МЕЖДУНАРОДНАЯ
   АКАДЕМИЯ
      ТРЕЗВОСТИ
Аббас – арабский халиф, дядя Мухаммеда Абдул-Баха (1844-1921) – глава бахаев Аввакум Петрович (1620/21-1682) – протопоп, глава старообрядчества Али Нури Мирза Хусейн (Баха-Улла) (1817-1892) – основатель бахаизма Амосов Николай Михайлович (1913-2002) – хирург, академик, член ЦС ВДОБТ Анслингер Гарри (1893-1975) – один из лидеров мирового прогибиционистского движения Асбери Фрэнсис (1745-1816) – первый методистский епископ Белов Василий Иванович (р. 1932) – русский писатель Бенсон Эзра Тафт (1899-1994) – духовный лидер адвентистов седьмого дня Бирюков Павел Иванович (1860-1931) – российский издатель, общественный деятель Бодхихарма (?-528/536) – основатель чань-буддизма Братанов Димитр Цочев (1909-?) – общественный и государственный деятель Болгарии Будда (Сиддхартхе Гаутаме) (623-544 до н.э.) – основатель буддизма Бунге Густав (1844-?) – профессор физиологии, доктор медицины, доктор химии Бутс Уильям (1829-1912) – основатель Армии спасения Вагнссон Рубен (1891-1978) – шведский государственный деятель, президент IOGТ Весли (Уэсли) Джон (1703-1791) – основатель методизма Весли (Уэсли) Чарльз (1708-1788) – основатель методизма Гагарин Станислав Семенович – русский писатель Ганди Мохандас Карамчанг (1869-1948) – индийский религиозный деятель, моралист Георгий Победоносец (?-303) – святой великомученик Гладков Борис Ильич (1847-?) – председатель Всероссийского Трудового Союза Христиан-Трезвенников Горбунов-Посадов Иван Иванович (1864-1940) – русский педагог, писатель, издатель Гхош Ауробиндо (1872-1850) – индийский религиозный философ Дейчман Эммануил Исаакович (1889-1968) – ответственный секретарь Всесоюзного совета противоалкоголных обществ в СССР Дернов Александр Александрович (1851-1923) – председатель Иоанно-Предтеченского Братства трезвости в России Домбровский Август (XIX-XX вв.) – меценат, основатель трезвеннического общества «Северное сияние» в Латвии Достоевский Федор Михайлович – русский писатель Дудочкин Петр Петрович (1916 – 2003) – русский писатель Жданов Степан Иванович (1926-1996) – основатель Международной Славянской Академии Заратуштра (Заратустра) Зороастр (между 10 и 6 вв. до н.э.) – пророк и реформатор древне-иранской религии Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) – врач, энциклопедист Иванов Порфирий Корнеевич – основатель учения о здоровом образе жизни Иисус Христос – Богочеловек, Сын человеческий Иоанн (Снычев Иван Матвеевич) (1927-1995) – митрополит С.-Петербургский и Ладожский Русской православной церкви Иоанн Златоуст (347-407) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – предшественник Иисуса Христа Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич) (1829-1908) – святой Русской Православной Церкви Иоанн Лествичник (до 579-ок. 649) – византийский религиозный писатель Караваев Виталий Васильевич (1913-1985) – основатель караваевского движения в России Карлсон Свен-Олоф – президент IOGT Катанов Николай Федорович (1862-1922) – профессор, лидер трезвеннического движения в России Кёртис Натаниэль (1801-1863) – лидер международного трезвеннического движения Ковен (Кальвин) Жан (1509-1564) – основатель Кальвинизма Кокушкин Яков Карпович (1892-1984) – зачинатель V этапа трезвеннического движения в СССР Колстад Хельге (р. 1944) – деятель мировою трезвеннического движения Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) – основатель конфуцианства Красноносов Игорь Александрович (1923-1999) – русский социолог, основатель 5 этапа трезвеннического движения в России Крепелин Эмиль (1856-1926) – немецкий психиатр, основатель научной школы Кун Леврет – основатель Международной организации обществ трезвости (IOGT) Лао-цзы (VII в. до н.э.) – основатель философского даосизма в Китае Ларин Юрий (Ларин Михаил Александрович, Лурье Михаил Зальманович) (1882-1932) – председатель Всесоюзного совета противоалкогольных обществ в СССР Левский Васил (1837-1873) – прародитель трезвеннического движения в Болгарии Линкольн Авраам (1809-1865) – 16-й президент США, сторонник сухого закона Мальцев Терентий Семенович (1895-1994) – русский полевод, народный академик Маркуссон Аке – президент IOGТ Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, Болдиску) (1910-1997) – лауреат Нобелевской премии Матью Теобальд (1790-1856) – капуцинский монах в Ирландии Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1888) – русский этнограф Миллер Уильям (1782-1849) – основатель адвентизма Мухаммад Абд аль-Ваххаб (1703/04-1792) – основатель ваххабизма Мухаммед (Магомет, Магомед) (570-632) – основатель ислама, пророк Носов Николай Николаевич (1908-1976) – русский писатель Орне Джонатан (1825-1890) – руководитель Международной организации добрых храмовников Павлов Иван Петрович (1849-1936) – советский академик, физиолог Пророк Даниил – праведник, мудрец Рабиндранат Тагор (1861-1941) – индийский писатель и общественный деятель Рамакришна Шри (Гададхар Чаттерджи) (1836-1886) – индийский мыслитель Рачинский Сергей Александрович (1843-1902) – народный учитель в России Раш Бенджамин – проповедник трезвости в США Свами Прабхупада (1896-1977) – основатель Международного общества сознания Кришны Святослав – князь Киевской Руси Серафим Саровский – святой Русской Православной Церкви Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314/1319-1392) – святой Русской Православной Церкви Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – создатель русской физиологической школы Сикорский Иван Алексеевич (1842-1919) – русский психиатр, публицист Смит Джозеф младший (1805-1844) – основатель Церкви Иисуса Христа святых последних дней в США Смит Мервин (XIX в.) – лидер международного трезвеннического движения Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ Соловьев Александр Титович (1853-1919) – председатель Казанского общества трезвости Тенев Иван (1913-1976) – председатель Национального комитета трезвенности Болгарии Тёрнбул Уильям (1842-1925) – руководитель Международной организации добрых храмовник Тициан – итальянский живописец Толстой Лев Николаевич (1829-1910) – русский писатель Углов Федор Григорьевич (1904-2008) – русский хирург, академик Финч Джон (1852-1887) – деятель международного трезвеннического движения Фишер Анна Клара (1921-1967) – президент Немецкого союза женщин-трезвенниц Фокс Джордж (1624-1691) – основатель квакеров Фокс Чарлз (1873-1929) – основатель пятидесятничества Форель Август (Огюст) (1848-1931) – швейцарский невропатолог, президент Нейтрального IOGT Форсайт Джесси (1847-1937) – деятель международного трезвеннического движения Франклин Бенджамин (Вениамин) (1706-1790) – американский государственный деятель Худолин Владимир (XIX-XX вв.) – профессор, основатель Международного движения семейных клубов трезвости Чамберс Гарри (1803-1896) – лидер международного трезвеннического движения Чейз Симеон (?-1909) – лидер международного трезвеннического движения Челышов (Челышев) Михаил Дмитриевич (1866-1915) – депутат Государственной Думы России Чуриков Иван (XIX-XX вв.) – лидер движения чуриковцев в России (духовных христиан-трезвенников) Шичко Геннадий Андреевич (1922-1986) – лидер трезвеннического движения в СССР, создатель метода избавления от зависимостей Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950) – индийский философ, мыслитель Штубер Вилли (1928-1996) – президент Интернационального союза безнаркотического воспитания

Челышев Михаил Дмитриевич. Алкоголизм и школа.

Челышев Михаил Дмитриевич (1866-1915) Алкоголизм и школа / [Чл. Гос. думы М. Челышов] СПб.: "Владимир". типо-лит., [1911]

I.

В заседании Государственной Думы 3 ноября 1910 г. при обсуждении статьи 12-й внесенного Министром Народного Просвещения законопроекта о начальных училищах, депутат Челышов высказал следующее:

Гг. члены Государственной Думы. В рассматриваемом нами законопроекте ст. 12 перечисляет все предметы, которые должны будут проходиться учащимися в начальных наших училищах. Предметы суть следующие (читает): закон Божий, русский язык, арифметика, краткий курс геометрии в связи с черчением, география, история России, краткие ведения по природоведению и обществоведению, чистописание (по возможности, пение, рисование и физические упражнения). Гг., все это нужно, нее это необходимо знать для подрастающего поколения, для развития его молодого ума, но есть еще один предмет, — я его называю именно предметом, потому то это вещь серьезная, глубоко пустившая в народную жизнь свои корни, — изучение которого, я считаю, для народа необходимым: это ознакомление с последствиями отравления спиртными «напитками» народной жизни. Поэтому я считаю необходимым дополнить эту статью следующими словами: после слов „по природоведению “ добавить слова: «о вреде, приносимом употреблением спиртных «напитков». Дополнение это я считаю потому необходимым, что все подрастающее поколение должно знать, что все, что делают они, глядя на старших, видя, что старшие пьют — а они по неопытности, по незнанию делают то же самое, думая, что пьют для веселья, что будто бы спиртные «напитки» дают веселое настроено, а также пьют для молодечества, — они должны знать, что это даром не пройдет никогда; что это не проходит даром, говорит наука. Во всех исследованиях наука доказывает, что употребление спиртных «напитков» есть потребление яда, ужасного по своим последствиям, что это отразится на здоровом, чистом, святом человеческом уме и организме. И важно еще то, что все страшные яды не имеют одного того качества, которое имеет алкоголь; все эти яды не имеют притягательной силы к себе, а алкоголь имеет ужасную притягательную силу, и человек, раз испробовавший его, редко теряет влечение к этой отраве. Весь ужас всего человечества в том, что человек соприкасается с так щедро везде обслуживающими его питейными заведениями, и что население всегда и везде, во всякое время дня и ночи может эту проклятую отраву иметь. Его неведомая сила влечет для удовлетворения пагубной для него потребности. Я должен указать еще и на следующее положение, что с этим злом отравы населения алкоголем соседи наши, культурные государства, уже борются; этот вопрос признали вопросом государственной важности и рядом мероприятий в своих государствах уделяют этому в своей школе одно из первых мест. В Америке преподавание о вреде алкоголя в школах введено как обязательный предмет и занимает то же положение, как история и география, и имеет значение при переводе из класса в класс. В Соединенных Штатах требуется, чтобы для низших школ 20—25 проц. книг для чтения было посвящено алкоголю. В Канаде никто не получает аттестата на право преподавания в общественных школах, если не выдержит испытания по физиологии и гигиене, при том специально в применении к алкоголизму. В настоящее время 22.000.000 детей воспитываются в школах в правилах строгого воздержания от алкоголя. В 1882 г. американское общество врачей выступило прямо с требованием к правительству Соединенных Штатов относительно введения в школы антиалкогольных наук. Другая страна — это Франция, где в 1900 г. французский министр народного просвещения в своем циркуляре учителям говорит: „Преподавание о вреде алкоголя не может считаться второстепенным делом. Я желаю, чтобы оно в наших научных программах заняло то же место, что грамматика и арифметика; я требую, чтобы при испытаниях, которыми заканчивается курс наших училищ, проверялись познания об этой отрасли". Французскому учителю не приходилось ждать разрешения на право борьбы, ибо он вполне мог быть уверен в полном сочувствии всего учебного ведомства, и яркую обрисовку положения вопроса дает один из последних циркуляров французского министерства народного просвещения, относящийся к роли школы и учителя в борьбе с народным злом. (Циркуляр говорит (читает). „Зло алкоголизма растет и растет, угрожая благополучию страны; никакая специальная задача не может столь сильно привлекать внимание и общества и правительства, как борьба с народным пьянством, но выполнить успешно эту задачу может только народный учитель, только он своими силами может одержать победу в крестовом походе против народного врага. Вся охрана судьбы нации в школе, школа отвечает за умственный и нравственный облик народа, и её священная обязанность вступить в борьбу со смертельной для нации опасностью. Я взываю не только к доброй воле учителей и общества, я взываю к той высокой идее, которая их одухотворяет - любви к отечеству“. Вот что в дружеском нам французском государстве делается в целях народного отрезвления путем школы. Германия: в 1902 г. министр народного просвещения Штудт разослал всем правительственным президентам (губернаторам) окружное послание, которое гласило (читает): «Чрезвычайное значение предстоящей задачи заставляет меня еще раз особенно отметить, что ни одна народная школа не может отстраниться от участия в борьбе против великого зла пьянства».

60.000 матерей и сестер в Германии обратилось к германскому министру народного просвещения с просьбой ввести науку об алкоголизме в школах. Сильная, могучая страна культурного народа, как германцы, признает, что великое значение в воспитании народных масс имеет школа, и школа уделяет место для учения и знакомства подрастающих поколений с вредом, наносимым им спиртными «напитками». В английских школах распространено добровольное преподавание странствующими ораторами о вреде алкоголя; считают, что там за 11 лет, с 1888—1899 гг., учителями, переезжающими с места на место, прочтено было в школах более 34.600 лекций, на которых присутствовало более 3.800.000 учеников и 127.000 учителей. Каждая церковь в Англии обязательно имеет свое общество трезвости для детей. Вот и другое культурное, просвещенное государство в школьном обучении детей считает тоже необходимым и нужным предмет обязательного обучения и знакомства подрастающих будущих граждан с вредом, наносимым спиртными «напитками». В Австралии преподавание науки об алкоголе стоит наравне со всеми прочими науками. В Швеции еще в 1892 г. введено обязательное антиалкогольное учение в школах; вызвано это было энергичным требованием преподавателей учебных заведений. В Норвегии для начальных и высших учебных заведений науки об алкоголизме введены в 1896 г. В Голландии вопрос об антиалкогольном обучении возник по инициативе учительских корпораций, и в 1893 г. преподаватели за дело взялись сами. В Бельгии наука об алкоголе введена в школах по инициативе инспектора народных школ Робинса. В Швейцарии § 32 конституции налагает на органы управления отдельных кантонов обязанность борьбы с алкоголизмом и в исполнение этого параграфа большая часть кантонов ввела в местных школах науку об алкоголизме. У нас в подвластной провинции, в Финляндии, это введено, как обязательный предмет в школах, и 75 проц. всей учащейся молодежи в Финляндии принадлежит к школьным обществам трезвости. Вот, их, эти аргументы говорят ясно, что культурные народы совершенствуют подрастающее поколение, знакомя его со всеми ужасными последствиями, которые могут принести человеку спиртные «напитки». Я полагаю, что и нам необходимо к этому прийти, что и нам рассматриваемый закон надо дополнить. Мы не можем относиться безучастно к тому положению, в котором находятся наши ученики в школе. Я займу у вас немного времени и доложу те цифры, которые говорят, что пьянство, к нашему стыду и к несчастью для страны, в школах наших существует. Вот какие у меня есть документы. Представитель Петербурга в столичном попечительстве, г. Строганов, передает следующий факт — эти цифры получены из анкеты Петербургского городского попечительства — в одном случае начало употребления спиртных «напитков» отнесено к первому году жизни, в четырех случаях к третьему году жизни, в 21 случае к семилетнему возрасту, в 16 случаях к пятилетнему, в 25 случаях к восьмилетнему и т. д., повышаясь до 14-ти летнего возраста. На Всероссийском съезде городских учителей по данным доктора Григорьева в восьми школах с 179 мальчиками и 159 девочками было развито повальное пьянство и непьющих оказалось только 20 мальчиков и 10 девочек. По докладу доктора Коровина «Сельская школа и алкоголизм в Московской губ.» (читает): „из мальчиков — употреблявших спиртные «напитки» 67% проц., из девочек — 46,2 проц. По возрасту: от 7—8 лет 61,2 проц. мальчиков и 49 проц. девочек: от 9—10 лет 66,5 проц. мальчиков и 46,9 проц. девочек; от 11 до 12 и 13 лет 72,8 проц. мальчиков и 51,6 проц. девочек; свыше и 3 лет 78 проц. мальчиков и 41,8 проц. девочек. Напивались допьяна 15% проц. мальчиков и 3,2 проц. девочек в этом же возрасте. Умственная отсталость и развитие встречается в большинстве случаев больше у пьющих и наиболее у напивавшихся, худшая успешность отмечается у пьющих и самая низшая успешность у напивавшихся. Из первых мер должны быть: школьное преподавание, наглядные пособия, личный пример учителей, школьные общества трезвости и ознакомление родителей с вредом алкоголизма». Вот что говорит известный борец против отравления спиртными «напитками» доктор Коровин, который исследовал этот вопрос почти во всей Московской губ. На всероссийском съезде по педагогической психиатрии доложены следующие цифры: в Пермской губ. в народных школах мальчики пьют поголовно, в Псковской губ. пьют даже дети дошкольного возраста, в Лифляндской губ. процент пьющих детей доходит до 92; в церковно-приходских школах Зарянского у. все дети пьющие. По данным доктора Григорьева в Новгородской губ. в городском училище 58 мальчиков и 39 девочек; пьют абсолютно все. Из 43 учеников от 8—11 лет в одной городской школе Петербурга пило постоянно 37, непьющих в этой школе 6 и идущих на кражу ради сотки водки. В одной из женских школ из 30 девочек водку пили все, а 17 бывали пьяны всегда. Из доклада доктора Тейзинга „Наблюдения в Тульском приюте для опьяневших по отчетам его от 1904—1908 гг.“, по возрастам, с которого начали пить, больные, пользовавшиеся приютом, относятся к следующим двум группам (читает), „к первой — начавшие пить в детском возрасте (от 7 —15 лет) — 20 проц. общего числа больных, и ко второй — начавшие пить в юношеском возрасте (от 15— 20 лет) — 56 проц. общего количества. Ясно, что на развитие пьянства малолетних и несовершеннолетних должно быть обращено строгое внимание; необходимо пропагандировать идею трезвости, где только возможно, особенно в школах“. Это говорит врач, который исследовал эту народную язву и пришел к неуклонному убеждению, что школа должна обратить внимание, и вы, гг., не должны быть безучастны к этому детскому разложению. Вот передо мной лежит последняя брошюра, недавно изданная, доктора медицины Вержбицкого «Участие школы в борьбе с алкоголизмом». Он дает новые цифры. В народной школе Новгородской губ. всего 58 учеников; из них в старшем отделении 10 чел. - все пили водку; в среднем отделении 21 чел. — пили водку 11 чел.; в младшем из 27 чел., пили 19 чел. В женском училище в Петербурге из 50 учениц в возрасте от 8—16 лет ничего не пили две ученицы; пили и пьют вино и пиво 38 и пили и пьют водку 10. В петербургском городском училище в районе с рабочим населением опрошено 43 ученика в возрасте от 8-ми до 11 лет, из них знакомы с водкой 37 чел., из них ежедневно пьют перед обедом одну рюмку 9 чел.; каждый праздник 14 и были пьяны от водки 16 чел. В Петербургском городском училище 652 чел., в возрасте от 8-ми до 13 лет, из которых никогда не пили водки только четверо. Вот, гг., вам цифры, которые ясно говорят, что нельзя закрывать глаза, нельзя оставаться безучастными как г. Министру Народного Просвещения, так и нам, народным представителям, к этому всегубящему злу, разъедающему все здоровое, все чистое в человечестве. На Московской выставке против алкоголизма были доложены следующие цифры — это, гг., не отдельные цифры, а уже статистика целого района. Вот, в Курской губ. были обследованы 586 школ; из этого количества выяснилось, что в 76,8 проц. школ наблюдалось среди детей пьянство. А в Петербургских начальных школах пьют водку 94 проц. всех школьников-мальчиков; пробовавших водку, при обследовании женских школ, оказалось 91 проц. девочек. В 1908 г. на Чистопольском земском собрании инспектором народных училищ г. Стрельниковым сделан был доклад о пьянстве среди малолетним учеников сельских школ, и сельские учителя не раз замечали, как их малолетние пьяные ученики приходили в школу и безобразничали. Вот, гг., эти документы, документы людей, интересующихся этим вопросом, документы людей, стоящих близко к народу, таких людей, как врачи, земские учителя, не должны быть теми фактами, которые можно замалчивать. Мы не должны этого замалчивать, мы не имеем права молчать об этом отравлении нашего молодого поколения Министром Финансов, спаивающим русское население, и с этим злом необходимо бороться через школу, необходимо потому через школу, что школа имеет неотразимое влияние на молодые, свежие, чистые умы крестьянских детей, школа оставляет на них свой отпечаток, как говорится, «каков пастырь, таков и пасомый». Я всецело высказываюсь за необходимость такой поправки, потому что через школу бороться нам указывает и резолюция всероссийского съезда городских учителей, это было 18 июня 1909 г. Она говорит (читает): „ I) Съезд обращает самое серьезное внимание Государственной Думы и Государственного Совета на то, что народная болезнь, именуемая алкоголизмом, не только отзывается на подрастающем поколении в наследственном смысле, но в то же время вьет прочное гнездо среди учащихся; 2) необходимо, чтобы учащий персонал относился отзывчивее, чем это было до сих пор, к борьбе с алкоголизмом, который является одной из основ к вырождению русского народа. Еще есть резолюция, над которой надо задуматься, в особенности врачам; это резолюция врачей-трезвенников, которые ясно верят в науку, которая говорит „Алкоголь во всех видах есть яд для организма“. На международном конгрессе образовался союз врачей-трезвенников, который издал воззвание к врачам всех стран, ко всем правителям, ко всем правительствам, к народным представителям, ко всем воспитателям и учителям, к духовным лицам, ко всем, кому дорого благоденствие нашего поколения и грядущего потомства. (читает) „Мы, принадлежащие к врачебному сословию, — говорит это воззвание, — вооруженные наукой для изучения и критики сущности и действия спиртных «напитков», высказываем наше твердое убеждение, что эти «напитки» совершенно не нужны и чрезвычайно вредны, а равно, что бедствия, создаваемые и поддерживаемые потреблением спиртных «напитков», возможно и следует искоренять и не допускать. Прежде всего, необходимо всяческими способами знакомить молодежь и воспитывать примером, а также защищать посредством закона, чтобы научить ее воздерживаться от спиртных «напитков». У нас, гг., недавно, в нынешнем году, закончился съезд по борьбе с пьянством. Одна из резолюций этого съезда — § 5 гласит следующее: «Ввести в виде отдельного предмета обязательное преподавание начал трезвости в низшей и средней школах». Это я, гг., прочел вам три резолюции, резолюции, сделанные съездом людей, интересующихся этим делом, людьми, изучающими отраву населения спиртными «напитками». И, гг., мы не можем дальше держать наших детей в неведении. Мы сделаем преступление, если не откроем им глаза на то, что в этой бутылке, которая пред ними находится каждый день, чтобы он знал, что в ней находится, чтобы он знал, что это есть впоследствии его разорение, его потеря стыда, потеря любви к Родине и Царю. Ведь если мы в этой статье хотим преподавать все явления природы, все явления атмосферы, которые являются в природе, если он будет знать, отчего дождь идет, какие небесные светила, то я считаю необходимым, чтобы он знал, что такое каждый день стоит на столе, на стойке в кабаке. Без этого преподавания, без знакомства детей через школу с пропагандой трезвости, гг., нам, народным представителям, оставаться нельзя. Если до сего времени Министерство Народного Просвещения этого народного горя, этой народной неосведомленности не видит, неосведомленности в том, что спиртные «напитки» его губят, губят в нем все чистое, разумное, то нам, гг., пришедшим с мест, нельзя закрывать глаза на опасность, грозящую целому стомиллионному населению. (Голос справа: верно). Гг., я не могу не указать еще на одно положение. Если мы сейчас вводим ст. 112 обязательность преподавания закона Божия, если мы считаем необходимым знакомить детей с ним и развивать в них основы нравственности, то я спрошу вас можем ли мы сеять даже и хорошее зерно, но на почве, которую каждый день проезжает телега, делая в ней колеи? Конечно, нельзя. Гг., я полагаю, что необходимо учить и знакомить подрастающее поколение с вредом, происходящим от спиртных «напитков», наравне с законом Божиим. Этим путем, путем ознакомления его с вредом, происходящим от употребления спиртных «напитков», мы можем отрезвить народ и можем в недалеком будущем видеть русский народ трезвым, а от этого сытым, здоровым и материально обеспеченным. (Рукоплескания справа и в центре*).

Председательствующий. Приступаем к голосованию. Прежде всего, позвольте огласить внесенные к ст. 12 поправки. Член Государственной Думы Челышов предлагает после слов: „и обществоведению добавить слова: „и о вреде, приносимом употреблением спиртных «напитков». (Булат, с места: и табака). Кто поддерживает эту поправку? (Встает более 10 лиц). Ставлю на голосование поправку члена Государственной Думы Челышова. (Баллотировка). Принято. (Рукоплескания в центре и справа).

*) Депутат свящ. Гепецкий: Гг., еще два слова относительно речи депутата Челышова. Мы. духовенство, приветствуем этого борца за народную трезвость, мы сами знаем, что борьба с пьянством, как вообще борьба со всякими отрицательными явлениями, которые к великому сожалению и несчастью проникают в гущу народной жизни, должна начинаться со школы, должна начинаться с нежного возраста. И вот, не оставляя вне заботы наше взрослое население, мы не можем игнорировать наше право учить наших детей, укреплять их в том, чтобы из них выработались стойкие твердые люди в отношении трезвости. Мы приветствуем борца за народную трезвость г. Челышова и мы верим, что Государственная Дума согласится со всем тем, что он здесь говорил. (Рукоплескания справа).

Министр Народного Просвещения не согласился с принятой поправкой депутата Челышова и просил ее исключить. 4 февраля 1911 г. во время третьего обсуждения законопроекта о начальных училищах, депутат Челышов, отстаивая свой поправку заявил:

Гг. члены Государственной Думы. Я не предполагал, что мне придется отнимать дорогое время у Государственной Думы, но необходимость заставляет отнять у вас несколько минут. При втором обсуждении рассматриваемого нами законопроекта Государственная Дума приняла мое дополнение к ст. 12 и признала необходимым довести до населения через школу о вреде, приносимом употреблением спиртных «напитков». Такое постановление прошло большим большинством, но на такое постановление не согласилось Министерство Народного Просвещения, и в своем предложении, которое напечатано в рассматриваемом нами докладе, слова в ст. 12: «но вреде, приносимом употреблением спиртных «напитков» просит исключить. Вот это обстоятельство, что Министерство Народного Просвещения не согласно, чтобы через школу дошло до населения о вреде, приносимом употреблением спиртных «напитков», и заставило меня выйти сюда. Я не могу согласиться с предложением г. Министра Народного Просвещения и уверен, что Государственная Дума не пойдет по этому неправильному пути и решения своего переделывать не станет. В отношении этого предложения г. Министра Народного Просвещения не представлено никаких объяснений, никаких доказательств. Гг., нам все время говорят, что бороться с пьянством надо просвещением, образованием, через школу; и вот первая наша мера для борьбы через школу с народной темнотой, с народным невежеством, чтобы население знало о вреде, приносимом употреблением спиртных «напитков», этот первый камень — нами положен только еще первый камень в этом здании, — этот камень из самого фундамента исключает Министерство Народного Просвещения. Гг., с подобными предложениями согласиться никак нельзя; это было бы несправедливо и неразумно.

После выступления докладчиков комиссии по народному образованию, поддерживавших предложение Министра Народного Просвещения и оправдывавшихся ссылкой на ст. 13, в которой введены сведения по гигиене с изложением вреда, приносимого потреблением спиртных «напитков», поправка депутата Челышова из ст. 12 была исключена.

Принятая затем ст. 13, на которую ссылались гг. докладчики, гласит: „Кроме предметов поименованных в предыдущей (12) статье, с согласия уездного (городского) училищного совета, могут быт сообщаемы и другие полезные сведения и вводимы занятия по ручному труду, рукоделиям, домоводству, отраслям сельского хозяйства, первоначальным сведениям по гигиене и проч., сообразно местным потребностям. Для преподавания этих предметов могут быть устраиваемы при основных отделениях начальных училищ особые отделения для окончивших начальное училище или основное отделение. Другими словами, курс гигиены, с достаточными, по уверению докладчиков, сведениями о вреде спиртных «напитков», является курсом необязательным, так как введенье этого курса зависит от «согласия» местных училищных советов и должно отвечать «местным потребностям», т.е. взглядам отдельных лиц, смотрящих на спиртные «напитки» разно. Кроме того, все «первоначальные сведения по гигиене» так мало уделяют места спиртным «напиткам», а в большинстве случаев не уделяют совсем, что они ни в коем случае не могут заменить отвергнутой Министром Народного Просвещения и комиссией по народному образованию, а за ними и Госуд. Думой поправки депутата Челышова.

II.

В заседании Госуд. Думы 15 ноября 1910 г. при обсуждении статьи 32-й внесенного Министром Народн. Просв. законопроекта о начальных училищах* депутат Челышов произнес следующее:

Ну, гг. члены Государственной Думы. 3 ноября мы, рассматривая данный закон, приняли в число обязательных

_______________________

*) Ст. 32-я гласит: «На должности учителей и учительниц не могут быть избираемы: 1) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного через обман имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силой Всемилостивейшего Манифеста или особого Высочайшего повеления; 2) состоящие под следствиям и судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в п. 1; 3) подвергшиеся несостоятельности впредь до определения свойства её; 4) состоящие под опекой; 5) несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность коих признана несчастной; 6) лишенные духовного сана или звания за пороки и 7) осужденные за уклонение от воинской повинности.

предметов преподавания для нашего подрастающего поколения предмет и о вреде потребления спиртных «напитков»;* но чтобы наш закон принес пользу населению, для того, чтобы намеченная нами благая цель достигла желательных результатов, нам необходимо быть последовательными, нам необходимо, чтобы обучающий персонал отвечал своему назначению и был на высоте своего призвания и, безусловно, трезвого образа жизни. Гг., не может учить религиозности учитель, когда он сам ни во что не верит, не может проповедовать нравственность, когда он сам безнравственный. Никто не может дать того, чего сам не имеет; если только в наших школах будут находиться лица, которые ведут нетрезвый образ жизни, то, поверьте, наша разумная статья не достигнет той цели, которую должна достичь. Гг., о том, что в наших школах не все здорово в этом направлении, я говорить не буду, вам самим это хорошо известно; я укажу пример, как к этому вопросу относятся сами учащиеся. Передо мной лежат несколько документов, которые я считаю необходимым огласить Государственной Думе. Г. Чебышева-Дмитриева несколько лет тому назад разослала несколько сот писем городским и другим учительницам, приглашая их помочь в борьбе с алкоголизмом, но на зов не откликнулась ни одна. Другой случай; 20 ноября 1909 г. доктор Вержбицкий должен был в Соляном Городке сделать доклад о борьбе школы с алкоголизмом; на этот доклад разослано было до 800 повесток всем директорам и заведующим училищами в Петербурге, так как имелось в виду привлечь учащий персонал к организации среди учащихся кружков трезвости. Не явился ни один, и доклад не состоялся. Вот эти документы ясно говорят о том, как относятся наши учащие к этому вопросу; они к нему относятся не с должным вниманием, почему — судите сами. Другой еще есть пример, очень характерный; на пастырском собрании Дубосищенского благочиннического округа 30 декабря 1909 г. решался вопрос о борьбе с народным пьянством. Отцы-трезвенники предлагали дать подписку о воздержании от упо-

______________

*) См. стр. 9 и 10.

требления спиртных «напитков» во время исполнения треб, но это предложение не прошло. Вот, гг., ассигнуя народные средства на народные школы и желая, чтобы она была благоустроена во всех отношениях в здоровой обстановке, мы не можем оставаться безучастными к тому вопросу, чтобы там наши дети имели примером своим трезвых учителей. Ведь, гг., никто из вас не возьмет прислугу, никто не возьмет даже дворника или кучера к скотине, если он нетрезвый в жизни. Можем ли мы допускать, чтобы в школе был нетрезвый учитель? Гг., все это не важно, а важно другое: как люди, которые пользуются глубоким уважением и большой популярностью, как знатоки народного образования, как они на это смотрят? Передо мной лежит выписка, которая говорит, что об этом думал и как говорил известный педагог Рачинский. Он говорит (читает): «И если в настоящее время, в минуту пробуждения в нашем народе сознательного христианства, соперником является кабак, если пьяный разгул слишком часто заглушает в нем всякое движение духа; если в этой борьбе не произойдет скорый и решительный поворот, то вечный позор всем нам, людям досуга и достатка, мысли и знания, — печатного слова и Правительства. Позор и проклятие нашему мертвому образованию, нашей праздной болтовне, нашей духовной пустоте и бессилию!» Гг., говорить все это заставляет меня знание русской жизни и масса виденных мной примеров, когда учитель является не на высоте своего призвания по поводу этого недуга, т. е. прямо слабости к спиртным «напиткам». И нам, народным представителям, знающим народную жизнь, знающим все последствия от неправильно поставленного воспитания нашего юношества, надо на этот вопрос взглянуть серьезно и, говорю откровенно, не стесняться в принятии мероприятий к оздоровлению нашей школы. Не могу никак согласиться с тем, что к этому вопросу надо относиться снисходительнее, как я слышал от многих членов Думы. Мы желаем видеть наших детей, будущих наследников Российского государства, безусловно, здоровыми н материально обеспеченными, а это может быть при единственном условии, если подрастающее поколение признает вред, приносимый спиртными «напитками», а этому научить его мажет только наш учитель.

Председательствующий. Член Государственной Думы Челышов предлагает ст. 32 дополнить п. 8-м следующего содержания: „и ведущие нетрезвый образ жизни". Ставлю это дополнение на голосование. (Баллотировка). Принято 112 голосами против 103. (Голоса: в двери). Я слышу голоса: в двери. Угодно будет Государственной Думе проверить голосование? (Баллотировка). Принято. Прошу помощников пристава закрыть двери. Приступаем к поверочному голосованию. (Происходит баллотировка выходом в противоположные двери) Позвольте объявить результат голосования. Поправка члена Государственной Думы Челышова отклонена 126 голосами против 118.

_______________

При третьем чтении (7 февраля 1911 г.) законопроекта о начальных училищах эта поправка депутатом Челышовым была внесена снова и Государственной Думой отклонена вторично.

III.

В заседании Государственной Думы 29 ноября 1910 г. по окончании обсуждения XIV отдела внесенного Министром Народного Просвещения законопроекта о начальных училищах, Председательствующим было заявлено:

Член Государственной Думы Челышов предлагает дополнить законопроект новым отделом.

Товарищ Секретаря Государственной Думы Соколов. Член Государственной Думы Челышов предлагает дополнить законопроект отд. XV следующего содержания (читает): „В изменение и дополнение действующих узаконений постановить: заведения для торговли крепкими «напитками» могут находиться на расстоянии не ближе 150 саженей от учебных заведений всех наименований.

Председательствующий. Так как это не есть поправка к какому-либо из отделов, а предложение дополнить законопроект новым отделом, то я признаю возможным дать члену Государственной Думы Челышову высказаться в разъяснение мотивов внесения такого предложения.

Депутат Челышов в защиту своего предложения произносит следующее:

Гг. члены Государственной Думы. Много уделили мы внимания и много вложили страстности в обсуждение означенного закона. Как Министерство Народного Просвещения, так и народные представители старались сделать все возможное для улучшения народного просвещение; мы обратили внимание на все стороны, как он должен проводиться в жизни. Но, гг., мы не обратили внимания на одно обстоятельство, по которому я считаю необходимым дать объяснения. Это обстоятельство — находящийся и царствующий у нас среди народа кабак. Если только наши школы будут находиться, как они в настоящее время находятся, рядом с кабаком, и не только рядом, но часто и в одном доме, то, поверьте, все наши начинания сведутся почти к нулю. Старый закон акцизного устава оберегал школы, не допускал, чтобы они были в соседстве с подобного рода заведениями, старый закон говорил, что от школ и церквей питейные заведения ближе как на 40 саж. находиться не могут. Но этот закон неравномерно распространялся на всю Российскую Империю, а в Царстве Польском он допускал присутствие кабака не ближе 80 саж.; есть еще и другое указание: от имений великих князей закон допускает постановку кабака не ближе 1.000 саж. И новый, внесенный Министерством Финансов, закон о борьбе с пьянством ограждает сельские общества, если они не пожелают иметь у себя питейное заведение, чтобы оно было не ближе 200 саж. Значит, законодательство прежнего времени и нового времени идет навстречу тому, чтобы в тех селениях и обществах, в тех учреждениях, где разрушающее влияние кабака сказывается и население сознает это, он стоял на почтительной дистанции. Но старый закон, гг., имеет карикатурное основание, старый закон по отношению училищ толковался следующим порядком: закон действует тогда по отношению к училищу, если это училище помещается в казенном или общественном здании, если же это училище находится в наемном доме, т. е., где снимается под училище квартира, закон уже не действует. И вот эта карикатурная особенность старого закона допускала возможность, что вверху помещается училище, а внизу питейное заведение. Такого карикатурного законоположения мы потерпеть в народном просвещении не можем, и поэтому я хочу обратить ваше внимание на следующее: закон должен охранять не здание, сложенное из кирпичей или построенное из леса, покрытое железом или соломой, он должен охранять то общество, то собрание детей, которые учатся грамоте. Поэтому я предполагаю, что нам в настоящее время к рассматриваемому закону нужно будет добавить одно положение, которое ясно и определенно говорило бы, чтобы питейные заведения и пропажа спиртных «напитков» рядом со школами не находились. Гг., до сего времени в нашем государстве первое место давалось не школе, а кабаку; лучшие помещения в городах и лучшие дома в селах заняты чем? Они заняты питейными заведениями, а школы ютятся где-то на задворках, в старых землянках. Мы знаем, что если просят крестьяне об открытии школ, то им отказывают, а кабак ставят насильно, без их спроса. Все ходатайства крестьянских обществ, городских самоуправлений, а также частных обществ, которые имеют какие-нибудь учебные заведения, о том, чтобы этот кабак не мог быть ближе 40 саж., не удовлетворялись. Предо мной лежит маленькая выписка жителей Знаменской ул. в г. Томске: просили перевести лавку подальше от церкви и школы; управляющий акцизными сборами сообщает Томскому губернатору, что чинами акцизного управления вновь произведено измерение расстояния между церковью и казенной: от церкви 40 саж., а от школы на 2 саж. больше. „Что же касается городского женского училища, то хотя по измерению лавка оказалась в 29 саж., но в виду того, что означенная школа находится в частном доме, то — пишет управляющий акцизными сборами — законное 40-саженное расстояние к этой категории школ не относится и поэтому все такие ходатайства — я этих ходатайств перечислять не буду, их сотни — акцизным управлением не удовлетворялись. Гг., мы не можем идти по этому позорному пути прошлого, где кабак имел первое место, а школа второе; мы обязаны дать школе первое место и лучшие условия. Ведь если кто имел, гг., несчастье быть или жить в соседстве с казенной винной лавкой или с пивной какой-нибудь лавкой, он знает все разложение, какое вносит в это место одно нахождение кабака. И мы, родители, посылающие детей в школу, в праве требовать, чтобы подобная зараза разума, зараза совести, зараза развития детской души, не происходила. И, гг., примеры заразительны, и дети видят там воочию, какие безобразные совершаются там сцены, о которых говорить здесь невозможно, дети видят такие видения, о которых нельзя без ужаса рассказывать. И это всем вам, гг., известно. Я не буду перечислять всех этих примеров, но, повторяю, примеры заразительны. Вы часто, гг., видите, что дети часто играют в пьяниц; я вам укажу, хотя бы из газет, что примеры заразительны, и назад тому несколько лет мы никогда не знали, чтобы дети наши играли в виселицу, а в настоящее время это есть, и все это ведет к разложению молодых душ. Я хочу еще указать на те собранные материалы, которые говорят о том, что детская преступность растет, растет, безусловно, под влиянием заразительных примеров, противоречащих законам нравственности. Я также не буду приводить цифры о самоубийствах учащихся детей, все эти цифры будут доложены, когда будет обсуждаться закон с пьянством, в настоящее же время за поздним временем я ограничусь небольшим. Я хочу сказать, что все наши заботы о народном образовании могут разбиться, если мы не оградим наших новых школ от соседства с кабаком. (Великий учитель, которого недавно потерял мир, гр. Толстой в своем сочинении „Праздник просвещения" говорит следующее: „Пора понять, что просвещение распространяется не одними туманными и другими картинами, не одним только устным и печатным словом, но и заразительным примером всей жизни людей; что просвещение, не основанное на нравственной жизни, не было и никогда не будет просвещением, а будет только затмением и развращением. Поэтому, гг., я в заключение скажу, что народы, которые уделяют школе первое место, имеют полное право надеяться на счастливую жизнь в будущем, но те, которые дают школе последнее место, они отжили и жить не будут. Я предлагаю установить, что заведения, торгующие спиртными «напитками», должны находиться на расстоянии не ближе 150 саж. от учебных заведений всех наименований. (Голоса: браво).

Докладчик комиссии по народному образованию Ковалевский возражает депутату Челышову следующим: Мне кажется, что предложение депутата Челышова не относится к атому положению о начальных училищах. Ст. 598 Уст. Пит. говорит о том, что в 40 саж. от учебного заведения, т. е. более короткое расстояние, чем предлагает депутат Челышов, не может быть устроено питейное заведение. В связи с этим уставом должен быть рассмотрен этот вопрос, и если есть некоторые недоразумения, на которые указывал член Государственной Думы Челышов, то они найдут место в законе о борьбе с пьянством, который предстоит нашему рассмотрению. Здесь же, в проекте о начальных училищах, трактовать этот вопрос, да еще не по отношению только к винным лавкам, а вообще к заведениям, торгующим спиртными «напитками», как напр., гостиницы, железнодорожные вокзалы, харчевни и проч., конечно, практически невозможно. Все это должно быть отдельно рассмотрено, и здесь включать особый по этому вопросу раздел представляется излишним.

Депутат Челышов на возражение докладчика заявляет:

Докладчик, гг., вам говорит, что есть ст. 589, которая ограждает школы и говорит, что когда будет издаваться новый закон о борьбе с пьянством, тогда этот вопрос будет предвиден. Гг., мы издаем в настоящее время закон о школе и должны указать, в каких условиях должна школа находиться. Я выскажу другое положение, — что закон о борьбе с пьянством ходит в Думе третий год, и, будет ли он поставлен на очередь, неизвестно, пройдет ли он в жизнь, также неизвестно, а вопрос о школе уже теперь идет, и важно решить его сейчас, чего мы и ждем.

Председательствующий. Ставлю на голосование дополнение к законопроекту, предлагаемое членом Государственной Думы Челышовым. (Баллотировка). Отклонено большинством 137 голосов против 103. (Голоса: в двери, в двери). Мне кажется, в этом нет надобности. Угодно будет проверить состоявшееся голосование? (Баллотировка). Отклонено.

При третьем чтении (9 февраля 1911 г.) законопроекта о начальных училищах это предложение депутатом Челышовым было внесено вновь в следующей редакции: „В изменение и дополнение действующих узаконений постановить: заведения для торговли крепкими «напитками» могут находиться на расстоянии не ближе 100 саженей от учебных заведений всех наименований". При баллотировке это предложение Государственной Думой было отклонено.