МЕЖДУНАРОДНАЯ
   АКАДЕМИЯ
      ТРЕЗВОСТИ
Аббас – арабский халиф, дядя Мухаммеда Абдул-Баха (1844-1921) – глава бахаев Аввакум Петрович (1620/21-1682) – протопоп, глава старообрядчества Али Нури Мирза Хусейн (Баха-Улла) (1817-1892) – основатель бахаизма Амосов Николай Михайлович (1913-2002) – хирург, академик, член ЦС ВДОБТ Анслингер Гарри (1893-1975) – один из лидеров мирового прогибиционистского движения Асбери Фрэнсис (1745-1816) – первый методистский епископ Белов Василий Иванович (р. 1932) – русский писатель Бенсон Эзра Тафт (1899-1994) – духовный лидер адвентистов седьмого дня Бирюков Павел Иванович (1860-1931) – российский издатель, общественный деятель Бодхихарма (?-528/536) – основатель чань-буддизма Братанов Димитр Цочев (1909-?) – общественный и государственный деятель Болгарии Будда (Сиддхартхе Гаутаме) (623-544 до н.э.) – основатель буддизма Бунге Густав (1844-?) – профессор физиологии, доктор медицины, доктор химии Бутс Уильям (1829-1912) – основатель Армии спасения Вагнссон Рубен (1891-1978) – шведский государственный деятель, президент IOGТ Весли (Уэсли) Джон (1703-1791) – основатель методизма Весли (Уэсли) Чарльз (1708-1788) – основатель методизма Гагарин Станислав Семенович – русский писатель Ганди Мохандас Карамчанг (1869-1948) – индийский религиозный деятель, моралист Георгий Победоносец (?-303) – святой великомученик Гладков Борис Ильич (1847-?) – председатель Всероссийского Трудового Союза Христиан-Трезвенников Горбунов-Посадов Иван Иванович (1864-1940) – русский педагог, писатель, издатель Гхош Ауробиндо (1872-1850) – индийский религиозный философ Дейчман Эммануил Исаакович (1889-1968) – ответственный секретарь Всесоюзного совета противоалкоголных обществ в СССР Дернов Александр Александрович (1851-1923) – председатель Иоанно-Предтеченского Братства трезвости в России Домбровский Август (XIX-XX вв.) – меценат, основатель трезвеннического общества «Северное сияние» в Латвии Достоевский Федор Михайлович – русский писатель Дудочкин Петр Петрович (1916 – 2003) – русский писатель Жданов Степан Иванович (1926-1996) – основатель Международной Славянской Академии Заратуштра (Заратустра) Зороастр (между 10 и 6 вв. до н.э.) – пророк и реформатор древне-иранской религии Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) – врач, энциклопедист Иванов Порфирий Корнеевич – основатель учения о здоровом образе жизни Иисус Христос – Богочеловек, Сын человеческий Иоанн (Снычев Иван Матвеевич) (1927-1995) – митрополит С.-Петербургский и Ладожский Русской православной церкви Иоанн Златоуст (347-407) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – предшественник Иисуса Христа Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич) (1829-1908) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Лествичник (до 579-ок. 649) – византийский религиозный писатель Караваев Виталий Васильевич (1913-1985) – основатель караваевского движения в России Карлсон Свен-Олоф – президент IOGT Катанов Николай Федорович (1862-1922) – профессор, лидер трезвеннического движения в России Кёртис Натаниэль (1801-1863) – лидер международного трезвеннического движения Ковен (Кальвин) Жан (1509-1564) – основатель Кальвинизма Кокушкин Яков Карпович (1892-1984) – зачинатель V этапа трезвеннического движения в СССР Колстад Хельге (р. 1944) – деятель мировою трезвеннического движения Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) – основатель конфуцианства Красноносов Игорь Александрович (1923-1999) – русский социолог, основатель 5 этапа трезвеннического движения в России Крепелин Эмиль (1856-1926) – немецкий психиатр, основатель научной школы Кун Леврет – основатель Международной организации обществ трезвости (IOGT) Лао-цзы (VII в. до н.э.) – основатель философского даосизма в Китае Ларин Юрий (Ларин Михаил Александрович, Лурье Михаил Зальманович) (1882-1932) – председатель Всесоюзного совета противоалкогольных обществ в СССР Левский Васил (1837-1873) – прародитель трезвеннического движения в Болгарии Линкольн Авраам (1809-1865) – 16-й президент США, сторонник сухого закона Мальцев Терентий Семенович (1895-1994) – русский полевод, народный академик Маркуссон Аке – президент IOGТ Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, Болдиску) (1910-1997) – лауреат Нобелевской премии Матью Теобальд (1790-1856) – капуцинский монах в Ирландии Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1888) – русский этнограф Миллер Уильям (1782-1849) – основатель адвентизма Мухаммад Абд аль-Ваххаб (1703/04-1792) – основатель ваххабизма Мухаммед (Магомет, Магомед) (570-632) – основатель ислама, пророк Носов Николай Николаевич (1908-1976) – русский писатель Орне Джонатан (1825-1890) – руководитель Международной организации добрых храмовников Павлов Иван Петрович (1849-1936) – советский академик, физиолог Пророк Даниил – праведник, мудрец Рабиндранат Тагор (1861-1941) – индийский писатель и общественный деятель Рамакришна Шри (Гададхар Чаттерджи) (1836-1886) – индийский мыслитель Рачинский Сергей Александрович (1843-1902) – народный учитель в России Раш Бенджамин – проповедник трезвости в США Свами Прабхупада (1896-1977) – основатель Международного общества сознания Кришны Святослав – князь Киевской Руси Серафим Саровский – святой Русской Православной Церкви Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314/1319-1392) – святой Русской Православной Церкви Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – создатель русской физиологической школы Сикорский Иван Алексеевич (1842-1919) – русский психиатр, публицист Смит Джозеф младший (1805-1844) – основатель Церкви Иисуса Христа святых последних дней в США Смит Мервин (XIX в.) – лидер международного трезвеннического движения Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ Соловьев Александр Титович (1853-1919) – председатель Казанского общества трезвости Тенев Иван (1913-1976) – председатель Национального комитета трезвенности Болгарии Тёрнбул Уильям (1842-1925) – руководитель Международной организации добрых храмовник Тициан – итальянский живописец Толстой Лев Николаевич (1829-1910) – русский писатель Углов Федор Григорьевич (1904-2008) – русский хирург, академик Финч Джон (1852-1887) – деятель международного трезвеннического движения Фишер Анна Клара (1921-1967) – президент Немецкого союза женщин-трезвенниц Фокс Джордж (1624-1691) – основатель квакеров Фокс Чарлз (1873-1929) – основатель пятидесятничества Форель Август (Огюст) (1848-1931) – швейцарский невропатолог, президент Нейтрального IOGT Форсайт Джесси (1847-1937) – деятель международного трезвеннического движения Франклин Бенджамин (Вениамин) (1706-1790) – американский государственный деятель Худолин Владимир (XIX-XX вв.) – профессор, основатель Международного движения семейных клубов трезвости Чамберс Гарри (1803-1896) – лидер международного трезвеннического движения Чейз Симеон (?-1909) – лидер международного трезвеннического движения Челышов (Челышев) Михаил Дмитриевич (1866-1915) – депутат Государственной Думы России Чуриков Иван (XIX-XX вв.) – лидер движения чуриковцев в России (духовных христиан-трезвенников) Шичко Геннадий Андреевич (1922-1986) – лидер трезвеннического движения в СССР, создатель метода избавления от зависимостей Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950) – индийский философ, мыслитель Штубер Вилли (1928-1996) – президент Интернационального союза безнаркотического воспитания

Новое противостояние на Челышовской улице

Бажанов Е.А., писатель (Самара)

Новое противостояние на Челышовской улице

На закате перестройки (когда в СМИ шла ожесточенная полемика о пользе, вреде и последствиях постановления ЦК КПСС о борьбе с пьянством) написал два пространных очерка о Михаиле Дмитриевиче Челышове и его борьбе с алкобаронами.

Неожиданно в 1989 году материал быстро пошел в газете «Волжская коммуна» (обкома КПСС), где впервые были добрые слова о промышленнике дореволюционного периода. Далее были десятки перепечаток, в том числе три публикации в Москве.

Уже после развала СССР пришлось десять лет добиваться открытия музея истории города Самара имени М.Д. Челышова. В 1999 году музей открылся. Ставились вопросы и о памятнике, и о улице Челышова. Но это не решено до сих пор.

В 2016 году исполнилось 150 лет со дня рождения Челышова. В юбилейный год можно было многое решить. Если не включится торможение лоббистов алкомафии.

Общественный оргкомитет проведения юбилейных торжеств во главе с М.В. Кабатченко (академиком, внуком М.Д. Челышова) и Н.В. Воробьевой (руководитель Самарского регионального общественного благотворительного фонда «Культурное наследие») искали финансирование программы. Обратились в благотворительный фонд «Лига здоровья нации» под руководством известного врача Лео Бокерия. В 2016 году президент В.В. Путин выделил фонду 350 миллионов рублей. Фонд обещал поддержку. Однако уже здесь началась подруливание темных сил. Вначале зарубили одну заявку самарцев, затем зарубили вторую. Так челышовские торжества были спущены со всероссийского уровня на региональный. Зачем России знать о Челышове?

Чиновники фонда плавают на арендованном пароходе по Волге. В 2016 году были и в Самаре, где якобы оказывали консультативную помощь. Как будто они приплыли не в Самару, а в африканский «бантустан» или к беженцам из Сирии. Не рациональные расходы.

Лео Бокерия надо внимательно посмотреть на этих чиновников.

У челышовского оргкомитета было опасение, что самарские чиновники воспримут отказ «лиги…» как сигнал по торможению юбилея. Но все оказалось еще смешнее. Если в мае администрация города Самары просила автора этих строк организовать экскурсию для СМИ, то … в октябре все пошло по-другому. Оказалось, что на чиновников идет давление.

4 октября на открытие юбилейных торжеств с приветственной речью не пришел ни один областной, ни один городской чиновник.

Торжества решили спустить даже не на городской, а на районный уровень.

Пришлось публично задать ряд вопросов. Челышов это не только выдающийся общественный деятель, градостроитель, благотворитель. Это не только идеолог и вдохновитель многих движений за здоровый образ жизни, трезвеннических организаций. Челышов это статусное имя, вынесенное в название музея истории города. Уклониться от участия в юбилейных торжествах это - нечто…

5 октября чиновница Самарского областного союза журналистов сообщила представителю оргкомитета, что юбилей Челышова «не вызывает интереса у журналистов». Заранее назначенную пресс-конференцию отменили. Экое вранье.

6 октября состоялось торжественное заседание Самарской городской думы, посвященное М.Д. Челышову. Были и торжественные речи и телеканалы и благодарственное письмо председателю оргкомитета М.Д. Кабатченко. Однако и здесь пришлось внести некоторое напряжение в благостную атмосферу. Без этого не удается преодолеть ни лености, ни противодействия темных сил.

Челышовский дом (памятник истории и культуры) с разбитыми стеклами на третьем этаже снимал для фильма в 2012 году. Прошло пять лет. Те же окна стоят без стекол. На первом и втором этажах живут люди. А чуть выше снег, дождь и ветер гуляют в пустых «глазницах» дома. Хорошему стекольщику здесь работы на один день. Но даже этого не сделали в юбилейный год. Нет хозяина.

Нет и Всехсвятского кладбища, на котором похоронили в склепе Михаила Челышова. Там же похоронен академии Платонов, мать Федора Шаляпина, мать писателя Алексея Толстого, многие другие выдающиеся люди. А главное там упокоилась вся старая Самара, те, кто отстроил исторический центр города. Во время Второй мировой войны там дозахоранивали солдат, скончавшихся в самарских госпиталях. Там же хоронили специалистов заводов, эвакуированных в Самару в 1941 году. Всю эту массу народа закатали в асфальт.

А по свидетельству краеведа и местного жителя А. Завального в подвалах построенных домов порой вываливаются человеческие скелеты. Теперь вот и развлекательный центр «Гудок» там выстроили.

Часть кладбища занял парк (имени Щорса) и стадион. Тут не варварство, а зловещий ритуал, проведенный по всей России. Русские люди должны бегать и плясать на могилах своих предков. Этот энергетический удар по России еще предстоит оценить.

Многое не поправимо. Есть один ключик к исправлению. Надо положить поминальный камень на месте кладбища, где можно положить цветочки, попросить прощения и просто вспомнить предков. Однако и этого сделать не дают. Троцкого нет, а троцкизм живет и процветает.

Просил депутатов обратить внимание на эти вопросы. Силы зла борются не с Кабатченко, Воробьевой или Бажановым. Они борются с народной памятью и с космосом.

7 октября удалось разбудить городскую администрацию. На срочно организованное торжественное заседание в Самарскую публичную библиотеку (по приглашению городского управления культуры) с поздравлениями пришел первый заместитель главы города, ряд деятелей культуры и много прессы.

И на том спасибо.

Хотя и здесь чиновники опростоволосились. Автору этих строк тоже дали слово, последним выступающим. Тут же чиновники и пресса (вся!) срочно покинули зал на время моего выступления (как же, Бажанов опять будет говорить о ремонте домов и о кладбище). Причем многие остались стоять в коридоре, позже брали интервью у некоторых участников собрания. Один из корреспондентов и ко мне подошел, спросил, где находится Всехсвятское кладбище. Это какая-то клоунада. Что и отметили участники собрания. Ну, вырезали бы мое выступление и не позорились бы сами и не позорили журналистов.

8 октября все чинно и важно прошло в школе №16.

9 октября оргкомитет организовал Праздник здоровья, трезвости и мастеровитости - «Челышовские гулянья». Это без единой копейки со стороны государства и спонсоров. Музыканты, артисты, военные реконструкторы, городские библиотеки бесплатно представили свои программы. Все замечательно. Но и здесь без клаунады со стороны чиновников не обошлось.

Департамент культуры запретил Наталье Воробьевой:

а)  сбор средств на памятник Челышову (это с какого перепугу?);

б) военным реконструкторам не разрешили использовать технические средства украшающие их работу;

в) сбор детей из интерната тоже запретили:

г) запретили даже раздачу гуманитарной помощи, вручение конкурсантам призов, предоставленных фондом «Культурное наследие».

Цель одна – не дать раскрутиться «Челышовским гуляниям». Это нечто.

Что еще сорвали? В Струковском саду на большом экране должен был демонстрироваться мой фильм «Крест Михаила Челышова». Но и это не состоялось. Отчего так? Господа «тихушники» объясните. Вижу проблем с прокатом фильма на ТВ будет много. Очевидно у алкобаронов серьезный административный ресурс.

Инициаторами клаунады были не департамент культуры, не мэр и не губернатор. Не верю, что в этом могли участвовать президент России или председатель ФСБ. Но кто-то препятствует в среднем звене. Если это произошло по недоразумению, то все разрешится благополучно. А если кому то захочется примерить лавры лакеев алкомафии, то это их проблемы.

Умная власть использует энтузиазм общественников. Зачем была эта борьба?

Челышовский оргкомитет не записывался в противники к чиновникам и не спешит с выводами. В ближайший год станет ясно, кто есть кто.

Мы не сомневаемся, что памятник главному антидопенгеру России и Европы будет. Челышовские дома реставрируют. Покаянный камень на месте Всехсвятского кладбища будет. Хорошо бы расширить музей истории города Самара имени Челышова. Там нет даже комнаты для фондов.

После борьбы… на кладбище «Рубежное» перенесли 1371 захоронение самарцев, один процент Всехсвятского кладбища. На этой братской могиле нет даже газона. Она зарастает амброзией и кленами. А ведь совсем не сложно привести ее в порядок.

На середину октября текущего года ни одно центральное СМИ не откликнулось на юбилей великого гражданина России. Но то ли еще будет.

Год Михаила Дмитриевича Челышова, год возрожденной памяти, только начался.

 

Об авторе:

 

Евгений Александрович Бажанов  - русский писатель, кинорежиссер, этнограф. Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, вице-президент Международной академии трезвости, член "Союза профессиональных литераторов", член Челышовского оргкомитета, кавалер Почетного знака Думы городского округа Самара "За заслуги перед городским сообществом".

Тел. 8-987-951-07-27