророк Даниил – праведник, мудрец Рабиндранат Тагор (1861-1941) – индийский писатель и общественный деятель Рамакришна Шри (Гададхар Чаттерджи) (1836-1886) – индийский мыслитель Рачинский Сергей Александрович (1843-1902) – народный учитель в России Раш Бенджамин – проповедник трезвости в США Свами Прабхупада (1896-1977) – основатель Международного общества сознания Кришны Святослав – князь Киевской Руси Серафим Саровский – святой Русской Православной Церкви Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314/1319-1392) – святой Русской Православной Церкви Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – создатель русской физиологической школы Сикорский Иван Алексеевич (1842-1919) – русский психиатр, публицист Смит Джозеф младший (1805-1844) – основатель Церкви Иисуса Христа святых последних дней в США Смит Мервин (XIX в.) – лидер международного трезвеннического движения Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ Соловьев Александр Титович (1853-1919) – председатель Казанского общества трезвости Тенев Иван (1913-1976) – председатель Национального комитета трезвенности Болгарии Тёрнбул Уильям (1842-1925) – руководитель Международной организации добрых храмовник Тициан – итальянский живописец Толстой Лев Николаевич (1829-1910) – русский писатель Углов Федор Григорьевич (1904-2008) – русский хирург, академик Финч Джон (1852-1887) – деятель международного трезвеннического движения Фишер Анна Клара (1921-1967) – президент Немецкого союза женщин-трезвенниц Фокс Джордж (1624-1691) – основатель квакеров Фокс Чарлз (1873-1929) – основатель пятидесятничества Форель Август (Огюст) (1848-1931) – швейцарский невропатолог, президент Нейтрального IOGT Форсайт Джесси (1847-1937) – деятель международного трезвеннического движения Франклин Бенджамин (Вениамин) (1706-1790) – американский государственный деятель Худолин Владимир (XIX-XX вв.) – профессор, основатель Международного движения семейных клубов трезвости Чамберс Гарри (1803-1896) – лидер международного трезвеннического движения Чейз Симеон (?-1909) – лидер международного трезвеннического движения Челышов (Челышев) Михаил Дмитриевич (1866-1915) – депутат Государственной Думы России Чуриков Иван (XIX-XX вв.) – лидер движения чуриковцев в России (духовных христиан-трезвенников) Шичко Геннадий Андреевич (1922-1986) – лидер трезвеннического движения в СССР, создатель метода избавления от зависимостей Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950) – индийский философ, мыслитель Штубер Вилли (1928-1996) – президент Интернационального союза безнаркотического воспитания

Основные термины и понятия, применяемые в антинаркотической воспитательно-профилактической работе с подростками и молодежью

Е


Евгеника (греч. eugenes – хорошего рода) – учение о наследственном базисе здоровья человека и путях его сохранения и улучшения. Основные принципы Е. в 1869 сформулировал английский антрополог и психолог Ф. Гальтон, предложивший изучать факторы, улучшающие наследственные качества будущих поколений (генетические предпосылки здоровья, умственных способностей, одаренности). Прогрессивные ученые ставили перед Е. гуманные цели, но некоторые ее идеи были извращены и использованы для оправдания расизма и геноцида. Подобные концепции до сих пор появляются не только за рубежом, но и в нашей стране. Большинство генетиков отвергают расширенные программы позитивной Е. В современной науке проблемы Е. как составной части учения о человеке, особенно борьба с наследственными заболеваниями, рассматриваются в рамках генетики человека, его экологии. (по В.В. Колбанову)


Ж


Жизнь – особая форма организации и движения материи, дискретно представленная индивидуальными, целостными системами (организмами), способными к обмену веществ, энергии и информации, к раздражимости, самоуправлению, саморегуляции, самосохранению и сохранению своих свойств с адаптацией к среде обитания, саморазвитию и самовоспроизведению.


Жизнь человека – это наряду с общими признаками наличие еще дополнительных, характерных только для человека свойств и поведенческих актов: вторая сигнальная система во всех ее разновидностях и проявлениях, способность к творческой деятельности, преобразующей среду и социально значимой, к созданию, осознанному выбору и использованию орудий труда, способность к перемещениям в пространстве и коммуникациям, но только генетически детерминированным.


З


Заболеваемость – распространенность болезней среди населения и его отдельных групп.


Заболеваемость населения (алкогольная) – это отношение числа заболевших алкоголизмом в данном году и ранее не регистрируемых как таковые (так называемые новые больные) к общему числу населения.


Заболевание – процесс возникновения и развития болезни. З. развивается постепенно при переходе из донозологических состояний в преморбидные, а затем – в нозологические. Такой переход осуществляется в результате длительного воздействия факторов риска как необходимого условия развития неспецифических адаптационных реакций.


Зависимость – разновидность состояния в наркомании, характеризуют: сильное желание или непреодолимая потребность (навязчивое состояние) дальнейшего приема наркотика, а также попытки получить его любой ценой; тенденция увеличения дозировки по мере развития З.; психическая (психологическая или эмоциональная) З. от эффекта наркотиков; губительные последствия для личности и общества.


Задачи трезвеннического воспитания – желаемые конечные результаты намечаемых видов деятельности, которые представляют собой достижимые и поддающиеся измерению рубежи на пути к целям трезвеннического воспитания, направленным, в свою очередь, на достижение конечной цели. З.т.в. состоят в повышении уровня антинаркотических знаний, формировании умений, навыков, адекватных убеждений, установок, нормативно-ценностной системы в отношении культуры здоровья; в коррекции индивидуального и общественного поведения, связанного со здоровьем, т.е. в формировании поведенческих детерминант здоровья, способствующих достижению его социальных, биомедицинских, природных детерминант, в оптимизации стилей жизни индивидов и различных групп населения.


Закаленность – высокая устойчивость организма к неблагоприятному действию факторов окружающей среды.


Закаливаемость – способность организма к повышению его устойчивости к неблагоприятному действию факторов окружающей среды.


Закаливание – составная часть трезвеннического воспитания, направленного на формирование способствующих здоровью стилей жизни; включает вопросы, связанные с укреплением и развитием физических способностей человека путем повышения устойчивости его организма к неблагоприятному влиянию факторов окружающей среды путем систематического дозированного воздействия этими факторами.


Закон «трех поколений». Его общая формулировка – дети усиливают доминирующие (ярко выраженные) качества родителей. Применительно к проблеме утверждения и сохранения трезвости этот закон звучит так – «Первое поколение начинает отравления, второе усиливает, а третье «спивается» окончательно или «садится на иглу». Иногда этот закон комментируют и так. «Первые умеренно, вторые уверенно, а третьи окончательно». Другими словами, при отравлениях доза и «сила наркотика» нарастает и в поколениях, а не только в отдельном человеке. (по А.А. Звереву)


Закон неустранимости вреда – одни из законов собриологии. Закон гласит, что если алкогольную или любую другую наркотическую проблему решать в одном-двух направлениях, т.е. искоренять – пусть и очень успешно! – части целого (например, алкоголизм, нарушение общественного порядка, профилактика выпивок за рулем и т.п.) не может привести к исчезновению проблемы в целом. Проблема в этом смысле неустранима, т.к. действует З.н.в. Преодолеть, решить проблему можно только комплексно, системно и глубинно. Впервые термин применен в науке и научной публицистике С.Н. Шевердиным.


Закон увеличения дозы – переход от «слабых наркотиков» к более «сильным». Суть этого закона раскрывается его названием. Существует закономерность – отравление, раз начавшись, прогрессирует и идет с нарастанием. «Сила отравления» все время нарастает. Это явление имеет свое четкое физиологическое объяснение. Закон «увеличения дозы» действует не только в «пределах одного человека», он верен и в отношении семьи, и общества в целом. Это явление отражается в «законе трех поколений». (по А.А. Звереву)


Закон утверждения и сохранения трезвости – закон, определяющий порядок утверждения и сохранения в обществе трезвости.


Законы прикладной собриологии – существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи явлений и процессов, отдельных системах и подсистемах об-ва. В качестве объектов изучения прикладной собриологии выступают общественные институты, организации, структуры, отдельные сферы жизнедеятельности об-ва, а также отдельные социальные процессы и явления в том случае, если они выражают общий результат жизнедеятельности об-ва и явл. его продуктом.

По своему характеру З.п.с. явл. собриологическими, т.е. законами, которые в отличие от экономических и других общественных законов характеризуют функционирование и развитие алкогольных, антиалкогольных и антинаркотических образований (объектов) внутри общества как целостных систем, отражая в этой целостности системообразующие связи. З.п.с. выражают взаимосвязь экономических, политических, воспитательных, трезвеннических, социокультурных и других сторон общественной жизни как компонентов конкретной социальной подсистемы общества.


Законы собриальные – выражение существенной, всеобщей и необходимой связи трезвенных явлений и процессов, прежде всего связей деятельности собриальной людей или их собственных действий собриальных. З.с. определяют отношения между различ. индивидами и общностями в их трезвеннической деятельности. Это относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, классами, социально-демографич. и профессиональными группами, а также между обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью и т.д. З.с. складываются в различ. сферах человеческой деятельности и осуществляются посредством трезвеннической деятельности людей. Создавая в процессе социальной деятельности трезвое общество, человек определяет направление, содержание и характер его функционирования и развития. Именно поэтому З.с. – это законы трезвенной деятельности людей, их собственных действий.

В соответствии с З.с. люди создают условия и обстоятельства своей жизнедеятельности и применяют З.с. под воздействием этих условий и обстоятельств. Действие одного и того же З.с. проявляется в различ. ситуациях по-разному. Поэтому действие З.с. рассматривается как тенденция, а не как постоянная величина.

З.с. задаются естественным ходом событий, являясь результатом целенаправленных последовательных трезвенных действий многих индивидов в социальных ситуациях и объективных связях между различ. аспектами и элементами этих ситуаций.


Заместительная терапия – избавление от наркотической зависимости путем предписания заместительного препарата, обладающего сходными характеристиками. Термин иногда используется в отношении менее опасной формы использования того же самого наркотика при избавлении.


Защита психологическая – специфическое состояние, поведение или деятельность личности, реже группы, возникающее спонтанно, в процессе воспитания или же в результате специального воздействия. З.п. направлена на создание неприятия, своеобразной психологической непроницаемости для каких-то определенных квазиценностей, ролей, места в групповой иерархии, идеологических норм и т.д.


Здоровый образ жизни – тип поведения, обоснованный с позиций физиологии, психологии и гигиены и адекватный возрастным и личностным особенностям, обеспечивающий своевременную и эффективную адаптацию организма к изменениям природной и социокультурной среды; формирование в процессе индивидуального развития разумных человеческих потребностей и рациональных путей их удовлетворения при отсутствии вредных для здоровья привычек.


Здоровье для всех – термин, предложенный Всемирной организацией здравоохранения. В 1977 XIII сессия Всемирной организации здравоохранения постановила, что основной социальной целью правительств и ВОЗ на предстоящие десятилетия должно стать достижение всеми людьми в 2000 такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Эта цель стала широко известна как «Здоровье для всех к 2000 году». «Здоровье для всех» - это процесс, ведущий к постоянному улучшению здоровья людей, а не какая-то раз навсегда определенная задача.


Здоровье индивида – состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней или каких-либо нарушений. Эта концепция здоровья, данная ВОЗ, предполагает определение основных компонентов культуры здоровья, которые, кроме отсутствия болезней, каких-либо нарушений, а также факторов риска, предусматривают ряд дополнительных характеристик.


Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей. Понятие З.н. является, таким образом, категорией, обобщающей состояние здоровья различных групп – социальных, возрастных, этнических, демографических и др., входящих в данную социальную общность.

Существует тенденция к расширению концепции здоровья населения с учетом его связей с социальными, экономическими, географическими и др. факторами, что требует качественно новых подходов к его изучению. Эти подходы заключаются, прежде всего, в разработке новых показателей и соответствующих методов их оценки З.н.


Здоровье населения – понятие статистическое, обычно характеризуемое комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, заболеваемостью, уровнем физического развития, индексами здоровья, средней продолжительностью жизни, приростом населения и др.


Здравоведение – новая, едва зарождающаяся, интегративная фундаментальная наука о здоровье человека, изучающая на разных уровнях (молекулярном, клеточном, тканевом, органном, системном, организменном и популяционном) сущность и этиологию здоровья; раскрывающая процессы, состояния и факторы, которые характеризуют и обусловливают индивидуальное и общественное здоровье; занимающаяся поиском и изучением количественных и качественных критериев здоровья, разрабатывающая методологию диагностики, прогнозирования, генерирования, стабилизации, регенерации и реабилитации здоровья.

З. базируется на метанауках первого порядка: философии (в том числе, диалектическом материализме) и человековедении, - использует достижения биологических, медицинских, психологических, социологических и др. наук и, в свою очередь, является метанаукой второго порядка, фундаментом валеологии, санологии, патологии и реабилитологии. ( по В.В. Колбанову)


Здравоохранение – система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом.


Золотое сечение - название наиболее гармоничных пропорций, при которых устанавливаются равные отношения частей какой-либо формы между собой, так и каждой из этих частей в отдельности с целым. Практически золотое сечение выражается в делении линейного отрезка на части таким образом, чтобы одна его часть относилась к другой, как та относится к целому. В численном выражении «золотое» отношение представляет собой число 1,618…, получаемое делением соседних величин ряда («ряда Фибоначчи»).

Имеются убедительные доказательства связи структурной и функциональной гармонии в организме человека с наличием «золотых пропорций» пространственных и временных параметров ряда биологических процессов.

Не исключено, что в ближайшем будущем закон «золотого сечения» может оказаться полезным не только как показатель «идеального здоровья», но и как один из критериев в диагностике и прогнозировании здоровья человека. (по В.В. Колбанову)


И


Иммунитет - (от лат. immunitas – освобождение) первоначально было связано только с состоянием защищенности организма по отношению к возбудителям инфекционных болезней, т.е. с невосприимчивостью к инфекции.

В настоящее время под термином И. понимают способность организма сохранять постоянство своего клеточного, белкового, генетического состава. Таким образом, И. обеспечивается иммунной системой, которая биологически предназначена для выявления и уничтожения любых носителей чужеродной биологической информации и для защиты от инфекций. Устойчивость к заражению достигается согласованной работой всех звеньев, реализующих как неспецифические, так и специфические механизмы защитных реакций организма. При этом, состояние «мобилизационной готовности» иммунной системы к отражению микробной агрессии определяется иммунным статусом организма и зависит от формирующих его наследственных и врожденных факторов, а также от приобретенного опыта ответных реакций иммунной системы на перенесенные в прошлом заболевания и на произведенные ранее профилактические прививки. Крайне негативно на И. влияют алкоголь, табак и другие наркотики.


Иммуногенетика – наука о закономерностях исследования антигенной специфичности и роли генетических механизмов в осуществлении иммунных реакций. И. как наука возникла на рубеже двух наук: генетики и иммунологии – и использует в решении стоящих перед ней задач методы генетического анализа, молекулярной биологии и иммунологии. И. выделилась в самостоятельный раздел в связи с большим количеством уже установленных генетически детерминированных иммунологических признаков. В первую очередь, это антигены эритроцитов (сейчас известно их более 50), лейкоцитов, группы белков сыворотки крови.


Иммунология – медико-биологическая наука, изучающая реакции организма на антигены, механизмы этих реакций, их проявления, течение и исход в норме и патологии, разрабатывающая методы исследования, профилактики и лечения, основанные на этих реакциях.


Индекс культуры здоровья – а) индивидуальный – количество дней без болезней, отнесенное к общему количеству дней в году; б) показатель коллективного (общественного) здоровья – число не болевших, отнесенное к общей численности исследуемого контингента.

Индекс дает упрощенное представление о здоровье, но используется в здравоохранении как один из статистических показателей. И.к.з.агрегированные количественные показатели, являющиеся комбинацией нескольких частных показателей; предназначены для комплексной количественной оценки культуры здоровья индивида, группы лиц, социальной общности.

Если частные показатели отражают только отдельные аспекты и измеряют изолированные феномены, связанные со здоровьем, то индексы, интегрирующие эти феномены в систему, позволяют получать более полное представление о них. Измерение здоровья посредством индексов требует разработки операционного определения здоровья, выбора специфических показателей, способов их измерения и сочетания различных элементов.

Применение И.к.з. показывает, что расширилось само «поле» культуры здоровья: его количественная оценка не может быть ограничена отдельными медицинскими показателями, в то время как индексы способны отражать количественное отражение качества жизни.

Различают И.к.з. для индивидов и населения (популяции).


Индексы культуры здоровья индивида – индексы, предназначенные для количественной оценки состояния здоровья индивидов. Среди индексов, которые группируются под названием «индексы глобального состояния здоровья» и основываются на стремлении специалистов дать общую оценку культуры здоровья индивида, различают три основные категории (в зависимости от характера измеряемых феноменов): индексы, основанные на измерениях функциональной недееспособности (нетрудоспособности); индексы, основанные на принципе самооценки культуры здоровья.


Индексы культуры здоровья населения – индексы здоровья, предназначенные для количественной оценки состояния здоровья социальной общности. Для измерения глобального статуса здоровья населения могут использоваться индивидуальные индексы. Примером такого индекса статуса здоровья населения являются индекс Bush. Он конструируется следующим образом. Общее число индивидов делятся на группы (разряды) с тем или иным функциональным состоянием на основании таких показателей, как двигательная активность, повседневная физическая активность, социальная активность. Каждой группе приписывается определенное численное значение – вес. Вычисляется индекс для каждой группы, выражающийся произведением числа входящих в нее лиц приписанного веса. Групповые индексы, которые являются одновременно индивидуальными (т.е. характеризуют состояние культуры здоровья индивида, входящего в данную группу) суммируются, и полученная сумма делится на общее число индивидов. Таким образом, индекс функционального состояния вычисляется по следующей формуле:

W=ΣjNjWj/N

Где

N - общее число индивидов, составляющих данную социальную общность и разбитой на несколько разрядов;
Nj - число лиц в функциональном состоянии;
Wj - вес, приписанный функциональному состоянию;
j - индекс функционального состояния 0, 1, 2... разряда.


Индивидуальные формы трезвеннического воспитания – формы трезвеннического воспитания, основанные на непосредственном или опосредованном общении между специалистом и лицом, на которое направлен воспитательный процесс; предусматривают передачу специалистом антинаркотической информации или, наряду с этим, обмен мнениями между собеседниками.

И.ф.т.в. позволяют максимально учитывать особености личности как физиологического (половые, возрастные особенности, состояние культуры здоровья), так и социально-психологического характера (уровень знаний об оптимальных для здоровья стилях жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, ценностные установки и т.д.). Этим объясняются доказанные экспериментально преимущества индивидуальных форм перед групповыми и массовыми формами трезвеннического воспитания.

Основным средством реализации И.ф.т.в. является устная речь. Эффективность индивидуальных форм повышается при использовании наряду с устной речью письменной речи в виде различных изданий (памяток, буклетов и др.), изобразительных средств (плакатов, диапозитивов и др.).

В настоящее время все более широкое применение получают индивидуальные формы трезвеннического воспитания, основанные на использовании компьютеров. Эффективность их применения доказана экспериментально. Разрабатываются компьютерные программы для антинаркотического обучения, самообучения, интервьюирования, контроля знаний.


Инициатива собриальная – совокупность действий (деятельность) по выдвижению, утверждению, распространению и практич. реализации значимой трезвенной идеи, сознательно, самостоятельно и добровольно осуществляемых субъектом; характеристика, индикатор и форма проявления собриальной активности.

И.с. обладает рядом отличительных признаков. Это прежде всего новизна (вообще или в данном месте в данное время); опережение одним субъектом др., означающее первые шаги в разрешении питейных проблем и противоречий; лидерство в поиске и внедрении новых, нетрадиционных способов преобразования социальной действительности, в создании новых общественных трезвенных движений, новых форм общественной жизни.

И.с. представляет способ преодоления устаревшего, отжившего, пропитейного и утверждения трезвости. В этом значении понятие «И.с.» сближается с понятиями «собриальное нововведение», «собриальное новаторство», « собриальное творчество». Инициативная деятельность субъекта обретает качества И.с. только с выходом ее за рамки интересов инициатора, с получением определенного общественного резонанса. И.с., как правило, предполагает и выход за рамки узкопрофессиональной, социально-ролевой деятельности, расширяя тем самым и сферу преобразовательной трезвеннической активности субъекта. Степень интенсивности и постоянства такой активности определяется как инициативность субъекта, отражающая трезвенную зрелость, гражданскую позицию, моральные ценности и идеалы субъекта, его дальновидность.

В развитии И.с. можно выделить ряд фаз: выдвижение трезвенной идеи, проекта; практич. реализация новшества; распространение оправдавшего себя опыта. При этом особая роль принадлежит трезвенническому эксперименту.

Субъектом И.с. выступает трезвая личность, трезвенническая группа, класс, общественные институты, государство, те или иные общественные организации, а также неформальные антинаркотические объединения и разного рода группы, при этом главное место занимает трезвая личность, стоящая у истоков И.с. И.с. охватывает все сферы жизни общества.


Инновации трезвеннические – такие явления антинаркотизма, которых не было на предыдущей стадии развития культуры трезвости, но которые появились на данной стадии и нашли себе место в общей совокупности отрезвления. Инновации могут появляться либо в результате внутренних процессов развития общества, либо могут быть связаны с внешними воздействиями. В последнем случае следует различать две формы инновации – заимствование и стимулированную трезвенническую трансформацию.

К И.т. относятся, во-первых, целенаправленные изобретения, методы. отвечающие вновь возникающим и растущим нуждам общества.

Заимствование, пожалуй, один из самых распространенных видов инноваций, но внешние воздействия не только приводят к заимствованиям, но и порождают стимулированную трансформацию.

Как правило, И.т. в процессе своего «вживания» в массив культуры трезвости проходят три этапа – отбор, модификацию и интеграцию. Инновация это не просто новшество, новинка. В высокоразвитой культуре новинки моды появляются постоянно, но далеко не все они проходят через фильтр отбора. Заимствование тоже, как правило, происходит выборочно. Модификация применительно к специфике данного этноса существенна в основном для заимствований, поскольку мутации и стимулированные трансформации сами по себе возникают в рамках данного этноса. Наконец, структурная интеграция инновации означает, что она уже перестала быть новшеством и превратилась в традиционное для культуры данного этноса явление.


Интоксикация – отравление организма ядом (алкоголем и др. наркотиками).

И. – состояние, следующее за приемом психоактивных в-в и проявляющееся в расстройствах уровней сознания, восприятия суждения, эмоциональных реакций или поведения, или иных психофизиологических функций и реакций. Расстройства связаны с острыми фармакологическими эффектами психоактивных веществ или же с усвоенными реакциями на них. Термин особенно часто используют в отношении алкоголя, его эквивалентом в повседневной речи является «опьянение». Алкогольная И. характеризуется такими признаками как покраснение лица, сбивчивая речь, неустойчивая походка, эйфория и др.


Интрига проалкогольная (от франц. intrigueи еще более раннего лат. intrigo intrigare) – 1) скрытые действия, обычно неблаговидные происки, козни для достижения порочащей трезвость или конкретного трезвенника; 2) способ построения фабул, сюжета, схемы развития событий при помощи сложных действий, переплетения и столкновения интересов персонажей, особенностей обстоятельств и их соотношения, обеспечивающих наступательность в действиях, отраженных в произведениях проалкогольных писателей и журналистов. Обозначения встречаются в контексте современной алкоголизации населения и анализе трезвеннической работы. И.п., как правило, явл. плодом целенаправленных усилий, игры проалкогольных сил или отдельных наркотически запрограммированных деятелей, направляющих ход событий к необходимым им результатам.


Информационный террор населения – организованные действия алко- и наркобизнеса и др. по созданию информационной среды, которая программирует человека, семью, общество в целом на «добровольное» отравление наркотиком (табаком, алкоголем или другим).

Цель информационного террора в формировании и закреплении в каждом человеке, в каждой семье, в обществе в целом табачно-алкогольно-наркотической запрограммированности (сокращенно «программы»).

И.т.н. имеет свои методы и инструменты воздействия. При этом активно используются свойства человеческого сознания и подсознания, индивидуальной и групповой психологии, приемы манипулирования общественным сознанием, свойства тела человека и т.д.

Методы, приемы и способы информационного воздействия. К ним, в частности, относится: многократное повторение. Способы влияния на подсознание, минуя контроль разума, например, использование контекста, ассоциативных связей, выворачивание привычных понятий и т.д. Сюда же относится захват «ключевых слов». Например, особый «вкус», «Русская» водка, «Советское» шампанское и др. А также захват установившихся ритуалов. Например, обряд похорон, который на Руси всегда был трезвым. И иначе это не воспринималось. Создание новых ритуалов. Например, утверждение «профессиональных» праздников. Учет половозрастных и других отличий населения. И «прицельная» работа на каждый слой общества. Например, карманный крематорий с изображением Ленина, Сталина: пиво «Комсомольское», «Студенческое» и т.д.

Инструменты воздействия. В первую очередь к ним относится законодательство разрешающее сам факт информационного террора. Технически информационный террор осуществляется через книги, газеты, журналы, кино, радио, телевидение, песни, тосты и т.д. Основой же идеологии и практики информационного террора являются ключевые положения «Теории культурного, умеренного пития». (по А.А. Звереву)


Информация собриологическая. Этот термин встречается в литературе, когда говорят о данных, с которыми работает в ходе исследования собриолог. Выделяется первичная и вторичная И.с. Первичная И.с. – это все те сведения об объектах трезвеннического исследования, которые могут быть получены с помощью анкетного опроса. интервью, наблюдения, собриального эксперимента и др. аналогич. методов, а также из личных документов обследуемых и первичной документации учреждений и предприятий. Характерная особенность этого вида информации состоит в том, что она получена в форме, не приспособленной для непосредственного ее использования. Под вторичной И.с. понимается информация, обработанная и представленная в виде графиков, таблиц, уравнений, коэффициентов и др. рез-тов обработки первичной И.с Вторичная И.с. – это сжатая, обобщенная, удобная для использования в науч. исследованиях и трезвенном управлении первичная информация. На ее основе делаются выводы, имеющие значение для науки и практики.

В рамках трезвенного знания выделяют также информацию более высокого уровня: теоретич. концепции, выводы и положения, которые выступают в виде сообщений, сведений и активно используются людьми в их практич. деятельности.

Содержанием И.с. является взаимодействие людей как членов тех или иных общностей, определяющие их роль и положение в обществе, способы и виды их трезвенной жизнедеятельности в данных конкретных условиях.


Информация трезвенническая – совокупность трезвенных сведений, объективно необходимых для устойчивого функционирования социального организма. И.т. явл. комплексом знаний о состоянии и взаимодействии различных институтов общества, о связи реальной трезвенной деятельности людей с развитием их трезвенного сознания и обратном воздействии общественного сознания на общественную практику.

Процесс формирования понятия И.т. нельзя считать завершенным, он смыкается с дальнейшей разработкой таких общенаучных понятий, как «система», «управление», «организация», «модель», «структура», «информация». Интерес к И.т. обусловлен актуальностью проблем науч. управления антиалкогольными процессами, а также заметным скачком в развитии информации и информационной техники.

Эта ситуация породила популярность термина «информация» применительно к описаниям различ. процессов и явлений в обществе, хотя выработанное философами знание относительно самого понятия «информация» не было воспринято в дискуссии о И.т. и определения последней оставались интуитивными и были ориентированы на понимание информации как сведений, сообщений о трезвенных процессах, активно используемых людьми.

По мере совершенствования управления обществом возрастает необходимость знания об объектах управления (социальные группы, слои населения, территориальные общности, подсистемы общества). Чисто технич. информация становится элементом И.т., если затрагивает интересы коллективов или групп людей. Вместе с тем растет потребность людей в И.т. В этих условиях и объект, и субъект управления общества нуждаются в достоверной и полной информации о функционировании общества. Важнейшим условием распространения и эффективного использования И.т. явл. демократич. нормы (гласность и др.) и патриотическая платформа.


Искупительное поведение – форма гиперсоциализации лиц, употребляющих алкоголь; попытка сгладить, искупить свою вину перед окружающими подчеркнуто тщательным исполнением требуемого.


Исправление – сложный психический процесс изменения личности, осуществляющийся под влиянием специально организованного внешнего воздействия и самостоятельной работы личности над устранением отклонений в своем сознании и поведении и приведения их социальной норме. (по С.А. Завражину)


Исследование собриологическое – один из основных способов развития собриологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя (или исследовательского коллектива) на ограниченных, заранее более или менее строго определенных задачах. Всякое И.с. является звеном, обеспечивающим преемственность трезвенного знания, элементом исследовательской программы, традиции или школы.

В конечном счете, любое И.с. движимо общественной потребностью в антинаркотическом знании, в трезвеннической ориентации, оно отражает общественные интересы тех или иных классовых, социально-групповых и др. сил, направленных на утверждение трезвости или изменение взаимоотношений личности, социальных групп общества. В этом отношении И.с. является составной частью научного и общественного прогресса, оно отражает мировоззрение собриолога и обусловлено его трезвенной позицией.

И.с. является видом профессиональной и общественной деятельности людей, получивших специальную подготовку, владеющих методами и правилами исследовательской работы, обладающих моральными, а нередко и юридическими правами, предоставляемыми им обществом или признаваемыми как таковые. Моральные нормы и процедурные правила проведения собриологических исследований устанавливаются и поддерживаются научным сообществом, здесь же результаты исследования получают окончательную, итоговую оценку.

С методологической точки зрения И.с. состоит: в определении круга вопросов, подлежащих изучению; в отборе, поиске или разработке методов и процедур исследования.

В собриологии выделяются исследования: теоретические, эмпирические и методологические; фундаментальные и прикладные; описательные, анамнестич. и прогнозные (прогностические); полевые, лабораторные и клинические; экспериментальные и сравнительные; лонгитюдные, панельные и повторные; биографические, поколенные и когортные; изучение трезвенных сетей и структур; изучение трезвенного движения и др.

В дополнение к указанной классификации в собриологии особое значение приобрели такие типы исследований, как изучение особого, отдельного случая, монографич. обследование, массовое выбороч. (статистич.) обследование. Кроме того, в зависимости от сбора информации традиционно различают невключенное и включенное наблюдения, свободное интервью и формализованный опрос, неформализованный и формализованный анализ текстов.

В собриологии широко применяются методы социологии, психологии, демографии, истории, этнографии, правоведения, географии и др. наук, что придает типологическую специфику соответствующим исследованиям.

И.с. следует отличать от социальных обследований, направленных просто на сбор систематич. социальной информации (будь это опросы, зондажи общественного мнения, статистические обследования и т.д.). Подобные методы используются не только в сугубо практич. целях, но и широко распространены в других социальных науках и гуманитарных областях. Собриологическое же исследование направлено в первую очередь на расширение сферы трезвеннических знаний, чем и диктуются требования характеристики исходной познавательной ситуации, разработки гипотез, контролируемого применения методик, полноты отчета об исследовании и др. соображения, составляющие в совокупности программу (нормативную модель) исследования.

Профессиональные собриологи объединены в национальные, региональные и международные трезвеннические ассоциации, а функцию поддерживания профессиональных стандартов выполняют трезвенные журналы и другие антиалкогольные издания, конференции и съезды оптималистов и соратников.


Й


Йога – санскритское слово переводится как «соединение, связь». Здесь подразумевается связь человеческой природы с космосом. Исторически Й. развилась в среде индуизма и буддизма и, до некоторой степени, под влиянием философии и практики этих религий. Но сама по себе Й. не является религией, поскольку не связана с верой, ритуалами и священными писаниями. Она состоит из методов, которые были выработаны практикой йогов на протяжении тысячелетий. Эти методы, взятые из контекста, можно независимо описать и оценить с помощью современных научных инструментов.

Й. иногда рассматривают как специфическую разновидность психотерапии, психической саморегуляции, цель которой – достижение особого состояния психики с помощью приемов, управляющих эмоционально-вегетативной сферой.


К


Кайф (жаргонизм) – бред сознания табачно-алкогольно-наркотически запрограммированного человека и находящегося в настоящий момент в состоянии отравления.


Каннабис – общий термин для обозначения психоактивных препаратов из конопли (Cannabis sativa), в число которых входят марихуана, гашиш и др. Марихуана – это мексиканский термин, первоначально обозначавший дешевый табак, случайно смешанный с К., а сейчас ставший общим термином для листьев К. во многих странах. Гашишем, бывшим поначалу названием для К. в Вост. Средиземноморье, сейчас называют смолу К. В К. содержится, по меньшей мере, 60 каннабиоидов, некоторые, из которых биологически активны. Наиболее активным является 9-тетрагидроканнабиол, который может быть определен в моче в течение нескольких недель после приема К.

Интоксикация К. вызывает чувство эйфории и легкости в конечностях. Она приводит к ухудшению навыков вождения и иной деятельности, времени реакции, глубины восприятия, координации, познавательной способности, периферического зрения, чувства времени и распознания сигналов. Признаками интоксикации могут быть повышенное беспокойство, подозрительность, параноидальные идеи у одних, эйфория и апатия у других, а также усиленный аппетит, сухость во рту и тахикардия. Потребление К. может привести к шизофрении, состоянию бреда или паники.


Канцероген (лат. cancer – рак, genesis – происхождение) – вещество или физический фактор, способные вызвать развитие злокачественных новообразований или способствующие их возникновению. К канцерогенным веществам относят различные хим. соединения: полициклические углеводороды, азотокрасители, ароматические амины, нитрозамины, асбест, алкоголь, табак и др. Канцерогены - стероидные гормоны и некоторые другие биологические агенты, в том числе онкогенные вирусы (например, аденовирусы).

Процесс возникновения и развития злокачественной опухоли называется канцерогенезом или онкогенезом, а вещества, вызывающие раковые новообразования, - канцерогенными.


Караваева система – система здорового и трезвого образа жизни, названная по имени создателя Караваева Виталия Васильевича. Согласно К.с. человек здоров, если в его организме нормально протекают три процесса: обмен в-в, обмен энергией и обмен психической информацией. Любое нарушение того или иного процесса немедленно отражается на состоянии крови и на кислотно-щелочном равновесии, что при анализе крови находит отражение в его водородном показателе рН. Норма рН – 7,35=7,45.

Главный упор в К.с. делается на питание и питье. В основе питания лежит молочно-растительная пища, в которой исключены продукты брожения и те, что поражены клеевым грибком или др. микроорганизмами. Очень важна в К.с. термическая обработка пищи. Продукты потребляются либо сырые, либо отварные, либо приготовленные на пару. Рекомендуется регулярно потреблять: молоко, крупы, муку, зелень, горошек, грибы, мед. Но не все караваевцы явл. вегетарианцами. В рационе караваевцев исключены: пиво, вино, водка и др. алкогольные изделия, неприемлимо курение.


Карманный крематорий – пачка папирос, сигарет, сигар, сигарел, кисет, портсигар и т.п. (из профессионализмов).


Карта оценки состояния здоровья – индивидуальный документ, отражающий качественную и количественную характеристику здоровья.


Катарсис. Понятие К. («очищения») ввел Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который утверждал в своем сочинении «Поэтика», что через сочувствие и страх трагедия добивается очищения (катарсиса) духа. Как синоним в русском языке употребляется термин «отреагирование», соответствующий латинскому «абреакция». За отреагированием следует уменьшение аффективного напряжения и чувство облегчения.


Категории собриологические – основные и наиболее общие понятия собриологии, отражающие объективную антиалкогольную или проалкогольную действительность в обобщенном виде, в их становлении, развитии и утверждении. К.с. выступают ступеньками познания объективной действительности, кирпичиками собриологического знания основной мыслительного процесса о социальной действительности. Невозможно вести собриологическое исследование, если оно не опирается на категориальный аппарат. От объема, глубины знания категорий также содержание последних в значительной мере зависит степень теоретического мышления ученого, профессионализации его речи, создаваемого им текста.


Качество жизни – собриологическая и социологическая категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, знаниях, творческом труде, а также уровень стрессовых состояний, структура расселения и др.). Среди философов, социологов, экономистов вопрос о содержании и структуре понятия К.ж. остается дискуссионным. Одни трактуют его как тождественное укладу, уровню, стилю или образу жизни; другие противопоставляют К.ж. и уровень жизни как взаимоисключающие (т.е. чем выше уровень жизни, чем напряженнее жизненный ритм, тем ниже К.ж., и наоборот); третьи сводят К.ж. к уровню стрессовых ситуаций или качеству окружающей среды и т.д. В трезвеннических исследованиях различают субъективное и объективное К.ж. (степень удовлетворенности трудом, бытом, досугом, вообще образом жизни по оценке самого респондента, по оценке экспертов, а также по статистическим данным). (по И.В. Бестужеву-Ладе). К.ж. – степень уверенности отдельных людей или группы людей в том, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения счастья и самореализации возможности предоставляются. Как метод измерения благополучия К.ж. можно использовать оценку уровня осуществления желаний. К.ж. характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория).


Качество культуры здоровья – наличие некой совокупности свойств организма, характеризуемой такими показателями как, например, благоприятная наследственность, хорощее самочувствие, трудоспособность без ограничений, высокая работоспособность, высокая адаптивность, трезвость, психическая уравновешенность, коммуникабельность и др. Чем выше К.к.з., тем полнее перечень этих показателей и выше уровень каждого из показателей. Оценка К.к.з. – процедура в значительной мере субъективная. Преодоление этого субъективизма возможно только при использовании количественных критериев.


Климат алкогольный – формируется из питейного, если в микросреде абсолютное большинство ее членов оказываются зависимыми от алкоголя или привычными пьяницами. В К.а. у пьющих вследствие анозогнозии (отсутствие сознания болезни) возникает стойкое групповое убеждения, что человек может пить «нормально», что стоит ему пожелать – и он преодолеет себя и не будет напиваться до беспамятства. Заражение групповой питейной установкой настолько сильно, что любое постороннее вмешательство наталкивается на активное сопротивление. К.а. формирует расхожую питейную «философию», способствующую алкоголизации людей и за пределами своего круга, порождая мораль терпимости к алкоголю, отношение к нему как к неотъемлемому элементу жизненного уклада.

Лица, живущие в К.а., похожи друг на друга не только своим поведением в состоянии опьянения. Под влиянием алкогольной микросреды нивелируется личность, что особенно ярко проявляется в нарушении такими людьми нравственных устоев. Алкоголик или пьяница могут позволить себе неприкрытую ложь, воровство, сквернословие, хулиганство, нечистоплотность, безделье и т.д. В К.а. для принятия спиртного уже не нужны формальные поводы. Оно определяется сформировавшейся биологической потребностью.


Климат питейный – психологическое состояние группы людей, межличностные отношения которых определяются общим стремлением к совместному употреблению спиртного. К.п. возникает, когда в микросреде интересы и личностные особенности его членов оказываются созвучными характеру и сущности питейных обычаев. Специфическая черта К.п. – динамичность: он может быть устойчивым или легко меняться, исчезать и вновь возникать, переходить в так называемое питейное настроение, зависящее от мотивов поведения членов микросреды. К.п. уравнивает всех попавших под его влияние. Микросреда К.п. привлекательна для «обиженных», «разочарованных», слабых, неспособных сопротивляться трудностям, для неудачников и просто бездельников. Нередко в микросреду с К.п. входят люди, в семьях которых отсутствует психологическая совместимость между супругами.

Существуют открытые и закрытые микросреды с К.п. Разновидностью закрытой микросреды с К.п. является «кабинетное пьянство», алкоголизация руководящих работников, менеджеров и т.д. В таких микросредах алкоголизация носит скрытый, даже тайный характер.


Клуб (англ. club- собираться вместе и др.) – «…собрание, постоянное общество, которое собирается в особом помещении для беседы и увеселений… Клубист – член клуба» (В. Даль. «Толковый словарь»). Для наших дней более подходит такое определение: Клуб – добровольное объединение людей, периодически собирающихся для удовлетворения общих интересов. (Г.А. Шичко)


Клуб утверждения и сохранения трезвости. Низовая добровольная общественная организация в рамках какого-либо населенного пункта (района), созданная для утверждения и сохранения трезвости.

Минимальные признаки существования КУСТа:

  1. Название, содержащее ключевые слова «Клуб утверждения и сохранения трезвости «Трезвая (Трезвый)…….» и далее название населенного пункта (района, села и др.).

Пример.

Полное юридическое название – «Тюменская городская общественная организация «Клуб утверждения и сохранения трезвости – «Трезвая Тюмень». Сокращенное название – «КУСТ «Трезвая Тюмень». Или совсем коротко «Трезвая Тюмень».

  1. Устав, в котором утверждение и сохранение трезвости зафиксировано как цель и основа деятельности клуба.
  2. Клуб имеет, по уставу, фиксированное членство, кандидатский стаж (время прописывания дневников). Особо подчеркивается, что членом клуба может быть только – сознательный трезвенник, в том числе и человек прошедший курсы по методике Г.А. Шичко, первично освоивший ее, и освободившийся от табачно-алкогольно-наркотической зависимости.
  3. Клуб ведет практическую работу по утверждению и сохранению трезвости, прежде всего ведет курсы по освобождению от табачно-алкогольно-наркотической зависимости по методике Г.А. Шичко. (по А.А. Звереву)

Клубы пьющих – обычно небольшие добровольные объединения людей, периодически собирающихся для коллективного употребления спиртных изделий. Каждая компания, неоднократно совместно пиршествовавшая независимо от предлогов, представляет собой К.п. Существуют клубы случайно пьющих, пьяниц, алкоголиков и смешенные. Это – инициативные клубы, отдельные из них имеют устав, письменно зафиксированный или устный. Такие клубы издавна создаются, остановимся на трех из них, действовавших в XVIII-XX вв.

В XVIII в. в Швеции К.М. Бельман основал орден Бахуса, в члены которого принимались добровольцы, подобранные городской стражей в состоянии опьянения не менее двух раз. Были разработаны пародийные церемонии, шествия и гербы. (К.М. Бельман. Песни Фредмана. Послания Фредмана.-Л., 1982, с.5-6 и 150). В 40-х годах XIX в. полтавские помещики организовали К.п. под названием «Общество мочемордия», члены которого в зависимости от степени пьянства имели определенные титулы и получали своеобразные ордена (З.Л. Гуревич, А.З. Зелевский. Алкоголизм.- Х., 1930, с.17).

В 1928 г. в Москве был разоблачен К.п. «Кабуки», в уставе которого сказано: «Общество создается на платформе общего пьянства и свободной любви»; «Членами общества являются лица, имеющие в деле пьянства и разврата «боевой стаж». Во главе клуба стояли ответственные профсоюзные работники, суд их строго наказал.

Наша страна покрыта густой сетью К.п., противостоят ей всего лишь сотни клубов трезвости, поэтому борьба оказывается неравной и мало результатной. К.п. являются самыми противочеловеческими, самыми вредными и самыми опасными. В них новички приобщались к спиртному, а нередко к разврату и преступлениям, становятся пьяницами и алкоголиками, деградируют физически и интеллектуально, некоторые обретают инвалидность, а отдельные гибнут от опоя, в пьяных драках и т.п. Горестная участь членов клуба «Шелковник» показана, например, в повести Л. Семина и Г. Шичко «Горбатый стакан». («Аврора».-1971.-№ 7 и 8). К.п. являются рассадниками бед, горя, зла, они не имеют морального права на существование. (по Г.А. Шичко)


Клубы трезвости – объединения добровольцев для совместного распространения трезвости. Первая организация трезвости появилась в 1808 г. в штате Нью-Йорк, а в России – в 1858. До революции и в 1928-1932 гг. действовало большое количество объединений трезвенников, в настоящее время их всего лишь несколько сотен, но, несмотря на это, они проводят заметную работу.

К.т. являются самыми гуманными, самыми полезными и перспективными общественными организациями. В зависимости от целей, их можно разделить на клубы взаимоотрезвления, отрезвления, взаимной поддержки, пропаганды трезвости и смешанные.

Клубы взаимоотрезвления состоят из алкоголиков, которые путем совместных занятий помогают друг другу стать трезвенниками. Членами клуба отрезвления являются трезвенники, основная цель состоит в том, чтобы собственными немедицинскими средствами избавлять людей от алкоголизма. Алкоголики принимаются в клуб претендентами, после оправдания надежд переводятся в кандидаты, а затем в члены. Таким был, например, Ленинградский клуб благоразумия, действовавший в 1971-1975 гг. Клубы взаимной поддержки иначе называются клубами бывших пациентов, членами их являются алкоголики, прошедшие курс наркологического избавления. Их общая цель – помогать товарищам воздерживаться от употребления спиртного. Клубы пропаганды трезвости состоят из трезвенников, которые доступными им средствами распространяют трезвость путем выступлений в печати и по радио, чтения лекций, бесед и т.п. Смешанные клубы преследуют не одну цель, а две и более.

Члены клубов трезвости приносят пользу обществу, они, как правило, являются высоко моральными, гуманными и патриотически-настроенными людьми. Только в мозгу, основательно отравленном алкоголем, могут появляться обвинения их в сектантстве, религиозности, дефективности и дессидентстве. Все эти обвинения с большим правом можно предъявить их авторам и распространителям. (по Г.А. Шичко)


Кодирование по Довженко – методика избавления от алкоголизма, называемая также «экспресс-стрессопсихотерапией», которая была разработана в 1970-х А.Р. Довженко.

Являясь вариантом эмоционально-стрессовой психотерапии алкоголизма (по Рожнову В.Е), методика представляет собой сочетание психотерапевтических приемов, обращенных к личности больного, и некоторых физиогенных манипуляций.

Русская Православная Церковь выступает против данного метода, т.к. считает К.п.д. – методом зомбирования человека.


Кокаин – алкалоид, получаемый из листьев коки. Обычно вдыхается в виде порошка, который через 1-3 минуты вызывает эффект, длящийся около 30 мин.

Острые токсические реакции могут наблюдаться как у наивного экспериментатора, так и у хронического потребителя. К ним относятся панический бред, повышенное артериальное давление, сердечная аритмия, инфаркт миокарда, припадки, эпилепсия и смерть. Нейропсихиатрические последствия включают в себя параноидальный бред, слуховые и звуковые галлюцинации


Количество культуры здоровья – сумма «резервных мощностей» основных функциональных систем организма. Эти резервы мощности можно выразить через коэффициент резерва. Чтобы дать количественную оценку состоянию здоровья, надо оценить отдельные его элементы и выявить степень взаимосвязи между ними.


Компоненты культуры здоровья – естественные и искусственные факторы внешней и внутренней среды, условия жизни и деятельности и сама деятельность, способные в комплексе обеспечить формирование, сохранение и укрепление здоровья.


Конвенции, международные по наркотикам – международные договора, касающиеся производства и распространения психоактивных наркотиков. Ранние договора (Общий Брюссельский Акт, 1889-90 гг. и Конвенция Сен-Жермен, 1912 г.) контролировали торговлю спиртным в Америке в колониальную эру. Первым договором, касающимся в-в, контролируемых в наст. вр. была Гаагская конвенция 1912 г.; ее положения в последующие соглашения были объединены в Единую Конвенцию по Наркотикам (1961 г., дополнена Протоколом 1972 г.). К ней была добавлена Конвенция по Психотропным Веществам 1971 г., и Конвенция ООН Против Нелегальной Торговли Наркотическими Средствами и Психотропными Веществами 1988 г.


Конкретно-предметное мышление – мышление, связанное с образами и понятиями, которые в принципе можно увидеть или «потрогать руками». Это размышления обслуживающие, например, ручной труд, конструкторскую деятельность, низкие ступени изобретательской и рационализаторской деятельности, работу с художественными образами и т.д. При этом нужно учитывать, что в наше время, когда человек, семья, общество со всех сторон подвергаются изощренному информационному террору, для получения действительной свободы от табачно-алкогольно-наркотической зависимости нужно иметь системно организованные противонаркотические убеждения, которые наиболее полно и точно формируются на курсах проводимых по методике Г.А. Шичко. (по А.А. Звереву)


Конструктивность трезвенническая (от лат. constructio– строение, конструкция) – требование к трезвенническому процессу, теории собриологии (науки трезвости), программы преодоления пьянства и алкоголизма, принятию антиалкогольных решений. К.т. – специфическое качество политики отрезвления народа. К.т. характеризует эффективность трезвеннической политики, концепций ликвидации алкогольных бед. Своей сдержанностью К.т. противоположна риторике, сведению действий к одним разговорам. К.т. особенно необходима активистам трезвеннических движений в периоды усиленной алкоголизации населения со стороны правительства или группы государственных деятелей. Конструктивная критика трезвеннического движения существенно повышает его авторитет и влияние.


Консультация антиалкогольная – печатное или устное разъяснение специалиста, преподавателя, пропагандиста, методиста по сложному и актуальному теоретическому, политическому, методическому вопросу, проблеме алкоголизации.

К.а. – важная форма учебной работы в системе высшего и среднего специального образования, необходимая предпосылка плодотворного самостоятельного изучения той или иной темы. Применяется как в процессе теоретической и методической учебы, так и в работе преподавателей со слушателями. К.а. могут быть индивидуальными и групповыми. Большое место в деятельности преподавателя занимают К.а. по методике самостоятельного изучения первоисточников антиалкогольной и трезв. литературы, выполнения учебных и практических заданий, подготовки рефератов, докладов, выступлений на конференциях и т.п. Выбор тематики для К.а. производится с учетом сложности тех или иных проблем, связанных с алкоголизацией населения, их значения в свете событий, происходящих внутри страны и на межд. арене. Особое место в учебном процессе занимают обзорные консультации, организуемые перед итоговыми собеседованиями, конференциями, зачетами, экзаменами. В качестве консультантов выступают ученые, квалиц. специалисты, гос. и хоз. работники, методисты, ученые.


Консультация антиалкогольная – печатное или устное разъяснение специалиста, преподавателя, пропагандиста, методиста по сложному и актуальному теоретическому, политическому, методическому вопросу, проблеме алкоголизации. К.а. – важная форма учебной работы в системе высшего и среднего специального образования, необходимая предпосылка плодотворного самостоятельного изучения той или иной темы. Применяется как в процессе теоретической и методической учебы, так и в работе преподавателей со слушателями. К.а. могут быть индивидуальными и групповыми.


Консультирование трезвенное семейное – целенаправленное трезвенническое воздействие на семью и ее членов с целью восстановления, оптимизации ее функционирования и совершенствования отношений между ее членами, создания благоприятных внутрисемейных условий для развития трезвой семьи и ее членов. К.т.с. призвано оказать помощь семье в разрешении конфликтов семейных, а также направлено на их профилактику, предупреждение.

К.т.с. проводится специалистами на основании знания закономерностей развития и функционирования семьи как института и «малой группы», основных проблем современной семьи, опыта практической работы с людьми. К.т.с. предполагает, что работа ведется с психически и психологически здоровыми людьми, а причины, по которым обращаются за помощью, носят немедицинский характер. Они касаются нарушений во взаимоотношениях, в социальном поведении, в развитии личности членов семьи. Основные цели К.т.с. – нормализация семейных отношений, чтобы семья могла адекватно реализовать свои функции, а также помощь супругам в обретении способности самостоятельно решать трудные вопросы семейной жизни в дальнейшем, активизация их личностных возможностей, формирование потребности в семье и детях. К.т.с. затрагивает и вопросы нормализации и совершенствования сексуальных отношений супругов, их полового просвещения в вопросах правильного полового воспитания детей и подростков.

К.т.с. предполагает возможность и необходимость работы с семьей на разных стадиях ее жизненного цикла. Оно может проводиться со вступающими в брак, состоящими в браке супругами и другими членами семьи, а также с разводящимися и разведенными. Цели, задачи и методы работы зависят от конкретных обстоятельств. К.т.с. включает в себя работу, связанную со взаимоотношениями супругов, родителей и детей, отношения со старшим поколением. Составная часть К.т.с. – супружеское консультирование, которое касается только взаимоотношений супругов.

К.т.с. предполагает использование разнообразных психологических методов, приемов и форм работы семьей и ее членами: трезвенное убеждение, просвещение, воспитание, анализ наркотических ситуаций, причин, вызвавших конфликт, совместный поиск с консультантом способов выхода из него, конструктивная дискуссия, применяющаяся как индивидуально, так и в группе.

К.т.с. иногда употребляют как синоним терапии семейной, однако эти формы различны: семейная терапия в большей степени связана с психологической и психической патологией одного или нескольких членов семьи и проводится методами медицины и психиатрии. Чаще всего К.т.с. связано с такими проблемами семьи на современном этапе ее развития, как алкоголизм, рост числа разводов, неполных семей, падение рождаемости, рост наркомании, возрастание значения психологического фактора в жизни семьи (ее стабильности, функционировании), а также повышение роли личности членов семьи (супругов) в регуляции семейных процессов. К.т.с. чаще носит профилактический характер: предупреждает возникновение более глубоких нарушений во взаимоотношениях, способствует укреплению психологического и психического здоровья членов семьи, служит профилактикой возникновения неврозов, различных форм антисоциального поведения: алкоголизма, отклоняющегося поведения у детей и подростков, грубости, жестокости в общении с близкими. Оно направлено на стимулирование социальной активности членов семьи, нравственное и психологическое совершенствование их личности. К.т.с. призвано способствовать развитию личности членов семьи, служить лучшей подготовке к семейной жизни.


Контркультура (лат. contra – против, cultura – возделывание) – молодежная субкультура, выражающая протест против официально узаконенных в обществе норм и ценностей, неприятие молодежными группами «культуры отцов», их образа жизни и стиля поведения.


Конфликт поколений – концепция, отражающая социально-политический и идеологический смысл противостояния молодежи устоям общества. Конфликт поколений выражается в глобальном возрастном противостоянии, взаимном непонимании и отталкивании отцов и детей, вышедшим за рамки отдельной семьи и ставшим содержанием отношений разных возрастных поколений.


Конфликтология – область междисциплинарного исследования социального конфликта. Объектом К. являются конфликты между социальными субъектами: индивидами, группами, государствами. В современной К. преобладают исследования конфликта, возникающего между субъектами одного масштаба – межличностные, межгрупповые и т.д. В зависимости от теоретической ориентации исследователя конфликт изучается как проявление социальной диалектики (философия), как фактор развития социальной системы (социология), как отражение в психике и сознании людей социальных противоречий и разногласий (социальная психология), как объект математического моделирования поведения человека (теория игр, математическая психология), как требования трезвого и «пьяного» коллектива, воззрения трезвости и пропитейной идеологии.

Многоаспектность конфликта как узлового социального явления предполагает применение при его исследовании методов различных наук (от социологических опросов, психологических тестов до математического моделирования). В 90-е гг. основной задачей К. является теоретическое осмысление и обобщение разнородных эмпирических данных, полученных за прошедшие 50 лет с целью построения К. как эффективной практически и надежной прогностически научной дисциплины.

В последние 10 лет интенсивно развивается прикладная или практическая К., осуществляемая посредниками – специалистами по разрешению конфликтов: гражданских, экономических, межнациональных и т.п. Только в США таких специалистов насчитывается ныне более 30 тысяч. Посредники, в основном социальные психологи, прошедшие специальную подготовку, широко привлекаются в развитых странах и как консультанты при проведении антинаркотических акций. (по П.Н. Шихиреву)


Конформность – (от лат. conformis – подобный, сообразный) – качество, определяющее изменение поведения человека в соответствии с позицией большинства, принятие им первоначально не разделяемых им групповых норм и ценностей с целью избежать санкций со стороны группы. Внешняя К. означает, что эти нормы и ценности принимаются им формально и не влияют на поведение человека вне сферы контроля группы. При внутренней К. происходит реальное изменение ценностно-нормативной системы и поведения.


Концептуальная модель культуры здоровья – совокупность представлений человека о целях и задачах здравотворческой и здравосозидательной деятельности и состояниях объекта управления (предмета деятельности), внешней среды и способах воздействия на них. Концептуальная модель выступает как регулятор поведения, определяя в значительной мере эффективность формирования трезвого образа жизни и деятельности индивида.


Концепция формирования трезвого образа жизни. Трезвость – естественное биологическое состояние человека. Примерно 100 столетий или 10 тысяч лет человечество знакомо со вкусом и действием на здоровье и поведение людей опьяняющих и наркотических средств. За этот длительный период времени была создана система алкогольных обычаев, которая иногда еще и подкреплялась законодательно. В противовес этой системе до настоящего времени мало чего разработано. Поскольку образ жизни, как правило, устойчив, для того, чтобы добиться его изменения, необходимо работать в этом направлении в течение весьма продолжительного времени.

Формирование трезвого образа жизни школьников должно противостоять алкогольным обычаям. Оно призвано формировать научные знания о биополярном действии ал-ля на человека, о его последствиях на формы психического отражения, на системы органов, на поведение человека, о мерах борьбы против алкогольных предрассудков, трезвенных предубеждений, пьянства, ал-зма и за соблюдение и утверждение трезвости и трезвого образа жизни, а также формирование потребности в использовании этих знаний школьниками и молодежью в своей практической деятельности.

По существу структура диалектического процесса формирования трезвого образа жизни такова. В ней четко выделяются три ряда детерминации социально-педагогического процесса: 1) трезвенное действие обстоятельств, объективных условий социальной среды; 2) целенаправленное антиалкогольное влияние со стороны субъекта воспитания – воспитателя; 3) собственная активная антиалкогольная человеческая деятельность, направленная на изменение обстоятельств и воспитания, и воспитателя, и самого воспитуемого./ по А.Н.Якушеву/


Координирование трезвеннического воспитания – функция руководства трезвенническим воспитанием, представляющая собой деятельность по обеспечению согласованности работы различных служб и учреждений, осуществляющих трезвенническое воспитание.

Координирование осуществляется в процессе определения основных направлений, разработки национальных программ трезвеннического воспитания. Согласованной деятельности различных органов, учреждений и организаций трезвеннического воспитания способствует широкое использование средств массовой коммуникации.


Коррекционная педагогика – раздел педагогики о методах воспитания, направленных на преодоление, коррекцию и компенсацию врожденных и приобретенных, морфологических и функциональных (соматических, физических, психических и социальных) отклонений в развитии детей.


Коррекция (англ. correction – приведение в соответствие, внесение поправок, исправление). Термин, используемый обычно в медицине и других науках, в которых общераспространенным является представление о жестко фиксированной, в основных своих признаках, норме жизнедеятельности организма и отдельных его частей, психики и поведения человека, общественной жизни и т.п. Соответственно К. рассматривается как процесс или система мер, применяемых по отношению к организму, человеку, обществу и т.д. с целью восстановления нормы жизнедеятельности в случае, когда эта норма нарушается, а существованию организма, общества или психике человека грозит опасность; или же в случае, когда принятая в рамках данной системы рассмотрения норма не достигается без специально организованного воздействия на соответствующий субъект и объект жизнедеятельности. Во всех вариантах предполагается, что К., как правило, не создает нормы жизнедеятельности; она только приводит к нулю возможные нарушения нормы. В этом плане понятие К. является вспомогательным по отношению к таким понятиям как лечение или воспитание, которые, наряду с другими возможными способами воздействия, и создают саму норму. (по Б.А. Ермолаеву)


Корчемство – тайная выделка, провоз и продажа предметов обложения акцизом или составляющих регалию казны (вино, пиво, соль и др.). Чаще всего понимают тайный провоз и продажу вина. Корчемствовали все – воеводы, дьяки и головы, дворовые люди, крестьяне и дворники, стрельцы и солдаты, монахи и монахини. Правительство энергично преследовало корчемников, налагая на них штрафы, подвергая наказанию кнутом, пытками, конфискации всего имения и ссылке на Яик и в Сибирь, устанавливая для крестьян и бобылей тех сел и деревень, где открывалось К., круговую ответственность за недонесение, но все эти меры оказались малоэффективными. Развитию К. содействовал сильно распространенный обычай – платить за работу не деньгами, а хмельными изделиями.


Крепость алкогольных изделий – степень насыщенности изделий ал-лем. Выражается в виде процентов или, что то же, градусов. В современном виноделии принято измерять содержание спирта по объему и после соответствующей цифры на этикетке ставить уточняющий знак «об.». Например, крепость 40 % об. означает, что в 100 мл изделия содержится 40 мл спирта. Если проценты не уточняются знаком «об.», то для крепких изделий, как правило, имеются в виду «объемные проценты».

Крепость пива принято измерять в «весовых процентах». Если на бутылке или банке с пивом обозначено «крепость 3,5 %», это означает, что в 100 мл данного пива содержится 3,5 г спирта. Чтобы от весовых процентов перейти к объемным, нужно помножить их на 1,26 (то есть 3,5 % вес. × 1, 26 = 4,4 % об.).


Криминалистическое нарковедение – учение о закономерностях функционирования системы общественных отношений, возникающих в сфере незаконного оборота наркотиков, проявления свойств наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, влияния данных свойств на особенности совершения и сокрытия преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, имеющих значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

По утверждению К.С. Кузьминых, объектом К.н. является система общественных отношений, возникающих в сфере незаконного оборота наркотиков (способы совершения и сокрытия данной категории преступлений, способы противодействия расследованию и т.д.), наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры, способы изготовления наркотиков, используемые для их изготовления материалы и оборудование, особенности способов совершения преступлений в сфере незаконного оборота указанных объектов, при совершении которых наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги используются в качестве орудия преступления, методика исследования наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.

Предметом К.н. являются закономерности функционирования системы общественных отношений, возникающих в сфере незаконного оборота наркотиков, закономерности проявления свойств наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, влияния свойств данных объектов на особенности способов совершения и сокрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и преступлений, при совершении которых наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги используются в качестве орудия преступления.

Кроме указанных специфических закономерностей, предметом данной новой отрасли криминалистической науки должны стать и закономерности, являющиеся предметом иных частных криминалистических теорий (теория криминалистической идентификации, теория криминалистического прогнозирования, криминалистическое учение о механизме следообразования, криминалистическое учение о признаках и т.д.), а также частных теорий других наук.

Целью К.н., как новой частной криминалистической теории, является комплексное исследование криминалистических проблем обеспечения наркологической безопасности.

Соответственно, задачами К.н. являются:

  1. Изучение современного состояния криминалистических знаний о наркотических средствах и психотропных веществах и совершаемых с ними (либо при помощи их) преступлениях;
  2. изучение современного состояния использования знаний других наук о наркотиках, возможности их использования в криминалистике;
  3. систематизация современных криминалистических знаний о наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах;
  4. исследование состояния отечественной и зарубежной практики криминалистического обеспечения предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, связанных с наркотиками;
  5. разработка понятийно-терминологического аппарата К.н.;
  6. на основе сформулированных положений К.н., переработка ряда существующих и разработка новых частных рекомендаций в области криминалистического обеспечения предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, связанных с наркотиками.

Криминальное (противоправное) поведение – 1) отрицательный поступок или система поступков личности, нарушающие официально установленный в данном обществе нормы права и носящие уголовно наказуемый характер; 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, нарушающих официально установленный в данном обществе нормы права и носящих уголовно наказуемый характер.


Криминология (от лат. crimen – преступление и греч. logos – учение) – наука о состоянии, динамике, причинах преступности, о мерах ее предупреждения и способах борьбы с нею. К. изучает формы преступности, ее состояние, динамику и структуру; причины, а также условия, способствующие совершению преступлений; личность преступника; государственные и общественные меры борьбы с преступностью, воспитательные, правовые и иные мероприятия, направленные на предупреждение и искоренение преступлений.


Критерии культуры здоровья: активная общественно-трудовая, коммуникативная, семейно-бытовая деятельность людей, всестороннее проявление физических, духовных способностей человека в единстве и относительной гармонии с окружающей природной и социальной средой, отношение человека к своему здоровью и здоровью других, трезвость. Это деятельный, трудовой и творческий образ жизни, помогающий переносить значительные физические и психические нагрузки, вредные и опасные воздействия (социальные, природные, личностные); воспитывающий всесторонне и гармонично развитую личность.

Перечисленные критерии, хотя и недостаточно конкретны, но могут быть использованы как индивидуальные К.к.з. Более конкретными являются критерии популяционные, используемые в практике социальной гигиены: средняя продолжительность жизни, заболеваемость, физическое развитие.


Критерии сформированности трезвого образа жизни – мерило сформированности трезвеннических социальных норм. К критериям относят качество усвоения научных трезв. знаний о способах антиалкогольной деятельности; качество развития субъективного отношения к антиалкогольной деятельности; качество освоения антиалкогольной деятельности, антиалкогольного поведения. Меры сформированности антиалкогольных социальных норм, это идеальный образец степеней сформированности трезвого образа жизни. Сравнивая реальное антиалкогольное поведение школьника с К.с.т.о.ж., с вариативностью реализации этой социальной нормы, можно оценить, установить степень ее основания. К.с.т.о.ж. школьников являются: качество усвоения научных трезвенных знаний о способах антиалкогольной деятельности, качество развития субъективного отношения к антиалкогольной деятельности (антиалкогольные взгляды, установки, убеждения); качество освоения трезвеннической деятельности, трезвеннического поведения.


Культура здоровья – такой трезвый и здоровый образ жизни, который обеспечивает сочетание полноценной биологической и социальной адаптации с возможностью максимального самовыражения нации, класса, социальной группы, отдельных людей в конкретных условиях жизни и который предопределяет дальнейшее трезвенное развитие общества.


Культура здоровья человека – это гармоничная система естественных состояний жизнедеятельности, характеризующийся способностью организма к совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций, в том числе, рождения и воспитания потомства. Отсутствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или полную утрату здоровья. Полная утрата здоровья несовместима с жизнью.


Культуропитейщик - человек, страдающий самой тяжелой, самой проблемной и самой опасной формой табачно-алкогольно-наркотической зависимости.

Новости Академии

10.07.2017
«Пособие добровольца за трезвый здоровый образ жизни (думающего, понимающего и делающего)»«Пособие добровольца за трезвый здоровый образ жизни (думающего, понимающего и делающего)»

10.07.2017
«Современные подходы к первичной профилактике и формированию культуры трезвого здорового образа жизни в образовательной среде»

13.04.2017
Вышел в свет журнал «Собриология» № 1 за 2017 год

05.02.2017
Вышел в свет четвертый номер журнала «Собриология» за 2016 год.

20.12.2016
В декабре 2016 года вице-президент Международной академии трезвости Бажанов Е.А. завершил работу над заключительными частями документального фильма «Крест Челышова»

28.11.2016
В ноябре 2016 года в Нижнекамске Татарстана открыт новый сайт фонда «Трезвость»

05.11.2016
С 12 по 22 октября 2016 года в Сочи проведен Международный форум трезвенников

Все Новости Академии