МЕЖДУНАРОДНАЯ
   АКАДЕМИЯ
      ТРЕЗВОСТИ
Аббас – арабский халиф, дядя Мухаммеда Абдул-Баха (1844-1921) – глава бахаев Аввакум Петрович (1620/21-1682) – протопоп, глава старообрядчества Али Нури Мирза Хусейн (Баха-Улла) (1817-1892) – основатель бахаизма Амосов Николай Михайлович (1913-2002) – хирург, академик, член ЦС ВДОБТ Анслингер Гарри (1893-1975) – один из лидеров мирового прогибиционистского движения Асбери Фрэнсис (1745-1816) – первый методистский епископ Белов Василий Иванович (р. 1932) – русский писатель Бенсон Эзра Тафт (1899-1994) – духовный лидер адвентистов седьмого дня Бирюков Павел Иванович (1860-1931) – российский издатель, общественный деятель Бодхихарма (?-528/536) – основатель чань-буддизма Братанов Димитр Цочев (1909-?) – общественный и государственный деятель Болгарии Будда (Сиддхартхе Гаутаме) (623-544 до н.э.) – основатель буддизма Бунге Густав (1844-?) – профессор физиологии, доктор медицины, доктор химии Бутс Уильям (1829-1912) – основатель Армии спасения Вагнссон Рубен (1891-1978) – шведский государственный деятель, президент IOGТ Весли (Уэсли) Джон (1703-1791) – основатель методизма Весли (Уэсли) Чарльз (1708-1788) – основатель методизма Гагарин Станислав Семенович – русский писатель Ганди Мохандас Карамчанг (1869-1948) – индийский религиозный деятель, моралист Георгий Победоносец (?-303) – святой великомученик Гладков Борис Ильич (1847-?) – председатель Всероссийского Трудового Союза Христиан-Трезвенников Горбунов-Посадов Иван Иванович (1864-1940) – русский педагог, писатель, издатель Гхош Ауробиндо (1872-1850) – индийский религиозный философ Дейчман Эммануил Исаакович (1889-1968) – ответственный секретарь Всесоюзного совета противоалкоголных обществ в СССР Дернов Александр Александрович (1851-1923) – председатель Иоанно-Предтеченского Братства трезвости в России Домбровский Август (XIX-XX вв.) – меценат, основатель трезвеннического общества «Северное сияние» в Латвии Достоевский Федор Михайлович – русский писатель Дудочкин Петр Петрович (1916 – 2003) – русский писатель Жданов Степан Иванович (1926-1996) – основатель Международной Славянской Академии Заратуштра (Заратустра) Зороастр (между 10 и 6 вв. до н.э.) – пророк и реформатор древне-иранской религии Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) – врач, энциклопедист Иванов Порфирий Корнеевич – основатель учения о здоровом образе жизни Иисус Христос – Богочеловек, Сын человеческий Иоанн (Снычев Иван Матвеевич) (1927-1995) – митрополит С.-Петербургский и Ладожский Русской православной церкви Иоанн Златоуст (347-407) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – предшественник Иисуса Христа Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич) (1829-1908) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Лествичник (до 579-ок. 649) – византийский религиозный писатель Караваев Виталий Васильевич (1913-1985) – основатель караваевского движения в России Карлсон Свен-Олоф – президент IOGT Катанов Николай Федорович (1862-1922) – профессор, лидер трезвеннического движения в России Кёртис Натаниэль (1801-1863) – лидер международного трезвеннического движения Ковен (Кальвин) Жан (1509-1564) – основатель Кальвинизма Кокушкин Яков Карпович (1892-1984) – зачинатель V этапа трезвеннического движения в СССР Колстад Хельге (р. 1944) – деятель мировою трезвеннического движения Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) – основатель конфуцианства Красноносов Игорь Александрович (1923-1999) – русский социолог, основатель 5 этапа трезвеннического движения в России Крепелин Эмиль (1856-1926) – немецкий психиатр, основатель научной школы Кун Леврет – основатель Международной организации обществ трезвости (IOGT) Лао-цзы (VII в. до н.э.) – основатель философского даосизма в Китае Ларин Юрий (Ларин Михаил Александрович, Лурье Михаил Зальманович) (1882-1932) – председатель Всесоюзного совета противоалкогольных обществ в СССР Левский Васил (1837-1873) – прародитель трезвеннического движения в Болгарии Линкольн Авраам (1809-1865) – 16-й президент США, сторонник сухого закона Мальцев Терентий Семенович (1895-1994) – русский полевод, народный академик Маркуссон Аке – президент IOGТ Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, Болдиску) (1910-1997) – лауреат Нобелевской премии Матью Теобальд (1790-1856) – капуцинский монах в Ирландии Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1888) – русский этнограф Миллер Уильям (1782-1849) – основатель адвентизма Мухаммад Абд аль-Ваххаб (1703/04-1792) – основатель ваххабизма Мухаммед (Магомет, Магомед) (570-632) – основатель ислама, пророк Носов Николай Николаевич (1908-1976) – русский писатель Орне Джонатан (1825-1890) – руководитель Международной организации добрых храмовников Павлов Иван Петрович (1849-1936) – советский академик, физиолог Пророк Даниил – праведник, мудрец Рабиндранат Тагор (1861-1941) – индийский писатель и общественный деятель Рамакришна Шри (Гададхар Чаттерджи) (1836-1886) – индийский мыслитель Рачинский Сергей Александрович (1843-1902) – народный учитель в России Раш Бенджамин – проповедник трезвости в США Свами Прабхупада (1896-1977) – основатель Международного общества сознания Кришны Святослав – князь Киевской Руси Серафим Саровский – святой Русской Православной Церкви Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314/1319-1392) – святой Русской Православной Церкви Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – создатель русской физиологической школы Сикорский Иван Алексеевич (1842-1919) – русский психиатр, публицист Смит Джозеф младший (1805-1844) – основатель Церкви Иисуса Христа святых последних дней в США Смит Мервин (XIX в.) – лидер международного трезвеннического движения Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ Соловьев Александр Титович (1853-1919) – председатель Казанского общества трезвости Тенев Иван (1913-1976) – председатель Национального комитета трезвенности Болгарии Тёрнбул Уильям (1842-1925) – руководитель Международной организации добрых храмовник Тициан – итальянский живописец Толстой Лев Николаевич (1829-1910) – русский писатель Углов Федор Григорьевич (1904-2008) – русский хирург, академик Финч Джон (1852-1887) – деятель международного трезвеннического движения Фишер Анна Клара (1921-1967) – президент Немецкого союза женщин-трезвенниц Фокс Джордж (1624-1691) – основатель квакеров Фокс Чарлз (1873-1929) – основатель пятидесятничества Форель Август (Огюст) (1848-1931) – швейцарский невропатолог, президент Нейтрального IOGT Форсайт Джесси (1847-1937) – деятель международного трезвеннического движения Франклин Бенджамин (Вениамин) (1706-1790) – американский государственный деятель Худолин Владимир (XIX-XX вв.) – профессор, основатель Международного движения семейных клубов трезвости Чамберс Гарри (1803-1896) – лидер международного трезвеннического движения Чейз Симеон (?-1909) – лидер международного трезвеннического движения Челышов (Челышев) Михаил Дмитриевич (1866-1915) – депутат Государственной Думы России Чуриков Иван (XIX-XX вв.) – лидер движения чуриковцев в России (духовных христиан-трезвенников) Шичко Геннадий Андреевич (1922-1986) – лидер трезвеннического движения в СССР, создатель метода избавления от зависимостей Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950) – индийский философ, мыслитель Штубер Вилли (1928-1996) – президент Интернационального союза безнаркотического воспитания

Основные термины и понятия, применяемые в антинаркотической воспитательно-профилактической работе с подростками и молодежью

А


Абсолютный спирт – стопроцентный винный спирт, отличается в связи с особым способом получения более высокой токсичностью, чем ректификованный. Прием его внутрь не только в чистом, но и в разведенном виде недопустим. Понятие «А.с.» используется в статистике, например, при подсчете производства и потребления алкоголя на душу населения, при этом числовые показатели выражаются в литрах А.с. (Г.А. Шичко).


Абстинентный синдром – группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, встречающихся при прекращении или уменьшении потребления психоактивного вещества, которое принималось неоднократно, обычно в течение длительного времени и / или в больших дозах. Синдром может сопровождаться признаками физиологических расстройств.

Начало и ход А.с. ограничено во времени и связано с типом вещества и дозой, принятой непосредственно перед прекращением или уменьшением потребления. Как правило, признаки А.с. противоположны признакам острой интоксикации.

А.с. синдром характеризуется дрожью, потоотделением, беспокойством, возбуждением, тошнотой, депрессией и недомоганием. Он встречается через 6-48 часов после прекращения потребления алкоголя и, если нет осложнений, ослабевает после 2-5 дней. Может осложняться эпилептическим припадком и прогрессировать до делирия.

Опиатный абстинентный синдром сопровождается усиленными выделениями из носа, слезливостью, болями в мускулах, ознобом, «гусиной кожей», и, через 24-48 часов, мускульными и брюшными судорогами.


Абстиненция – полное воздержание от чего-либо, например, от употребления спиртных изделий, табака и т.п.


Абстрактно-логическое мышление – естественная способность здорового человеческого мозга к самостоятельной разработке самостоятельных методов «добывания» из окружающей действительности новых знаний. Высокая способность оперировать с «отвлеченными», «воображаемыми» понятиями (которые в принципе невозможно увидеть или «потрогать руками» и способность к отслеживанию влияния «отвлеченных» понятий на явления конкретной жизни). Высокая способность к творчеству и жизни «своим умом». А.-л.м. практически полностью утрачивается при отравлении даже в самых «малых» и «культурных» дозах. Утверждается, что отравление даже с дозой один литр абсолютного алкоголя на человека в год, то есть – примерно две бутылки пива в месяц, полностью лишают человека способности к А.-л.м. В этом случае человеку становится в принципе недоступным понимание явлений в сфере политики, финансов и прочих областях, требующих высокой способности к А.-л.м. Индивид, утративший способность к А.-л. м. установить и понять эту свою потерю не в состоянии. При освобождении от табачно-алкогольной зависимости возникают предпосылки к восстановлению А.-л.м. (по А.А. Звереву)


Абсурдизм – (лат. ab-surdusнелепый, глупый, несообразный) – идеологическое направление, выдумывающее и распространяющее всевозможные нелепости. (Г.А. Шичко)


Абсурдист – носитель и пропагандист различных глупостей. (Г.А. Шичко)


Аверсия к алкоголю (лат. aversatio – отвращение, неприязнь) – отвращение к алкогольным изделиям, а также ко всяким обстоятельствам, связанным с их приемом (к ситуациям застолья, посуде, используемой для выпивки, к виду пьяного человека и т.д.). Оно может быть изначально обусловлено биологическими причинами или воспитанием, но может возникать, по разным причинам и на разных этапах алкоголизации, и у лиц, употребляющих ал-ль. Отвращение к ал-лю является нормальной реакцией у страдающих от последствий потребления ал-ля, и тем более – после острого алкогольного отравления.


Агитация (от лат. agitatioприведение в движение, побуждение к чему-либо), распространение идей для воздействия на сознание, настроение, общественную активность масс с помощью устных выступлений, средств массовой информации. А. – важное средство трезвеннического воспитания, тесно связано с пропагандой.


Агрессивное поведение (лат. aggredi – нападать) – 1) отдельный поступок или система поступков личности, сопровождаемые нанесением физического, психологического, психического вреда самой личности, другому индивиду или группе людей; 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, сопровождаемых нанесением физического, психологического, психического, морального вреда индивидам, группам, нациям, государствам.

А.п. подразделяется на условную, инструментальную агрессию (assertive aggression), связанную с самоутверждением, например, в мальчишеской возне, и враждебную агрессию (hostile aggression), направленную на уничтожение или причинение вреда противнику (см.: Molamuth N.M., Feshbach S., Jaffe Y. Sexuall arousal and aggression: recent experiments and theoretical issues. – j. Soc. 1977, vol. 33. – P. 110-133).

В подростковой популяции можно наблюдать случаи немотивированного А.п., которое является следствием аффекта, стресса, депрессии, серьезных органических отклонений в психике, воздействия алкоголя, токсических или наркотических средств. (по С.А. Завражину)


Аддиктология (англ. addictology) – наука об аддиктивном поведении, т.е. поведении, обусловленным аддикцией.


Аддикция (англ. addiction) – анормальное пристрастие, привыкание к ал-лю, наркотикам или др. психоактивным веществам, а также – в расширительном значении – к некоторым формам поведения, например, к азартным играм, прослушиванию тяжелой ритмической музыки, перееданию, компьютерным играм и др.


Адипсия (лат. adipsia) – нежелание пить. А. алкогольная – нежелание пить алкоголь. А. бывает врожденная, вызванная болезненным состоянием или какими-либо средствами, а также исходя из убеждений.


Акмеология – наука о продлении возможностей человеческой жизни. Акмэ, по представлению древних эллинов, - зенит жизни, время расцвета физических, умственных и творческих способностей человека. Акмэ – это полдень жизни. Табак, алкоголь и другие наркотики коверкают акмэ. Достаточно сказать, активный курильщик «выбывает из игры» за 5-10 лет до того, что ему на «роду написано».

Акмеология (греч. akme – высшая степень чего-либо, вершина, logos – слово, учение) – наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы достижения вершины развития человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности. Вершина зрелости может быть достигнута уже в подростковом возрасте, однако наибольшую актуальность в современном обществе имеет А. юношества и взрослых. Понятие А. введено Н.А. Рыбниковым в 1928, использовано Б.Г. Ананьевым для классификации наук о развитии человека. В настоящее время в России разрабатываются преимущественно психологические направления А. Недостаточное внимание ученых к другим акмеологическим аспектам отечественной науки явилось причиной неоправданно узких представлений об онтогенезе и филогенезе человека, в том числе, и о вершине его развития. (по В.В. Колбанову)


Аксиомы культуры здоровья – аксиомы по Петленко. Выделяется 10 аксиом:

1-ая – Желай себе и всем людям Добра, Красоты, Здоровья. Пусть Вера, Надежда и Любовь тебе помогут во всем.

2-ая – Люби отца и мать. Радуйся своей жизни и жизни своих родных, близких и друзей.

3-ая – Во всем знай меру: в труде, отдыхе, питании, любви. Здоровье – это мудрость меры во всем.

4-ая – Помоги себе и своим близким отказаться полностью от алкоголя и табака – они губят тело и душу, откажись от психических ядов: зла, жадности, зависти, чревоугодия.

5-ая – Всегда начинай с себя, переделай себя, а не других. Покажи пример, как надо жить трезво.

6-ая – Имей мужество признать свои ошибки, излечись сам от своих телесных и духовных недостатков. Освободись от телесных и духовных привычек, сокращающих наши дни.

7-ая – Укрепляй Ум, Характер, Волю. Терпение и воля – самосоставляющая сила нашего здоровья.

8-ая – Научись сдерживать свои эмоции, страсти, гнев. Не кичись знаниями, гордись умением и волей. Говори постоянно: я могу, я хочу, я должен жить по-человечески.

9-ая – Помни слова Иисуса Христа: «Радуйся чадо: вера твоя – спасла тебя!»

10-ая – Форма Истины, Добра и Красоты нашей жизни – это мой Бог. Человек – продукт не только Земли, но и Бога.


Активные формы и методы антиалкогольной учебы – совокупность испытанных на практике способов, методических приемов самостоятельной работы с трезв. и противоалкогольной лит-рой, ведения антиалкогольных занятий, направленных на активизацию внимания и мышления слушателей, повышение их познавательного интереса. Цель их – глубокое и прочное усвоение знаний, выработка устойчивых навыков их практ. применения, формирование на этой основе антиалкогольных убеждений, трезв. мировоззрения.


Активные формы и методы трезвеннической учебы – совокупность испытанных на практике способов, методических приемов самостоятельной работы с трезвеннической и противоалкогольной литературой, ведения трезвеннических занятий, направленных на активизацию внимания и мышления слушателей, повышение их познавательного интереса. Цель их – глубокое и прочное усвоение знаний, выработка устойчивых навыков их практического применения, формирование на этой основе трезвеннических убеждений, трезвенного мировоззрения. Необходимым предварительным условием плодотворного применения А.ф. и м.т.у. является знание педагогами и слушателями существа обсуждаемых вопросов. Среди А.ф. и м.т.у. – лекция-беседа, собеседование, конференция (теоретическая, методическая, научно-практическая), консультация (индивидуальная, групповая), выездное темат. занятие, дискуссия, диспут, обсуждение рефератов, выполнение практ. заданий, проблемное обучение и др.

Добиваясь активизации внимания аудитории, педагог нередко обращается к такому виду А.ф. и м.т.у., как лекция-беседа. Излагая новый материал, он ставит перед слушателями вопросы, приглашает их к коллективному размышлению, обмену мнениями. Заключительное слово при этом всегда принадлежит педагогу: он обобщает результаты обсуждения, разъясняет непонятные вопросы, помогает основательно разобраться в теме, рекомендует дополнительную литературу и т.д.

К числу весьма эффективных А.ф. и м.т.у. относятся выездные тематические занятия. Они проводятся в домах культуры, библиотеках, музеях (историко-революционных, краеведческих), на выставках достижений нар. хоз-ва, в больницах, в учреждениях Госкомнаркоконтроля, органов внутренних дел и др., на передовых промышленных предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, в местах боевой славы.

Непременное условие успешного использования А.ф. и м.т.у. – тщательное продумывание содержания и способов их применения в конкретной аудитории. В противном случае А.ф. и м.т.у. могут утратить заложенные в них возможности. Например, защита реферата только в том случае пройдет активно, если слушатели заранее будут ознакомлены с его тезисами, подготовятся к коллективному обсуждению.


Активный отдых – деятельность, предупреждающая утомление, отличающаяся от основной (предыдущей) деятельности тем, что вызывает возбуждение в другом нервном центре, снимая первоначальную напряженность труда. Эффект А.о. заключается не только в снятии напряженности труда и предупреждении утомления, но и в улучшении функционального состояния, координации движений, функций сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, что при систематическом повторении способствует улучшению физического развития, укреплению культуры здоровья и снижению заболеваемости. (по В.В. Колбанову)


Акупунктуры – сравнительно новый способ лечения ал-ма и наркомании так сильно повышает процент успешного исхода, что создается впечатление высокой действенности иглоукалывания самого по себе.

Техника А, разумеется, не нова. Изобретенная на Дальнем Востоке и применяемая уже более 3 тыс. лет, эта методика (эффективность которой доказана наукой) наконец-то получила широкое распространение на Западе.


Акцентуация характера – понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. А.х. свойственная уязвимость личности по отношению не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к месту наименьшего сопротивления данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. (по В.В. Колбанову)


Алкалоиды (познелат. Alcaliщелочь, отсюда наз.) – обширная группа азотосодержащих циклич. соединений, главным образом растительного происхождения. Все А. – азотистые основания, которые классифицируют по химическому строению (преимущественно по входящим в их структуры гетероциклам – индолу, пиридину, хинолину и пр.), а также в зависимости от источника выделения. Известно около 1000 А.: особенно богаты ими растения из семейства бобовых, маковых, пасленовых, лютиковых, маревых, сложноцветных. А. оказывают физиологическое действие на организм животных и человека, преимущественно на нервную систему, благодаря чему применяются в медицине (кофеин, морфин, эфедрин, А. спорыньи и др.) и в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями. Биологическая роль А. в растениях окончательно не установлена; их образование, и превращения в клетках тесно связаны с обменом аминокислот. А. могут защищать растения от поедания животными, служить формой хранения органического азота и др. Многие А. получены хим. синтезом.


Алкоголепийца – проалкогольно запрограммированный человек, поглощающий алкоголь.


Алкоголефильные государства (от лат. phileo – люблю) – страны, где ал-ль приобрел довольно высокое значение и распространение. (по Ф.Н. Петровой)


Алкоголефобные государства (от лат. phobos – боязнь) – страны, где ал-ль запрещен и где придерживаются закона трезвости. Всего в мире таких государств 81. В целом же ⅔ землян ведут трезвый образ жизни. (по Ф.Н. Петровой)


Алкоголизация – потребление значительных количеств алкогольных изделий, также процесс увеличения частоты потребления а-ля. Термин может применяться как к отдельному пьющему, так и к обществу в целом.

В биологическом смысле: прием, введение, поступление алкоголя в организм человека. Влияние алкоголя на организм. В смысле социальном: влияние алкоголя на группу людей, микроколлектив, регион. А. (букв. перевод – насыщение спиртом) – собирательное понятие. Охватывает различные формы потребления алкоголя, от тех, которые принято считать в нашем обществе «нормальными», до патологических, характеризующихся синдромом зависимости. А. бывает: 1) тотальной (всеобщей), когда большинство взрослого населения в той или иной мере потребляет спиртное; 2) локальной – свойственной лишь определенному региону; 3) непрерывной (постоянной); 4) периодической (временной). Иногда А. приобретает характер пандемии (повальное, массовое пьянство), при которой все слои населения употребляют спиртное в больших количествах (древнегреческие и древнеримские вакханалии, деревенское народное пьянство в ряде мест современной России, когда от опоя вымирают семьи и даже селения). А. как процесс социально детерминирована. Она возникает и совершается только в алкоголизированном обществе, так как человек не может существовать вне общественных отношений. Причинные факторы А. можно условно подразделить на объективные и субъективные. К объективным относятся: производство алкоголя, реклама (скрытая и явная), продажа спиртного; доступность и наркотические свойства алкоголя, вызывающие у его потребителей пристрастие (наркоманию). К субъективным можно отнести питейные обычаи и ритуалы, стремление человека получить удовольствие, соблазн, различные предрассудки, наделение алкоголя «полезными» свойствами, физиологическое состояние организма, нервно-психические расстройства, потребность в алкоголе как средстве психологической разрядки и др.


Алкоголизм – понятие собирательное, включающее в себя три основных аспекта: психологический, социальный и медицинский. Социальным аспектом А. является тот духовный, материальный и биологический вред, который причиняет потребление спиртных изделий как самим пьющим, так и всему обществу. А. в медицинском аспекте – хроническая зависимость, обусловленная систематическим употреблением спиртных изделий. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, нарушениями обмена веществ и деятельности центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы.

Социальный смысл А. шире медицинского, он включает в себя и пьянство как общественное зло и А. как заболевание. А. - психологическое расстройство, основными признаками которого являются: питейная запрограммированность, привычка выполнять питейный ритуал, потребность в опьянении и в алкоголе.

Термин алкоголизм первоначально предложил в 1849 году Magnus Huss.

Неопределенность термина привела к тому, что в 1979 году Экспертный Комитет ВОЗ не одобрил его, предпочтя более узкую формулировку синдрома алкогольной зависимости, как одну среди многих проблем, связанных с потреблением алкоголя.


Алкоголизм хронический – зависимость, развивающаяся вследствие употребления спиртных изделий. Первые признаки: высокая переносимость алкоголя, способность принимать большие дозы спиртного часто без признаков отравления и последующего отвращения; исчезновение рвоты при передозировке. Одновременно возникает болезненное влечение к алкоголю (постоянные мысли о спиртном, подъем настроения в предвкушении его приема и т.п.). Алкогольное опьянение становится единственным состоянием, при котором испытываются удовлетворенность и ощущение благополучия; другие ситуации утрачивают ценность. В отсутствии спиртного, даже при самых благоприятных обстоятельствах, появляется рассеянность, раздражительность, падает работоспособность. После приема привычного количества спиртного настроение как будто бы улучшается, вновь «повышаются» физический тонус и интенсивность психич. деятельности, отмечается «концентрация» внимания и др.

С течением времени болезненное пристрастие проявляется неудержимым стремлением к алкоголю, которое начинает руководить поведением больного. Влечение может достигать интенсивности голода, жажды и сопровождаться такими проявлениями, как расширенные зрачки, потливость и т.п. Пьянство приобретает регулярный, систематический характер. Меняется форма опьянения: ослабевает успокаивающее, расслабляющее действие спиртного и усиливается возбуждающее. Трезвый алкоголик вял, несобран, подавлен; пьяный – становится деятельным, подвижным, оживленным. Благодушие, однако, легко сменяется раздражительностью, гневливостью или плаксивостью. Возможны необоснованная ревность, чувство несправедливой обиды, агрессивность и пр. При опьянении возникают расстройства памяти: утрата деталей происходившего или полная невозможность при протрезвлении вспомнить, что произошло во время опьянения.


Алкоголизмия – процесс превращения трезвенника в алкоголика./ по Г.А.Шичко./


Алкоголик – 1. Проалкогольно (питейно) запрограммированный человек, имеющий привычку выполнять питейный ритуал, потребность в опьянении и в алкоголе.

2.Человек, приобретший зависимость от алкоголя, в результате потребления спиртных изделий, либо проалкогольно (питейно) запрограммированный человек, привыкший к спиртному, испытывающий в нем потребность и употребляющий его.


Алкогология – наука об алкоголе. Термин, весьма редко употребляемый в англ. яз., но привычный во франц. для обозначения полных знаний, собранных об алкоголе, используемом человеком, о его производстве, о последствиях его употребления индивидуумом и обществом.


Алкоголь – наркотический яд, имеющий широкое применение как техническая жидкость. В ГОСТе от 1972 дано такое определение: «Этиловый спирт – бесцветная жидкость с характерным запахом. Сильный наркотик вызывающий сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы». Важно также понимать, что в настоящее время алкоголь является ведущим наркотиком. Его применение для целей отравления населения надежно легализовано. Более того, закреплено во множестве ритуалов, песен, других «произведениях искусства» и т.д. В плане понимания усилий алкобизнеса и др. в направлении отравления населения, например, алкогольными ядами полезно рассмотреть динамику изменения формулировок ГОСТов.

В ГОСТе от 1972 года – «Этиловый спирт – бесцветная жидкость с характерным запахом. Сильный наркотик вызывающий сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы».

В ГОСТе от 1982 года – «Этиловый спирт – бесцветная жидкость с характерным запахом. Сильный наркотик».

В ГОСТе от 1993 года – «Этиловый спирт – бесцветная жидкость с характерным запахом».

«Санитарно-гигиенические нормы и правила СГНП от 1999 года» характеризуют алкоголь как «вещество с доказанной для человека канцерогенностью».

В практике можно встретить различные названия этого ядовитого вещества: алкоголь, этиловый спирт, питьевой спирт, медицинский спирт, хлебный спирт, пшеничный спирт и т.д.

Спирт является хорошим растворителем. В любых пропорциях растворяется в воде, жирах. Хорошее сырье для химической промышленности (для производства каучука), прекрасное топливо. Применяется также спирт в амортизирующих устройствах, тормозных устройствах, гидросистемах и т.д.

Алкоголь легко воспламеняется, имеет характерный отвратительный запах и жгучий вкус. При приеме вовнутрь является сильнейшим протоплазматическим, то есть проникающим в протоплазму всех клеток человеческого организма, ядом.

В современном мире алкоголь – ведущий наркотик («Наркотик, подрывающий здоровье населения» из решения ВОЗ 28 сессия 1975 год). В БСЭ этанол также отнесен к наркотическим ядам. Впрочем, русские врачи установили это еще раньше, и свое решение обнародовали на всероссийском совещании врачей в 1915 году. (по А.А. Звереву)

А.по химической терминологии алкоголи являются большой группой органических соединений, получаемых из гидрокарбонатов и содержащих одну или более гидроксильных (-ОН) групп. Этанол (С2Н5ОН, этиловый алкоголь) является одним из представителей этого класса соединений и является главным психоактивным ингредиентом алкогольных изделий.

Абсолютным А. называют этанол, содержащий более 1% воды по массе.


Алкогольная наркомания – алкоголизм. Этиловый спирт является наркотиком, поэтому с одной стороны, к нему развивается пристрастие, с другой - он вызывает наркоз, т.е. потерю сознания и в связи с этим полное обезболивание. (Г.А. Шичко)


Алкогольная политика – комплекс мер, направленных на контроль предложения и / или воздействие на спрос на алкогольные изделия среди населения (обычно страны), включая образовательные и лечебные программы, контроль над ал-лем, стратегии снижения ущерба и т.д. Подразумеваемая необходимость координации усилий правительства с точки зрения общественного здоровья и / или общественного порядка. Этот термин возник в Скандинавских странах и широко распространился с 1960-х гг. В России под термином А.п. подразумевается политика по расширению производства, торговли и потребления ал-ля, т.е. по тотальному спаиванию населения страны.


Алкогольное мышление – система защиты пьянства, характерная для больных алкоголизмом, особенно в период обострения влечения к ал-лю. Термин предложен французским психиатром Тибу (1941).

Речь идет об определенной тенденциозной логике, подборе аргументов и суждений, направленных на то, чтобы оправдать, объяснить, защитить свое пьянство. На это направлен весь мыслительный аппарат пьющих, весь его опыт. Он вспоминает только те случаи из жизни или только то из литературы и истории, что говорит в пользу потребления ал-ля.


Алкогольное опьянение – изменение физиологических и психических процессов, возникающее в результате приема спиртных изделий. В определенных дозах алкоголь «снимает» психическое напряжение, повышает настроение, создавая ощущение «свободы», раскованности, веселья. Эти ощущения, ради которых люди и употребляют спиртные изделия, временны и по мере увеличения дозы выпитого алкоголя сменяются состоянием возбуждения с утратой самоконтроля и критической оценки ситуации, ослаблением сдерживающего начала, а нередко злобностью, агрессивностью или угнетенным и подавленным настроением. Именно в таком состоянии опьяневший совершает антисоциальные поступки вплоть до преступлений насильственного характера (хулиганство, изнасилование, нанесение телесных повреждений, убийство). Состояние подавленности и угнетенности, соединенное с некритичной оценкой последствий своих поступков, часто приводит опьяневшего к самоубийству. Антисоциальные действия могут быть совершены в результате разового приема алкоголя человеком, который в трезвом состоянии никогда не проявлял склонности к дебоширству, агрессии и др. Кроме того, при приеме алкоголя развивается тяжелое алкогольное отравление, что вызывает болезненное пристрастие к алкоголю.

По клиническим проявлениям различают три степени опьянения: легкую, средней тяжести и тяжелую.


Алкогольно-наркотические смеси и разведения – различные алкогольные изделия. В программе, заставляющей человека отравляться, маскируется словами: алкогольные напитки, пиво, вино, водка, коньяк и другими.


Алкогольные изделия – смеси воды и алкоголя с небольшими добавками других веществ, которые придают изделиям характерные запах и вкус.

Токсичность А.и. в основном зависит от количества ал-ля. Сивушные масла при содержании выше определенных пределов усиливают токсичность А.и.

Как правило, пиво, вино, водку, коньяк и т.д. называют «напитками». Такое отношение к ним является опасным заблуждением. Ал-ль – наркотик, специфический нервный яд, находясь в том или ином А.и., не может «питать» организм. Напитками называют те жидкости, которые приносят ему только пользу.


Алкогольные обычаи – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение особенности (формы, поводы, условия и т.д.) употребления алкогольных изделий как элемент квазикультуры сообщества. Они поддерживают определенный уровень употребления ал-ля в обществе.


Алкогольные психозы – психические зависимые состояния, возникновение которых связано с алкоголизмом. Наиболее часто встречающиеся формы А.п. – белая горячка (помрачение сознания, зрительные и слуховые галлюцинации, возбуждение, различные соматические и неврологические расстройства), алкогольный галлюцинациноз (преимущественно слуховые галлюцинации угрожающего содержания), бред ревности и т.д.


Алкогольные установки можно определить как отношение человека к спиртным изделиям, к алкогольным обычаям, привычкам, к различным проявлениям пьянства и его поведение в ситуациях, предполагающих прием спиртных изделий. В этом определении заложена некая двойственность, отражающая сложность структуры установки. С одной стороны, А.у. рассматриваются как отношения индивида к спиртным изделиям и в этом смысле они являются результатом усвоения социального опыта. С другой стороны, А.у. определяют поведение человека в конкретной ситуации, и в этом смысле они приближаются к понятию навыка, привычки, динамического стереотипа.


Алкогольный абсурдист – носитель и пропагандист ложных сведений об «алкогольных напитках» и последствиях их употребления. (Г.А. Шичко)


Алкогольный климат – обстановка взаимной терпимости, сочувствия и поддержки в группах потребителей алкоголя. Складывается на основе питейного климата. Для людей этой группы алкоголь стал жизненной потребностью, коллективные воздействия микросреды на личность здесь особенно велики, т.к. все ее члены испытывают общее влечение или благоволение к алкоголю, общее стремление к опьянению. У человека нестойкого, попавшего в А.к., чувство ответственности за свои действия снижается, такие защитные механизмы личности, как содействие нравственным установкам, исчезают.

А. к. – формируется из питейного, если в микросреде абсолютное большинство ее членов оказываются зависимыми от алкоголя. В А.к. у пьющих вследствие анозогнозии (отсутствие осознания зависимости) возникает стойкое групповое убеждение, что человек может пить «нормально», что стоит ему только захотеть – и он преодолеет себя и не будет напиваться.


Алкогольный фон – тип социально-психологической обстановки. Основные признаки и сущность ее характеризуют жизненный уклад микросреды, в которой алкоголизация не встречает общественных заслонов или других сдерживающих экономических и административных факторов.


Алкогольный цирроз – тяжелая форма алкогольного заболевания печени, характеризуемая омертвлением и постоянной деформацией формы печени.

А.ц. обычно встречается у людей в возрасте 40-50 лет, после примерно 10- лет опасного потребления алкоголя. Рак печени является поздним осложнением цирроза примерно в 15% случаев.


Алколог (англ. alcohologist) – специалист, занимающийся изучением отношений человека с алкоголем, т.е. алкологией. За рубежом А. называют иногда специалиста, который избавляет от зависимости алкоголиков, а также тех, кто участвует в общественных мероприятиях, касающихся алкогольных проблем.


Алкология (англ. alcohology, фр. alcoologie, итал. alcologia) – область знаний об отношениях человека с ал-лем, наука о проблемах и явлениях в человеческом обществе, связанных с ал-лем. Этот термин был впервые предложен в 1903 Р. Коппе (R. Koppe). В 1923 во Франции было рекомендовано обучать врачей А. как части социальной медицины. Как научная дисциплина, охватывающая все аспекты отношений человека с ал-лем, А. сформировалась в 1980 гг. В ряде стран выпускаются специальные журналы под таким названием, в том числе международные.


Аморализм – (от греч. a – начальная часть слова со значением отрицания и лат. moralis – нравственный) – безразличие к требованиям морали и общепринятым нормам поведения в обществе. Очень часто А. имеет своей питательной почвой алкогольное и наркотическое потребление.


Аморальное поведение – 1) поступок, система поступков личности, противоречащие установленным в обществе моральным нормам; 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, противоречащей установленным в обществе моральным нормам.


Аномальное поведение (от греч. anomalia– неровность) – особый тип поведения формирующейся личности с отклонениями социально-психологического и психопатологического характера.


Аномия – (от греч. a – отрицательная частица и nomosзакон), буквально беззаконность, безнормность – кризисное состояние, характеризующееся глубокими нарушениями функционирования системы правовой и моральной регуляции поведения индивидов в обществе.


Антиалкогольная политика – сфера деятельности общества, связанная с ликвидацией пьянства и алкоголизма. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с интересами общества, проблемой власти. А.п. обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы жизни общества. Эксплуататорские режимы, стремясь задержать его поступательное развитие, проводят политику спаивания народа. Так, царица Екатерина II неоднократно подчеркивала: «Пьяным народом управлять легче». В условиях социализма А.п. была направлена на искоренение спиртных изделий населением. В наше время в России вновь возникли алкогольные проблемы, которые были присущи как дореволюционной России, так и ряду стран Запада.


Антиалкогольное воспитание – воспитание в детях с раннего возраста антиалкогольной установки, формирование отвращения к спиртным изделиям, уважения к трезвости. А.в. предполагает следующие основные результаты: знание последствий алкоголизма, уважение к трезвости, соблюдение трезвого образа жизни. Основными принципами антиалкогольной работы с несовершеннолетними являются: А.в. с младшего школьного возраста, целесообразность и преемственность в проведении А.в. и антиалкогольной пропаганды; планирование антиалкогольных мероприятий с учетом психологических особенностей различных возрастных групп учащихся; соответствие гигиенического и нравственного, эмоционального и содержательного аспектов в антиалкогольной ориентации учащихся; организация полноценного в соц.-нрав. плане досуга и повышение общ. активности школьников; комплексный подход к антиалкоголизму; участие подростков в противоалкогольной работе; индивидуальная психолого-воспитательная работа с угрожаемым в отношении употребления алкоголя контингентом.


Антидепрессанты – различные по химическому строению и механизму действия психотропные средства, которые улучшают настроение, снимают тревогу и напряжение, повышают психическую активность; применяются для лечения психических депрессий.


Антиобщественное (противоправное) поведение – 1) отдельный поступок или система поступков личности, нарушающие официально установленные в обществе правовые нормы; 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, нарушающих социально установленные в обществе правовые нормы. Причем, нарушаться могут нормы, как уголовного, так и административного, хозяйственного, трудового, семейного и т.д. права.


Антирекламный абсурдизм обладает явно более высоким раздражающим свойством, т.к. покушается на целостность восприятия мира человеком. При этом любое посягательство на эту целостность восприятия подсознательно расценивается, как сигнал опасности, защитная же реакция, в принципе, известна: просмотр антирекламы часто заканчивается сигаретой или рюмкой, а прямая реклама чаще всего проходит незамеченной, как и 25-й кадр. Это происходит несмотря на возможно благие цели устроителей и из-за того, что за короткое время рекламных роликов возможно только сказать: «Нельзя», а на: «Почему нельзя», то есть на элементарное просвещение, или, другими словами, на апелляцию к сознанию и на создание трезвенных убеждений, времени (денег) не хватает. Такие ролики создают только на время не удовлетворенное раздражение, снимаемое каждым алкоголиком или курильщиком с помощью этих же узаконенных наркогенных в-в. Хотя давно известно, что только планомерная разъяснительная и просветительская работа может принести плоды. ( по Ю.А. Соколову)


Анти табачно-алкогольно-наркотические программисты – люди, способствующие уничтожению у других людей табачно-алкогольно-наркотической запрограммированности.


Антропогенетика (греч. anthropos – человек, genetikos – относящийся к рождению, происхождению) – наука, изучающая генетические аспекты антропогенеза: наследование нормальных антропологических признаков (группы крови, размера черепа, дерматоглифики, цвета глаз и волос и т.д.), генетические процессы в популяциях (отбор, дрейф генов, изоляция). А. занимает промежуточное положение между антропологией и генетикой, изучает внутренние в нешние факторы изменчивости организма человека. (по В.В. Колбанову)


Антропология (греч. anthropos – человек, logos – учение) – межотраслевая дисциплина на грани естественного и общественного разделов науки, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида, формирование человеческих рас, нормальные вариации морфологических особенностей и функций организма человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды. Как самостоятельная наука А обособилась в XIX в. Основные разделы А.: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С сер. XX в. на грани между А., физиологией человека и медициной усиленно развиваются комплексы научных отраслей, объединяемых под названиями биология человека и экология человека. Оба эти направления в настоящее время выделяются в самостоятельные научные дисциплины. Анатомическая, физиологическая, биохимическая А. – современные разделы и составные части А. Выделяют также медицинскую, прикладную и возрастную А. Отдельный раздел возрастной А. – педагогическая А. посвящен особенностям роста и развития детей и подростков, имеет тесную связь с генетикой человека. (по В.В. Колбанову)


Апатия – (греч. – бесчувственность) – психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелыми переживаниями или заболеваниями и проявляющееся потерей интереса и безразличием к окружающему.


Аскетизм (от греч. aske, askesis - упражняющийся в чем-либо) – первоначально подготовка атлетов к состязаниям; затем – стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными привычками. А. проповедовал апостол Павел. Проповедь А. характерна для большинства религий и многих сектантских воззрений. В христианстве А. рассматривается как «основной закон жизни верующего». Многие пропагандисты умеренного потребления ал-ля считают, что отрицание ал-ля относится к А. В то же время, давно известно, что трезвенность – естественное (от рождения) состояние человека.


Асоциальное поведение – 1) отдельный поступок или система поступков личности, не соответствующие или откровенно пренебрегающие общепринятыми социальными нормами и стереотипами поведения; 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих или откровенно пренебрегающих общепринятыми социальными стереотипами.


Атмосфера питейная – ситуация, при которой употребление спиртного является непременным условием для всех членов группы, даже случайно собравшейся (банкет, именины, встречи знакомых, обрядовые и внеобрядовые ритуалы и церемонии), т.к. поведение их определяется традиционным винопитием. В А.п. вопрос «пить или не пить» даже не ставится, потому что присутствующие, независимо от их личных установок, оказываются под волевым диктатом питейного обычая – пить обязательно. Взаимозаражение и взаимовлияние в А.п. заставляют индивида безропотно подчиняться общей питейной установке.


Аутогенная тренировка (греч. auto – сам, genesis – происхождение) – психотерапевтический метод воздействия, основанный на самовнушении и саморегуляции, при котором человек путем длительных и сложных упражнений обучается релаксации (расслаблению мускулатуры тела или отдельных его частей) и благодаря обретению этой способности может влиять на нервно-психические процессы, сердечно-сосудистую систему, обмен веществ посредством самовнушения, концентрации внимания, представлений, умения контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности отдыха или значимой для субъекта деятельности.

А.т. широко применяется специалистами в комплексе с другими методами психотерапии, в сочетании с медикаментозными воздействиями. Самостоятельное использование А.т. без учета индивидуальных особенностей организма и личности (типа нервной системы, хронотипа, особенностей конституции) может привести к психическим травмам, психогенным заболеваниям и причинить вред организму.


Аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов.


Ацетальдегид – промежуточный продукт окисления этилового спирта (хим. формула C2H4O), содержащий альдегидную группу (H-C=O); в организме образуется с участием фермента алкогольдегидрогеназы. Высоко токсичен, его действием объясняется большинство токсических эффектов ал-ля.

Новости Академии

10.07.2017
«Пособие добровольца за трезвый здоровый образ жизни (думающего, понимающего и делающего)»«Пособие добровольца за трезвый здоровый образ жизни (думающего, понимающего и делающего)»

10.07.2017
«Современные подходы к первичной профилактике и формированию культуры трезвого здорового образа жизни в образовательной среде»

13.04.2017
Вышел в свет журнал «Собриология» № 1 за 2017 год

05.02.2017
Вышел в свет четвертый номер журнала «Собриология» за 2016 год.

20.12.2016
В декабре 2016 года вице-президент Международной академии трезвости Бажанов Е.А. завершил работу над заключительными частями документального фильма «Крест Челышова»

28.11.2016
В ноябре 2016 года в Нижнекамске Татарстана открыт новый сайт фонда «Трезвость»

05.11.2016
С 12 по 22 октября 2016 года в Сочи проведен Международный форум трезвенников

Все Новости Академии